Как восстановить аккумулятор автомобиля: реанимация, промывка, своими руками

Какие аккумуляторы можно восстановить

Сразу же установите, что не все свинцово-кислотные батареи могут быть восстановлены. Например, гелевые (GE) и AGM аккумуляторы не подлежат восстановлению. Конечно, существуют специальные устройства для заправки таких батарей дистиллированной водой, но после такой заправки батареи годятся только для аварийного питания в сельской местности — для прослушивания радио и включения 12-вольтовой лампочки.

Сульфатация батарей этого типа практически невозможна, но если сильно постараться, то сульфатация может произойти. Единственный способ утилизировать такую батарею — это переработать ее. Поэтому речь идет только о свинцово-кислотных батареях с жидким электролитом.

Вы можете попытаться реанимировать аккумулятор, если он не держит емкость. То есть, он быстро заряжается и так же быстро разряжается. По окончании заряда напряжение на клеммах батареи находится на нормальном уровне 12,66 вольт (измерено через 10 минут после разрядки батареи).

Если в аккумуляторе произошло короткое замыкание (обычно это вызвано сколом пластины), его вряд ли удастся оживить. Характерным симптомом внутреннего короткого замыкания является то, что напряжение полностью заряженной батареи составляет 10,6 В (одна банка закорочена) или ниже.

Полезно! Если пластины слегка сколоты, можно попытаться устранить короткое замыкание, тщательно и энергично промыв аккумулятор дистиллированной водой. Это поможет промыть хрупкие компоненты, вызвавшие короткое замыкание.

Треснувший корпус батареи также вряд ли удастся отремонтировать должным образом. Трещину, конечно, можно заклеить или запаять — здесь нет проблем. С этой задачей справится термоклеевой пистолет или простой паяльник. Но автомобильный аккумулятор работает в очень жестких условиях вибрации и ударов, поэтому рано или поздно это соединение треснет, заливая моторный отсек кислотой. И он сломается в самый неподходящий момент. Аккумулятор с переполненным электролитом больше не является аккумулятором. Такая батарея не запустит двигатель, не зажжет лампу. Вот почему лучше сразу отказаться от ремонта. Если только вы не используете эту батарею дома для резервного питания.

Читайте по теме:  Что делать, если садится аккумулятор за ночь на машине и почему так происходит

Невозможно восстановить замерзший автомобильный аккумулятор. Чаще всего это происходит при длительной стоянке на сильном морозе, когда аккумулятор частично разряжен или плотность электролита не соответствует сезону. И, конечно, невозможно оживить аккумулятор с внутренней трещиной. На клеммах аккумулятора не будет напряжения, и с этим ничего нельзя поделать. Если вы не можете слить кислоту из поврежденной банки, промойте ее простой водой и сделайте короткое замыкание, вставив гвозди между пластинами. Лучший вариант — открыть поврежденную банку и произвести соответствующее короткое замыкание. Напряжение всей батареи упадет до 10,6 вольт, но она все равно будет работать. В случае отключения электроэнергии вы не останетесь без питания и сможете запитать ноутбук через повышающий преобразователь.

Большинство методов, предложенных в этой статье, предполагают работу с электролитом, который необходимо доливать, сливать, пополнять. Поэтому они подходят для моделей с обслуживаемыми батареями. Но вполне реально использовать их и на необслуживаемой батарее. Для этого просто просверлите отверстия в каждой банке там, где раньше были технологические отверстия для заводского наполнения. Затем их можно запечатать пробками из медицинских пузырьков.

Мнение экспертаАлексий БартошСпециалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники. Задать вопрос Важно: Буровые работы следует проводить очень осторожно, не слишком глубоко и только в тех местах, где ранее были просверлены технологические отверстия. В противном случае возможно повреждение пластин или образование лабиринтов конденсата. Кран, возможно, придется выбросить.

Приступаем к восстановлению

Наиболее распространенными проблемами современных батарей являются сульфатация, кислотный рефлюкс и отслоение пластин.

Устранение осыпания

Как было сказано ранее, отслоение пластин устраняется промывкой батареи. Слейте электролит, долейте дистиллированную воду, энергично встряхните аккумулятор и немедленно слейте воду. Повторяйте процесс до тех пор, пока кусочки крошащихся пластин не перестанут вытекать вместе с водой, а слитая вода не станет прозрачной. После промывки залейте в аккумулятор электролит (свежий — не тот, который был разряжен), зарядите его до 13,8 В с подключенным зарядным устройством (100% заряд). Проверьте плотность (см. таблицу ниже), при необходимости доведите ее до нормы, выровняйте во всех банках. Как выровнять плотность читайте в следующем разделе. Если промывка не устранила короткое замыкание, то, к сожалению, вы должны утилизировать аккумулятор.

Полезно! Даже без электролита аккумулятор весит немало, поэтому лучше мыть по одной банке за раз, так как так проще и удобнее контролировать процесс.

Выкипание и низкая плотность

Здесь нужно убедиться, что уровень электролитов во всех банках в норме. Если некоторые пластины «сухие», то батарея определенно не будет поддерживать емкость. Для измерения уровня электролита мы будем использовать импровизированную пипетку Мора — стеклянную или пластиковую прозрачную трубку. Хорошо подойдет, например, тонкая соломинка для коктейля или бутылка из-под сока из тетрапака.

Открутите крышки с батарей (на необслуживаемой батарее сделайте отверстия), опустите трубку в банку, пока она не коснется пластин. Заткните верхний конец трубки пальцем и удалите. Уровень электролита в пробирке должен составлять не менее 1 см. Если уровень ниже, налейте в банку дистиллированную воду. Повторите эту операцию для всех банок. Поставьте аккумулятор на зарядку. Как только напряжение на клеммах аккумулятора достигнет 13,8 В (100% заряд), прекратите зарядку. Измерьте плотность (см. таблицу ниже), при необходимости доведите ее до нормы, выровняйте во всех банках. О том, как выровнять плотность, вы прочтете в следующем разделе.

Важно: необслуживаемые батареи также подвержены выкипанию, хотя они кажутся герметичными. В этих батареях электролит испаряется через предохранительный клапан. Поэтому стоит измерить уровень электролитов и там.

Если у вас нет пипетки Мора или коктейльной трубочки, вы можете измерить уровень с помощью автомобильного ареометра.

Опустите ареометр в банку, пока игла не коснется пластин. Используйте колбу, чтобы вытянуть как можно больше электролита. Если он отсасывает не менее 20-25 мл, то это считается правильным уровнем.

Замена электролита

Батарею можно регенерировать путем замены электролита — метод, доказавший свою эффективность на практике. Для замены электролита необходимо полностью слить жидкость из конструкции, после чего промыть систему теплой или горячей водой. После промывки необходимо использовать несколько столовых ложек обычной пищевой соды — 3 столовые ложки развести в 100 мл воды, желательно дистиллированной.

Заливка содового раствора в батарею
Заливка раствора пищевой соды в радиатор

Смешанный раствор следует прокипятить и залить в конструкцию вместо слитого электролита, после чего оставить батарею на 20-30 минут. Затем жидкость сливается из устройства, и процедура повторяется еще три раза. После последнего цикла конструкцию следует еще раз промыть теплой водой, желательно несколько раз.

Этот метод применим для многих типов смесителей. После промывки конструкции в нее следует залить новый электролит и поставить батарею на зарядку. Зарядное устройство должно быть включено на 24 часа.

Затем устройство эксплуатируется в течение 6 часов каждый день в течение 10 дней. Следует отметить, что само зарядное устройство должно иметь следующие характеристики — параметр напряжения должен быть не более 16 В и не менее 14 В. Что касается тока, то показатель не должен превышать 10 ампер.

О чем говорит плотность электролита и как её выровнять

Теперь о плотности электролита. Если плотность нормальная, то по ее показаниям можно оценить степень заряда батареи. И это можно сделать гораздо точнее, чем измерение напряжения на клеммах. При условии, однако, что плотность заряженной батареи является правильной и известной. Какова плотность электролита в аккумуляторе? Это можно легко определить с помощью приведенной ниже таблицы.

Нормальная плотность электролита и точка его замерзания при различных уровнях заряда батареи

Плотность при 15 °C Напряжение на клеммах холостого хода Пункт зарядки, %. Температура замерзания электролита, °C
1.27 1.266 100 -60
1.26 12.60 94 -55
1.25 12.54 87 -50
1.24 12.48 81 -46
1.23 12.42 75 -42
1.22 12.36 69 -37
1.21 12.30 62 -32
1.20 12.24 56 -27
1.19 12.18 50 -24
1.18 12.12 44 -18
1.17 12.06 37 -16
1.16 12.00 31 -14
1.15 11.94 25 -13
1.14 11.88 19 -11
1.13 11.82 12.5 -9
1.12 11.76 6 -8
1.11 11.70 0 -7

Также по плотности электролита можно судить о том, безопасно ли оставлять автомобиль на холоде на длительное время. Из таблицы видно, что температура замерзания электролита катастрофически возрастает при уменьшении скорости зарядки. Поэтому оставление недозаряженного аккумулятора на сильном морозе гарантированно приведет к его гибели, так как замерзший аккумулятор не подлежит восстановлению.

Во время работы батареи плотность электролита может изменяться в ту или иную сторону. Крайние кромки более подвержены этому эффекту. Поэтому плотность необходимо периодически проверять и корректировать. Установите аккумулятор в положение зарядки и полностью зарядите его, ориентируясь на напряжение на клеммах. Когда напряжение достигает 13,8 вольт при подключенном зарядном устройстве, зарядка считается 100%.

Плотность в каждой банке должна быть измерена с помощью ареометра. Показания должны быть записаны. Нормальное показание составляет 1,27 г/см³. Если в некоторых банках она выше, вы можете смешать электролит из этих банок с электролитом более низкой плотности. Если вы нальете жидкость из банки с большей плотностью в ареометр и перельете ее в банку с меньшей плотностью. Смешайте электролит, набрав его в шприц, а затем вылив.

Возьмите такое же количество электролита и перелейте его в банку, из которой он был взят. Повторяйте операцию до тех пор, пока плотность не станет одинаковой. Теперь необходимо тщательно перемешать электролит, чтобы получить точное показание плотности. Заряжайте аккумулятор малым током (1-2А) в течение получаса. Снимите с зарядки, подождите 15 — 20 минут и снова проверьте плотность. При необходимости повторите операцию выравнивания.

Что если нет банок с избыточной плотностью, но есть банки со слишком низкой плотностью? Здесь необходимо использовать специальный корректирующий электролит. Его плотность составляет 1,33 г/см³, а химикат можно приобрести в магазине автомобильных запчастей.

Возьмите немного жидкости из банки с низким уровнем в стеклянную емкость. Залейте на его место равный объем корректирующего электролита. Смешайте с помощью шприца (см. выше), повторяйте процедуру до достижения нормальной плотности. Зарядите аккумулятор током 2А в течение получаса, чтобы тщательно перемешать кислоту и воду, измерьте плотность, при необходимости повторите процедуру.

Если вы переусердствовали, верните немного слитого электролита или дистиллированной воды. В итоге у вас должна получиться одинаковая плотность во всех банках. Допустимое отклонение в плотности составляет 0,01 г/см³, но чем меньше, тем лучше.

Важно: если наблюдается критическое падение плотности, это верный признак начала сульфатации и необходимо принять срочные меры (см. ниже).

Обычно количество корректирующего электролита подбирается на глаз. Однако существует простая формула, позволяющая рассчитать количество кислоты, которое необходимо добавить для достижения нужной плотности.

Где:

  • VE — объем электролита, удаленного из банки, см³;
  • Vb — объем электролита в одной банке, см³;
  • ρn — начальная плотность электролита до корректировки, г/см³;
  • ρc — конечная достигаемая плотность, г/см³;
  • ρd — плотность подпиточной жидкости (вода — 1,00 г/см³ или корректирующий электролит — 1,33 г/см³).

Обратите внимание, что при использовании этой формулы объемы удаляемого и добавляемого электролита равны.

Обратная зарядка

Как можно восстановить автомобильный аккумулятор? Вы можете использовать метод обратной зарядки. Это можно сделать в домашних условиях, но вам понадобится достаточно мощный источник энергии, например, сварочный аппарат. Оборудование, которое вы будете использовать, должно быть не менее 20 вольт и способно потреблять не менее 80 ампер. После снятия оборудования открутите заглушки на верхней части конструкции батареи и выполните процедуру обратной зарядки.

Для выполнения этой задачи подключите положительный вывод зарядного устройства к отрицательному выводу батареи. Подключите отрицательный вывод зарядного устройства к положительному выводу батареи. При правильном выполнении эта процедура продлит срок службы батареи на несколько лет.

Следует отметить, что автомобильный аккумулятор может закипеть во время зарядки, не волнуйтесь. Процедура зарядки должна выполняться ровно 30 минут, не больше и не меньше. По истечении этого времени слейте электролит из конструкции и промойте устройство теплой водой. После завершения всех этапов в конструкцию можно заливать новый электролит. После этого подключите аккумулятор к обычному зарядному устройству (сила тока не должна превышать 15 ампер) и заряжайте устройство еще 24 часа.

Очистка клемм

Окисление клемм, приводящее к потере контакта, наиболее характерно для обслуживаемых батарей из-за паров кислоты, выделяемых во время работы батареи. Но это может произойти и с необслуживаемыми батареями. Интересно, что при этой проблеме нагрузка с плохим питанием может работать нормально: радио играет, салон или ходовые огни горят. Но стартер не срабатывает или срабатывает с большой нагрузкой. Неудивительно — оксидный слой просто не позволяет аккумулятору развивать ток в сотни ампер, необходимый для работы стартера. Похоже, что аккумулятор потерял свою емкость.

Довольно распространенная неисправность, но если процесс разрушения не запущен, то лечение довольно простое. Снимите клемму с терминала. Перед очисткой нейтрализуйте кислоту, попавшую на клемму и наконечник. Для этого используется 10-20%-ный раствор пищевой соды и обычная зубная щетка.

Промойте клемму и наконечник водой, протрите чистой тканью, и вы готовы приступить к чистке. Для этого используйте металлическую щетку.

Если щетка большая и не проходит через отверстие в наконечнике, используйте грубую наждачную бумагу или металлический скребок. Чистите до блеска. Еще раз вымойте раствором соды, затем водой и вытрите насухо тряпкой.

Мнение экспертаАлексий БартошСервисный техник по электрике, электротехнике и промышленной электронике. При уборке всегда надевайте защитные очки и маску, так как образующаяся во время работы пыль не является нейтральной, т.е. она либо щелочная, либо кислотная и содержит свинец. Оказывает неблагоприятное воздействие на глаза и дыхательные пути.

Наденьте наконечник на клемму, затяните его и смажьте весь узел любой густой смазкой: салидолом, циатом, вазелином и т.д. Некоторые рекомендуют использовать для этой цели специальную смазку для клемм, и производители этого чуда не теряют времени даром — они подписывают свой продукт следующим образом: «смазка для клемм аккумулятора». Все это лишь маркетинговая уловка — такая смазка стоит намного дороже, чем Ciatim, но эффект от нее аналогичный, если не хуже.

Как избавиться от сульфатации?

Первый метод поиска неисправностей подходит только для исправных батарей. Для его выполнения вам понадобится зарядное устройство, измеритель плотности электролита (ареометр), мультиметр и лампочка на 12 В.

Мощность лампы рассчитывается следующим образом: емкость аккумулятора (например, 45 Ач) умножается на коэффициент 0,1 и напряжение (12 В). В данном случае мощность составила 45 x 0,1 x 12 = 54 Вт.

Чтобы восстановить неисправный аккумулятор, выполните следующие действия:

  1. Полностью зарядите аккумулятор током, равным 10% от емкости источника питания.
  2. Проверьте плотность всех банок с помощью ареометра, плотность должна быть 1,27. Если плотность ниже этого значения, добавьте электролит и заряжайте батарею в течение 30 минут.
  3. Подключите лампу к клеммам и разрядите аккумулятор, периодически проверяя напряжение. Учитывайте время начала разгрузки.
  4. Когда напряжение упадет до 10,2 В (полный разряд), отсоедините лампу. Если процесс занимает более 8 часов, значит, батарея находится в приемлемом состоянии (время разряда новой батареи составляет около 10 часов).
  5. По окончании зарядите аккумулятор до 100% и установите его на автомобиль. Не храните блок питания в полностью разряженном состоянии.

Зарядка аккумулятора для десульфурации
Эта процедура позволит восстановить частично или полностью утраченную емкость аккумулятора. Для зарядки батареи с необслуживаемым корпусом используйте другую процедуру:

  1. Найдите зарядное устройство, способное выдавать малые токи — от 0,5 до 2 ампер с функцией периодического отключения.
  2. Заряжайте батарею не менее 2 дней, периодически измеряя напряжение.
  3. Отсоедините зарядное устройство и проверьте напряжение в течение 2 часов. Если он не уменьшается, попробуйте установить аккумулятор обратно в автомобиль, в противном случае продолжайте зарядку.

Для получения положительного результата время зарядки может составлять 50 часов и более. Рекомендуется использовать зарядное устройство с функцией десульфурации, которое подает ток 2 А через регулярные интервалы времени.

Восстановление аккумулятора автомобиля импульсным током

Как упоминалось выше, существует внутренняя неисправность батареи, например, короткое замыкание в аккумуляторной батарее. На интернет-форумах приводится метод прижигания проблемной зоны высоким импульсным током для решения этой проблемы. В этом случае батарея подключается к источнику высокого тока. Сила тока должна быть не менее 100 ампер. В качестве примера обычно приводится использование сварочного аппарата.

Кратковременное (1-2 секунды) прохождение такого тока пережжет короткое замыкание. Сам я такую операцию не проводил, но есть реальные примеры успешного восстановления автомобильных аккумуляторов с помощью этого метода. В любом случае, мы советуем использовать этот метод, когда аккумулятор безнадежен. В случае с герметичной банкой это действительно подходящее решение.

Реанимация необслуживаемой аккумуляторной батареи

Необслуживаемые источники питания также могут быть восстановлены. Не допускается делать отверстие в крышке, так как это негативно скажется на системе газообразования.

Процесс восстановления необслуживаемых автомобильных батарей включает в себя:

  • Определение уровня состава электролита. Для этого корпус просвечивается рентгеновским излучением.
  • В случае недостатков в обсадной трубе подготавливается отверстие. Он должен быть немного выше уровня электролита. Размер отверстия составляет 2-4 мм.
  • Влейте дистиллированную воду. Это делается с помощью шприца.
  • Отверстие может быть закрыто пайкой.

Емкость устройства восстанавливается путем разрядки и перезарядки. Эти процессы происходят циклически.

Восстановление гелиевого источника питания

Восстановление подачи гелия более простое. Подготавливать отверстия не нужно. Восстановление включает в себя следующие этапы:

  • Снятие верхней крышки.
  • Осторожно снимите резиновые колпачки, расположенные под крышкой.
  • Отсоединение банок, входящих в комплект. Банки считаются исправными, если их внутренняя часть не повреждена. При обнаружении гнили или других загрязнений источники питания не подлежат реанимации.
  • В каждый из них добавляется дистиллированная вода (1-2 см3). Затем источник запечатывается. Эта процедура выполняется тщательно, чтобы обеспечить герметичность.

В таких случаях гелиевые батареи не подвергаются капитальному ремонту:

  • Полное разрушение свинцовых пластин. Это может быть результатом длительного использования при повышенных температурах.
  • Оплавление источника питания.
Источники

  • https://Acums.ru/akkumulyatory/kak-vosstanovit
  • https://FishkiElektrika.ru/vosstanovit-akkumulyator
  • https://www.zr.ru/content/articles/930904-akb-ne-zaviditsya/
  • https://DriverTip.ru/repair/kak-reanimirovat-akkumulyator-posle-glubokoj-razryadki.html
  • https://autochainik.ru/kak-ozhivit-akkumulyator-avtomobilya.html
  • http://KrutiMotor.ru/vosstanovlenie-akkumulyatora-avtomobilya-desulfatatsiya/
  • https://avtozam.com/elektronika/akb/vosstanovlenie-akkumulyatora/
  • https://warmsteel.ru/akb/akkumuljatory/avtomobilnye/vosstanovlenie-akkumuljatora/
  • https://akbinfo.ru/stati/vosstanovleniye-avtomobilnogo-akkumuljatora.html
  • https://akbzona.ru/stati/kak-vosstanovit-akkumulyator-avtomobilya-svoimi-rukami
  • https://linhai-russia.ru/moto-tehno/vosstanovlenie-akkumulyatora-avtomobilya.html
  • https://batts.pro/vosstanovlenie-akkumulyatora/
  • https://fastmb.ru/autoremont/5298-vosstanovlenie-akkumulyatora-avtomobilya-osobennosti-raboty.html

Оцените статью
Добавить комментарий