Классификация моторных масел по SAE, API, ACEA и ГОСТ их марки и характеристики

Классификация моторных масел. Маркировка и расшифровка.

Стандарт SAE J300

При выборе моторного масла в первую очередь следует обратить внимание на его вязкость, которая определяется в соответствии с международным стандартом SAE J300. В соответствии с этим стандартом моторные масла делятся на 15 классов от 0W до 60. В обозначении присутствует буква W для обозначения всесезонного использования, даже при низких температурах. Помимо минимальной вязкости при 100 г, в маслах с буквой W также указывается максимально допустимая температура перекачки в холодных условиях.

Допустимая температура прокачки указывает минимальную температуру, при которой смазочный материал может проходить через масляный насос двигателя. Другими словами, температура прокачки указывает на минимально возможную температуру для быстрого запуска двигателя. Каждая марка SAE указывает максимальную вязкость при номинальной температуре. Наиболее популярными сегодня являются всесезонные масла, которые способны работать в широком диапазоне температур и подходят для круглогодичного использования.

В целом, вязкость по SAE имеет три значения. Рассмотрим их расшифровку на примере одного из самых популярных масел, 5W-40, где:

  • 5W — обозначает низкотемпературную вязкость
  • W (Winter) означает, что вы можете ездить зимой.
  • 40 означает высокотемпературную вязкость.

Что мы видим на этикетке

При покупке моторного масла внимательно прочитайте информацию на упаковке.



Следующая информация доступна здесь:

  1. Спецификации API и ACEA, чтобы мы могли провести первоначальную оценку качества продукта и его пригодности к использованию. Важно убедиться, что требования к сорту соответствуют заявленным производителем.
  2. Технологические характеристики. Производитель часто заявляет, что масло разработано с использованием современных технологий и действующих международных патентов. Это свидетельствует об особых свойствах моторного масла и его способности справляться с любыми нагрузками.
  3. Одобрения производителя (одобрения). Некоторые производители рекомендуют использовать определенные виды смазочных материалов. Например, в нем может быть указано, что продукт соответствует стандартам Peugeot, Opel, BMW и других марок.
  4. Название продукта и химический состав. Здесь важно отметить тип масла, например, синтетическое, минеральное или полусинтетическое. В противном случае эти данные не имеют большого значения.
  5. Штрих-код. Легко определить, в какой стране был произведен продукт, проверить его оригинальность и получить дополнительную информацию.
  6. Область применения. Производитель должен указать, для каких транспортных средств предназначен продукт. Например, для легковых автомобилей с бензиновыми двигателями.
  7. Номер партии и дата изготовления. Это также помогает определиться с выбором в случае возникновения трудностей.
  8. Псевдомаркировка. Многие производители используют различные надписи на упаковке для привлечения внимания покупателей. Но они не имеют практического применения.
  9. Специальные категории.
  10. Индикация вязкости. Это считается самым важным параметром, по которому можно судить о пригодности моторного масла для конкретного сезона и для конкретного модельного ряда. Важно убедиться, что указанная марка соответствует требованиям производителя.
Читайте по теме:  Расшифровка стандарта SN API

Вы также узнаете, как отличить настоящее масло от поддельного.

В совокупности вышеперечисленные характеристики позволяют принять решение о выборе смазочного материала и тем самым избежать негативных последствий для двигателя.

Что такое вязкость моторного масла

Основная задача моторного масла — обеспечить минимальное трение деталей цилиндра двигателя и поршневой группы при максимальной плотности контакта.

Важно понимать, что температурный диапазон двигателя совсем другой и отличается от того, что водитель видит на приборной панели, так как там отображается температура моторного масла, а она находится в диапазоне до 900С (оптимальные показания).

Температура масла, в зависимости от нагрузки на двигатель, его марки, типа (бензин, дизель), может быть в диапазоне 140-150 градусов и выше. В то же время, его свойства могут значительно отличаться в начале и конце температурного диапазона.

Поэтому понятно, почему различные производители двигателей рекомендуют оптимальные свойства масла для своих «потомков», чтобы они работали с максимальной эффективностью, выдерживали высокие нагрузки и минимальный износ.

Одной из таких характеристик является вязкость — переменная, указывающая на способность масла оставаться текучим при различных условиях работы двигателя и в то же время оставаться на внутренних поверхностях двигателя, не стекая с них.

Вязкость моторного масла при различных рабочих температурах двигателя можно определить по классификации SAE, которая будет рассмотрена ниже.

Другими словами, каждый производитель двигателей в тесном сотрудничестве с производителями моторных масел разрешает использовать на своем агрегате смазочные материалы определенной марки, основываясь на характеристиках SAE.

Читайте также:main-5.jpg
Срок годности моторного масла: в герметичных канистрах и после вскрытия, в двигателе при низком режиме работы

Классификация ILSAC

Американцы совместно с японцами разработали на основе API систему стандартов для легковых автомобилей (т.е. аналог категории S в классификации API), названную ILSAC (как обычно от названия организации-производителя — (International Lubricant Specification Advisory Committee). У них так много общего, что они даже имеют один и тот же знак совместимости по маслу с текущим (т.е. не устаревшим) стандартом ILSAC/API, так называемый Starburst.

Буквенно-цифровое обозначение классов ILSAC следующее: GF-1, GF-2 и так далее. На данный момент (2015 год) самым современным и единственным не устаревшим является GF-5, что соответствует SN по классификации API. Как и в случае с API, последний уровень классификации содержит требования всех предыдущих классов и поэтому может быть использован вместо них.

Классификация моторных масел по API

Основными характеристиками масел по классификации API являются: тип двигателя и способ его работы, эксплуатационные свойства и условия использования, год выпуска. Стандарт делит масла на две категории:

  • Категория «S» (Service) — масла, предназначенные для 4-тактных бензиновых двигателей;
  • Категория ‘C’ (коммерческая) — масла для дизельных двигателей автомобилей, дорожно-строительной техники и сельскохозяйственных машин.

Класс масла обозначается двумя буквами: первая указывает на категорию (S или C), вторая — на уровень производительности.

В настоящее время класс S состоит из 12 классов моторных масел — SA, SB, SC, SD, SE, CF, CG, SH, SJ, SL, SM, SN.

Год введения 1930 1964 1968 1972 1980 1989 1994 1997 2001 2004 2010
Класс нефти SA SB SC SD SE SF SG SH SJ SL SM SN

Категория С включает 14 классов — CA, CB, CC, CD, CD-II, SE, CF, CF-4, CF-2, CG-4, CH-4, CI-4, CI-4 Plus, CJ-4.

Год введения 1940 1949 1961 1955 1972 1983 1990 1994 1994 1994 1998 2004 2010
Класс нефти CA CB CC CD CD-II CE CF-4 CF CF-2 CG-4 CH-4 CI-4 CJ-4

Цифры в обозначениях (например, CF-4, CF-2) информируют пользователя о том, какие масла предназначены для использования в двухтактных или четырехтактных двигателях.

Если моторное масло может использоваться как в бензиновых, так и в дизельных двигателях, то обозначение состоит из двух частей. Первая часть указывает тип двигателя, для которого оптимизировано масло, вторая часть указывает другой допустимый тип двигателя. Примером обозначения является API SI-4/SL.

Класс API Условия эксплуатации
Категория S
SH Масла, предназначенные для использования в бензиновых двигателях легковых автомобилей, микроавтобусов и легких коммерческих автомобилей. Сорт SH является улучшенным по сравнению с сортом SG, который он заменил.
SJ Обеспечивает совместимость с SH, а также предъявляет дополнительные требования к расходу масла, энергоэффективности и устойчивости к термическому обрастанию.
SL Улучшает антиокислительные, энергетические и моющие свойства масел.
SM Устанавливает еще более строгие требования к моторным маслам.
SN Стандарт предъявляет дополнительные требования к энергоэффективности и износостойкости и предполагает снижение износа резиновых и технических деталей двигателя. Масла класса API SN могут использоваться в двигателях, работающих на биотопливе.
Категория C
CH-4 Относится к маслам, используемым в высокоскоростных дизельных двигателях.
CI-4 Применяется для масел, используемых в высокоскоростных дизельных двигателях. Предусматривает использование масел с содержанием серы в дизельном топливе до 0,5%. Обеспечивает увеличение срока службы двигателей с рециркуляцией отработавших газов (EGR). Существуют дополнительные требования к антиоксидантным свойствам, износостойкости, образованию шлама, пенообразованию, деградации материала уплотнения, потере вязкости при сдвиге.
CJ-4 Используется для масел, применяемых в высокоскоростных дизельных двигателях. Может использоваться в дизельных маслах, содержащих до 0,05 мас. % серы. Масла класса CJ-4 особенно хороши для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами (DPF) и другими системами доочистки выхлопных газов. Они также обладают улучшенными антиоксидантными свойствами, стабильностью в широком диапазоне температур и устойчивостью к образованию отложений.

Сезонность моторных масел

При покупке моторной смазки важно учитывать, что она может меняться в зависимости от сезона эксплуатации. Существует несколько вариантов.

Зимние

Разработанные для отрицательных температур, они отличаются повышенной текучестью. Такое моторное масло легко идентифицируется по букве W. Например, 10W, 15W и т.д.

Не рекомендуется использовать такие смазочные материалы в жаркую погоду из-за отсутствия необходимого защитного слоя.

Кроме того, из-за повышенной текучести невозможно создать необходимое давление в двигателе.

Классификация мотоциклетных моторных масел по стандарту JASO T 903:2006

Настоящий стандарт определяет масла для двигателей мотоциклов. Он был создан по одной простой причине: с развитием нефтяной промышленности в смазочные материалы стали добавлять модификаторы трения, такие как молибден, нитрид бора и дисульфид вольфрама. Сцепления многих мотоциклов всегда находятся в масляной ванне, поэтому при погружении в неправильную смазку машины просто отказываются работать, сцепление проскальзывает.

Производитель Motul производит одни из лучших смазочных материалов для мотоциклов, и большинство из них превосходит стандарты

JASO T 903:2006 был создан как стандарт, позволяющий различать смазочные материалы не только по эксплуатационным характеристикам, но и по наличию модификаторов трения.

Класс смазки Диапазон применения
MB Масла для четырехтактных двигателей мотоциклов и других машин, характеризующиеся низким коэффициентом трения. Не подходит для мотоциклов с мокрым сцеплением.
МА-1 Масла для четырехтактных двигателей мотоциклов и других машин, имеет более высокий коэффициент трения, чем JASO MB, но более низкий, чем JASO MA-2. Подходит для мотоциклов с мокрым сцеплением с низкой нагрузкой.
МА-2 Масла для четырехтактных двигателей мотоциклов и других машин, с более высоким коэффициентом трения, чем JASO MA-1. Идеально подходит для спортивных мотоциклов с мокрым сцеплением.

Типы масел

Современные моторные масла бывают трех типов:

  • минерал
  • полусинтетический
  • синтетический

Минеральное

Минеральные масла производятся из очищенной сырой нефти. Это самые дешевые смазочные материалы, рекомендуемые для двигателей грузовых автомобилей с большим пробегом. В то же время они подходят и для старых автомобилей с высоким уровнем износа. Несмотря на свою натуральную основу, минеральные масла характеризуются короткими интервалами замены масла, склонностью к замерзанию при низких температурах, повышенной карбонизацией и быстрой потерей свойств при высоких нагрузках.

Полусинтетическое

Полусинтетическое масло создано на натуральной основе с добавлением искусственных компонентов, заимствованных из чистых синтетических масел. В результате получается продукт более высокого качества по сравнению с обычными минеральными маслами. Благодаря синтетическим присадкам такое масло можно считать всесезонным и пригодным для зимнего использования, но только при умеренно низких температурах. Кроме того, полусинтетика безопасна для подержанных двигателей с большим пробегом и возрастными проблемами (утечки, микротрещины и т.д.). Полусинтетику можно использовать в легковых автомобилях и фургонах с пробегом.

Синтетическое

Синтетическое рекомендуется для новейших автомобилей с небольшим пробегом и минимальным износом двигателя. Это самое текучее масло, быстро и эффективно смазывающее даже труднодоступные места. Его можно использовать в любое время года, хотя вязкость также имеет значение. В любом случае, синтетическое масло обладает полезными свойствами (моющими, защитными, охлаждающими) и большим сроком службы, что означает, что его можно использовать в течение длительного времени. Помимо увеличения интервалов замены масла, высококачественные синтетические масла способствуют улучшению топливной экономичности и экологии двигателя, а также снижению шума и вибрации.

Маркировка моторных масел по SAE

При покупке смазочного материала обратите внимание на маркировку на канистре, в частности на тип SAE. Это международный стандарт, по которому можно легко сделать выводы о вязкости продукта при различных температурных диапазонах.

Проще говоря, вы можете увидеть минимально и максимально допустимые температуры.

Если рассматривать SAE, то масло можно найти с таким обозначением, как XW-Y, где первая и последняя цифры указывают на конкретные номера.

Первая указывает на более низкую температуру, при которой смазочный материал будет выполнять свою функцию. Что касается буквы W, то она указывает на то, что смазку можно использовать зимой.

Что обозначают буквы и цифры

Для удобства мы сведем в таблицу, что означают буквы и цифры.

Значение

Оборот

Накачиваемость

0w

-30 0С

-40 0С

5w

-25 0С

-35 0С

10w

-20 0С

-30 0С

15w

-15 0С

-25 0С

20w

-10 0С

-20 0С

25w

-5 0С

-15 0С

Проходимость — это мера способности двигателя вращать детали цилиндра и поршневую группу при различной вязкости моторного масла и температуре окружающей среды.

Чистящая способность — это способность масла с заданной вязкостью прокачиваться через систему, не вызывая сухого трения в деталях цилиндра и поршневого штока. Как правило, температура прокачки на 50°C ниже, чем температура запуска. Возможность перекачки в условиях замерзания обеспечивается минимальной кинематической вязкостью зимних сортов масла.

Согласно второму рисунку можно оценить минимальную/максимальную вязкость смазочного материала при нагревании до 100-150 градусов Цельсия.

Чем выше значение, тем гуще смазка при нагревании. При уменьшении стоимости действует обратная зависимость.

Для удобства мы сведем температурные пределы вязкости в таблицу.

Имя

Значения температуры

0w20

от — 25 до + 20

0w30

от — 25 до + 20

5w50

— от 30 до +45

5w20

от -30 до +15

5w30

— от 30 до + 20

5w40

от -30 до +35

5w50

— от 30 до +45

10w40

от -20 до +35

15w30

— от 15 до +35

15w40

— от 15 до + 45

20w40

от 10 до +45

20w50

от 25 до +45 и выше

SAE 30

от 0 до +45

Классификация масел для двухтактных двигателей по стандарту JASO M 345

Настоящий стандарт определяет четыре класса качества смазочных материалов. Он был разработан для улучшения характеристик различных смазочных материалов для 2-тактных двигателей.  Эта классификация разделяет масла по 3 основным признакам:

  • Гладкость;
  • Качество смазочного материала;
  • Противоизносные свойства.

На основании этих показателей маслу присваивается один из 3 классов:

Класс смазки Приложение
JASO FD Бездымные масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин с повышенной чистотой двигателя по отношению к JASO FC, отвечающие самым высоким требованиям для использования в Японии.
JASO FC. Бездымные масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, отвечающие основным требованиям для использования в Японии.
JASO FB Масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, отвечающие минимальным требованиям для использования в Японии.
JASO FA Масла для двухтактных двигателей мотоциклов и другой техники, предназначенные для использования в развивающихся странах.

Используя смазку соответствующего класса в двухтактных системах, вы можете быть уверены в сохранении срока службы вашей трансмиссии и длительной бесперебойной работе. Специальные бездымные масла также значительно снижают уровень выбросов. Однако наиболее важной задачей смазки является снижение трения и задиров в блоке цилиндров.

Источники

  • https://AutoVogdenie.ru/klassifikaciya-i-oboznachenie-motornyx-masel-indeks-vyazkosti.html
  • https://avtonam.ru/fluids/klassifikaciya-i-oboznachenie-motornyx-masel/
  • https://masloteka.ru/motornoe_maslo/klassifikaciya-motornyx-masel.html
  • https://MasloHelp.ru/klassifikatsiya-masel/
  • https://AutoTopik.ru/masla/rasshifrovka-oboznachenija-cifr-i-bukv.html
  • https://SwapMotor.ru/instrument-i-oborudovanie/klassifikaciya-motornyh-masel.html

Оцените статью
Добавить комментарий