ВАЗ 2110 и 2112 не работает вентилятор охлаждения: не включается датчик и реле

Порядок действий

  1. откройте капот.
  2. Подождите, пока двигатель не остынет.
  3. Выполните первичный визуальный осмотр: целостность шлангов, надежность хомутов, отсутствие протечек, трещин.
  4. Убедитесь, что элементы в крышке расширителя находятся в хорошем состоянии. Удалить окалину, ржавчину, освободить отверстия, просушить, собрать. Отсутствие заметных повреждений деталей дает надежду на работоспособность изделия.

Конструкция клапана элементарна. Крышка содержит пружину. Функционально он предназначен для регулирования давления в контуре охлаждения. Горячий двигатель поднимает его, холодный опускает.

Сжимаясь до значения 1,1 атмосферы, пружина сбрасывает избыточное давление, предотвращая разрушение шлангов и бака. Охлаждение двигателя создает эффект редкости. Танк начнет распрямляться. Клапан выравнивает давление.

Крышка завинчивается плотно по резьбе, исключающей перекосы. Между ним и корпусом должен быть зазор. Забитый клапан работать не будет. Проверить работу устройства в дорожных условиях сложно. Вы можете проверить его, заменив на заведомо исправный.

Обследовать элементы электропроводки, добиться надежного соединения

Возможные факторы повреждения электрических цепей:

  • вибрация;
  • окисление;
  • сжигание;
  • оборванные, перетертые электрические провода;
  • старение изоляции, короткое замыкание.

Переключите тестер в режим измерения сопротивления. Снимите специальным пинцетом кольцо предохранителя F7, расположенное в монтажном блоке.


Блок-схема предохранителей

Обратите внимание на следующее! Важно найти и устранить причину выгорания.

Замените сгоревшую ячейку на исправную ячейку с номиналом 20А. Осмотрите, почистите гнездо. Вставьте предохранитель.

Читайте по теме:  Обозначение значков на панели приборов ВАЗ 2114: Индикаторы, кнопки и лампочки

Причину выяснить не удалось, снова сработала защита — проверить на короткое замыкание.

Отсоедините штекер вентилятора. С помощью тестера измерьте цепь электрических обмоток двигателя. Нулевое сопротивление, обрыв свидетельствует о необходимости замены электродвигателя вентилятора радиатора.

Межвитковые короткие замыкания, вызывающие многократную замену плавких вставок, не могут быть измерены прибором.

Проверка датчика

Заводить машину. Отсоедините разъем датчика температуры охлаждающей жидкости. Вентилятор запустился — датчик необходимо заменить. Присоедините отсоединенный провод. Доехать до ближайшей заправки.

Проверка реле

У ног переднего пассажира на полу находится люк.

Под ним находится панель с тремя однотипными реле:

  • установка вентилятора;
  • бензонасос;
  • зажигание (основное).

Заменив друг друга, попробуйте начать дуть. Не работает вентилятор ВАЗ 2110 — переходим к следующему шагу.

Проверить электродвигатель

Измерение обмоток неисправностей не выявило. Кратковременно подайте напряжение от аккумуляторной батареи с помощью проводников с дополнительной изоляцией. Работа вентилятора указывает на неисправность в контроллере, который не выдает сигнал на реле.

  • Единственно правильное решение – включить поток воздуха напрямую, посетить заправку как можно быстрее.
  • Профилактика поломок системы охлаждения ваз 2110 инжектор 16 клапанов.
  • Периодически проверяйте компоненты системы охлаждения.
  • Следите за температурой охлаждения устройства, прислушивайтесь к работе вентилятора.
  • Поддерживайте уровень охлаждающей жидкости. Замена через 2 года или 30 000 км.
  • Используйте раствор для удаления ржавчины, окалины.
  • Признаки изменения свойств охлаждающей жидкости — изменение цвета, увеличение текучести.
  • Проверьте плотность ареометром.
  • Не смешивайте охлаждающие жидкости.
  • Раз в двенадцать месяцев промывайте водой крышку расширительного бачка, проверяйте ее на стойке манометром.
  • Избегать попадания агрессивных жидкостей на электрические кабели, обмотки электродвигателей.

Схемы включения

В инжекторных и карбюраторных двигателях ВАЗ 2110 биметаллический датчик температуры ТМ-108 используется в нескольких вариантах для контроля зажигания и отключения мотора вентилятора.

У карбюраторных двигателей он находится на радиаторе слева по ходу движения. Резьбовая часть, помещенная непосредственно в теплоноситель, при нагреве изгибает биметаллическую пластину и замыкает контакты. Напряжение от аккумулятора через предохранитель поступает на один контакт электродвигателя, другой при срабатывании датчика соединяется с корпусом и приводит в движение крыльчатку.

Форсунки ВАЗ 2110, ТМ-108 расположены возле термостата, сигнал поступает на электронный блок управления (ЭБУ). Управляющий сигнал от ЭБУ поступает на реле вентилятора охлаждения, которое, как и датчик двигателя карбюратора, управляет электродвигателем.

Все двигатели имеют еще одно устройство в блоке цилиндров, сигнал которого используется для индикации температуры охлаждающей жидкости на панели в салоне.

Расположение датчика включения вентилятора

На ВАЗ-2110 такого датчика включения нет. ЭБУ управляет вентилятором. Получает данные от датчика температуры. Клапан 8 имеет два датчика температуры. Один идет к приборной панели, другой к компьютеру.

  • Датчик ЭБУ вкручен в термостат.
  • Датчик приборной панели установлен в блоке цилиндров под верхней трубой.

Оба датчика расположены примерно в одном месте.

Датчик на ЭБУ замкнут. Палец указывает на чип. Если убрать эту фишку, то вентилятор должен включаться с усилием!

Датчик на ЭБУ (тот, что включает вентилятор).

НЕ СМЕШИВАТЬ. Это индикатор на приборной панели.

Для 100% проверки нужно посмотреть какие данные есть на ЭБУ.

Может действительно температура в рабочем диапазоне и не работает датчик идущий на приборку. Или сама приборная панель.

Провода включения вентилятора и фишка

Поскольку к вентилятору течет большой ток, часто возникает ситуация плавления губки. Чип ставится на вентилятор; При работе вентилятора всасывается много грязи и влаги. В результате контакт ухудшается, стружка нагревается и плавится. Не исключено, что проблема кроется в этом месте.

Неисправность реле и предохранителя

Часто выходит из строя реле или предохранитель.

Проверяем привод вентилятора

Распространенной причиной, почему не работает вентилятор охлаждения ВАЗ-2110, является неисправность трансмиссии (электродвигателя). Это может быть износ щеток, обрыв или короткое замыкание обмотки, отсутствие контакта в розетке и т д. Проверить привод несложно. Для этого просто отключите вентилятор от розетки автомобиля и подключите его напрямую к аккумулятору. Если он не включается, то проблема именно в этом, но если двигатель завелся, поиск неисправности необходимо продолжить.

Как проверить термостат

Функция термостата в двигателе внутреннего сгорания заключается в регулировании потока охлаждающей жидкости по малому или большому кругу. Когда двигатель холодный, клапан перекрывает подачу охлаждающей жидкости к радиатору. Это означает, что двигатель прогревается быстрее.

По мере нагрева охлаждающей жидкости термостатический клапан открывается и направляет ее к радиатору для охлаждения. Если клапан заедает, охлаждающая жидкость постоянно движется по малому кругу, не доходя ни до датчика зажигания вентилятора, ни до датчика температуры. В этом случае жидкость может даже закипеть, но не задействованные в такой схеме датчики работать не будут.

Термостат управляется прикосновением к температуре труб. При прогретом двигателе они все должны быть теплыми. Если патрубок от термостата к радиатору охлаждения холодный, то запорное устройство неисправно.

Как проверить датчик

Одной из самых частых причин, почему не включается вентилятор охлаждения ВАЗ-2110, является неработающий датчик его включения (для карбюраторных двигателей) или датчик температуры (для инжекторных двигателей). Давайте рассмотрим, как их проверить на разных двигателях.

В автомобиле с карбюраторным двигателем необходимо включить зажигание и закоротить два провода, которые идут к датчику. Вентилятор должен быть включен. В противном случае проблема точно не в датчике.

Для автомобилей с впрыском необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры и отсоединить разъем датчика, отключив его от бортовой сети автомобиля. В этом случае контроллер должен запустить вентилятор в аварийном режиме. Электронный блок воспринимает это как неисправность системы охлаждения и заставляет вентилятор работать постоянно. Если привод запускается, датчик неисправен.

Как проверить проводку

Найти оборванный проводник в электроцепи автомобиля несложно. Необходимо проверить (отозвать) все провода в указанных частях тестером.

Для карбюраторных двигателей:

  • от датчика зажигания к вентилятору;
  • от вентилятора к монтажному блоку (предохранителю);
  • от монтажного блока к реле.

Для инжекторных двигателей:

  • от главного реле к реле включения вентилятора;
  • от реле зажигания до вентилятора и органов управления;
  • от датчика температуры к контроллеру;
  • от вентилятора к монтажному блоку (предохранителю).

При обнаружении обрыва провода необходимо произвести его сброс, а также выявить и устранить возможную причину обрыва цепи.

Крышка расширительного бачка

Последней причиной, по которой не работает вентилятор охлаждения ВАЗ-2110, может быть неисправность крышки расширительного бачка. Дело в том, что при работе двигателя в системе охлаждения образуется давление выше атмосферного, из-за чего вода, входящая в состав охлаждающей жидкости, не закипает при 100°С. Клапан-ловушка расширительного бачка предназначена для поддержания требуемое давление. В случае неисправности давление в системе будет равно атмосферному. Это приведет к тому, что охлаждающая жидкость закипит уже при 100 градусах. Датчик, рассчитанный на включение при более высокой температуре, явно не сработает.

Проверить работоспособность крышки в домашних условиях вряд ли получится, поэтому, если при визуальном осмотре у вас возникнут сомнения в ее работоспособности, лучше сразу ее заменить.

Вентилятор не включается

Этому может быть несколько причин:

  • Предохранитель. В монтажном блоке может быть неисправен предохранитель F7 на 20 ампер — он отвечает за питание цепей электровентилятора и звукового сигнала;
  • Термостат. Жидкость циркулирует только по малому кругу, радиатор и датчик не греются, соответственно вентилятор не включается. В этом можно убедиться, просто потрогав патрубки, которые подходят к радиатору, после открытия термостата начинают нагреваться;
  • Датчик. В ВАЗ 2110 с карбюратором замыкают контакты для проверки исправности устройства, включается электровентилятор. В случае с инжекторным двигателем необходимо отсоединить разъем, пока остальные элементы исправны, ЭБУ обнаружит обрыв цепи, подаст постоянный сигнал на реле, что заставит электродвигатель включиться для охлаждения;
  • Реле вентилятора охлаждения инжекторных двигателей ВАЗ 2110. Датчик выключается, силовые контакты замыкаются на реле, расположенном в дополнительном блоке предохранителей. Если все работает, проверяем обмотку управления: на одном контакте всегда преимущество от основного реле, другой подключаем к корпусу, пытаемся услышать щелчок срабатывания. Но лучше просто временно заменить тестовое реле на уже известное и годное к употреблению;
  • Электродвигатель. Во время теста разъем отсоединен; для принудительного включения крыльчатки напряжение подается непосредственно от аккумулятора.

Если все элементы исправны, ищите обрыв резьбы, поочередно «прозванивайте» их. Также возможен плохой контакт с кузовом автомобиля клемм кабеля реле и датчика. Худшим сценарием будет выход из строя ЭБУ, при этом сигнал с «ножки» 46 обычно «плавает» и не достигает значений +12 вольт (выкл) и 0 (вкл).

Вентилятор работает постоянно

Это более редкий дефект и возникает в следующих случаях:

  • Контакты датчика не размыкаются, горит лампочка «Check engine», для карбюраторных ВАЗ 2110 при разъединении контакта вентилятор выключается;
  • Обрыв провода к прибору (только на форсунку);
  • В замкнутом состоянии реле «заблокировано.

Для устранения неисправности необходимо заменить вышедший из строя элемент.

Датчик включения вентилятора охлаждения в карбюраторных автомобилях

Если на десятку установлен карбюраторный двигатель, то термобиметаллический датчик вентилятора охлаждения ТМ-108 выполняет функцию предупреждения о перегреве силовой установки, а в инжекторных ВАЗ 2110 эти функции возложены на билетного инспектора.

Если датчик «командует» вентиляционной установке включить вентилятор, запуск напрямую связан с настройкой температуры этой установки. Эту информацию можно получить, прочитав этикетки на упаковке продукта.

Когда температуры достигают критических значений, датчик включения вентилятора должен запускать вентиляторный блок. Если этого не произошло, следует искать не только место, где находится выключатель вентилятора, но и неисправность этого блока управления.

проверить работоспособность устройства достаточно просто – достаточно замкнуть контакты устройства, и если установка вентилятора работает при запуске, заменить вентилятор на датчике на исправный.

Если при этой проверке вентилятор не включается, необходимо проверить пригодность предохранителя к дальнейшему использованию и функционирование линий электропередач.

Причины, по которым вентилятор может не включаться

Учитывая описанный процесс переключения, причинами выхода из строя вентилятора могут быть:

  • вышел из строя датчик температуры;
  • неисправное реле;
  • перегорел предохранитель;
  • разрыв электрической цепи;
  • ошибка двигателя вентилятора.

Кроме того, на своевременность включения вентилятора может повлиять и крышка расширительного бачка. Если он неисправен, а клапан не способен поддерживать давление выше атмосферного, вода, входящая в состав теплоносителя, непременно закипит при 100 0 С, и датчик, настроенный на более высокую температуру, не успеет сработать.

Эксплуатация вентилятора охлаждения в инжекторных автомобилях

Работа системы вентиляции для охлаждения инжекторных двигателей возложена на электронный контроллер двигателя. Программное обеспечение настроено на срабатывание защиты двигателя от перегрева в диапазоне температур от 100 до 105 градусов Цельсия. При выходе из строя датчика зажигания вентилятора ВАЗ с форсункой контроллер «запоминает» код ошибки, и при включении двигателя начинает работать вентилятор.

Однако есть отдельные прецеденты, когда электроника в виде контроллеров «считывала» неисправность, и вентиляторный блок мог не работать при достижении экстремальных температур, например выше 105 градусов Цельсия. Затем для проверки цепи и устройства необходимо отсоединить разъем датчика включения вентилятора охлаждения при работающем двигателе.

Если схема работает, блок вентилятора следует выключить и включить в обратном порядке. При выходе из строя цепи необходимо проверить пригодность предохранительного устройства и техническое наличие проводки и реле.

Быстрый тест системы выполняется следующим образом: Установите перемычку между двумя контактами реле на плате вентилятора. Если изделие работает в этом положении, «проверьте» корпус реле и его разъем, не отсоединяя реле от кабельной колодки. В этом положении реле должно работать как блок вентилятора, значит, неисправен кабель, соединяющий контроллер или реле с разъемом этого блока.

Если нет звука запуска реле, вывод один – деталь подлежит замене. Если вентиляторный блок не запускается при замыкании клемм реле, необходимо проверить целостность предохранителя и подачу питания на клеммы вентиляторного блока. Если один контакт находится под напряжением, а другой нет, это может указывать на проблему с вентилятором в сборе ERG.

Советы и рекомендации

При выполнении диагностических операций и процедур замены могут возникнуть некоторые проблемы, о которых необходимо знать заранее, например:

  • Датчик может быть в полном порядке и проводка в порядке, но предохранитель, установленный в этой цепи электроцепи, может быть поврежден. Также рекомендуется заменить эту деталь на новую, чтобы исключить ее из списка возможных «виновников» того, что не включается вентилятор ВАЗ 2110.
  • Датчик вентилятора можно диагностировать без мультиметра или тестера. Достаточно собрать элементарную схему с последовательно соединенными источником питания, лампочкой и ДВВ, который будет выполнять роль термовыключателя.

Процесс замены ДВВ ВАЗ 2110 несложный, поэтому даже при отсутствии опыта выполнения подобных работ эту операцию в идеале можно выполнить в первый раз без посторонней помощи.

Источники

  • https://mojdatchik.ru/voprosi-i-otveti/ne-rabotaet-ventilyator-ohlazhdeniya-vaz-2110-remont-svoimi-rukami-datchik-predohranitel
  • https://AlanSpb.ru/dvigateli/ventilyator-vaz-2110.html
  • https://mashinaa.ru/avtovaz/vaz-2110/18244-ne-rabotaet-ventilyator-ohlazhdeniya-vaz-2110-prichiny.html
  • https://kamaz1981.ru/vaz/na-holodnuu-vklucaetsa-ventilator-vaz-2110.html
  • https://7road.ru/drugoe/vaz-2112-ne-srabatyvaet-ventilyator-ohlazhdeniya.html
  • https://akki-carsh.ru/dvigatel/shema-vklyucheniya-ventilyatora-ohlazhdeniya-vaz-2110.html
  • https://shamrin.ru/iz-za-chego-ne-srabatyvaet-datchik-ventilyatora-vaz-2110/
  • https://TrueScooters.ru/motor-avto/vaz-2110-ne-vklyuchaetsya-ventilyator.html

Оцените статью
Добавить комментарий