Зарядка автомобильного аккумулятора: методы и правила зарядки

Как часто заряжать аккумулятор автомобиля

Частота зарядки зависит от состояния заряда батареи. Батарея состоит из 6 камер, в которых находится реактивный электролит и электроды. Наиболее распространенным типом автомобильного аккумулятора является WET. В качестве реагента используется кислота, а в качестве материала электрода — свинец.

Во время работы емкость аккумулятора уменьшается под воздействием нескольких факторов:

  • загрязнение и порча реагента;
  • испарение кислоты;
  • сульфатация свинцовых электродных пластин.

Снижение емкости аккумулятора увеличивает требуемую частоту зарядки, но уменьшает ее продолжительность. Если аккумулятор используется в течение длительного времени, рекомендуется регулярно проверять напряжение аккумулятора.

Нормальная скорость зарядки составляет >50% от номинальной емкости в теплые дни и >75% в холодные дни. Это связано с разницей в плотности электролита, нагрузкой на батарею и степенью риска отключения батареи при разных температурах.

Автолюбители и сервисные мастерские рекомендуют заряжать аккумулятор до 100% не реже двух раз в год, один из которых — непосредственно перед наступлением холодов.

Как подготовить аккумулятор к зарядке

Чтобы подготовить аккумулятор к зарядке, выполните следующие действия

  1. Снимите аккумулятор с автомобиля или отсоедините его от бортовой сети, отсоединив оба провода или хотя бы минусовой провод. В холодную погоду занесите аккумулятор в помещение с температурой не ниже +10°C и оставьте его на несколько часов, чтобы электролит нагрелся.
  2. Очистите все окислы, сульфиды и смазку с клемм. Протрите поверхность батареи тканью, смоченной раствором соды или аммиака (10%).
  3. Если батарея сервисного типа, открутите пробки на банках и уложите их рядом друг с другом. Слейте немного электролита, чтобы проверить его цвет и наличие примесей. Если аккумулятор необслуживаемый, выньте пробку из вентиляционного отверстия на устройстве. Это позволит парам реагента улетучиться и сделает процедуру более безопасной.
  4. Крышки обслуживаемой батареи позволяют добавлять воду в секцию. Если пластины в банке погружены в реактив менее чем на 0,5 см, добавьте немного дистиллированной воды и выровняйте уровень в других секциях. Для беспилотного устройства эта процедура не требуется, так как реагент остается на требуемом уровне в течение всего срока службы.
Читайте по теме:  Что такое пусковой ток аккумулятора автомобиля и на что он влияет

Как зарядить полностью разряженный аккумулятор автомобиля

Разряженный аккумулятор автомобиля

Частой причиной глубокого разряда батареи является банальная невнимательность. Часто достаточно оставить автомобиль с включенными габаритными огнями или фарами, освещением салона или автомобильным радиоприемником на 6-12 часов, после чего аккумулятор полностью разряжается.  По этой причине многие автовладельцы интересуются, можно ли восстановить полностью разряженный аккумулятор.

Известно, что полностью разряженная батарея оказывает значительное влияние на срок службы батареи, особенно для необслуживаемой батареи. Производители автомобильных аккумуляторов указывают, что даже одного полного разряда достаточно, чтобы аккумулятор вышел из строя. На практике относительно новые батареи могут быть восстановлены в рабочем состоянии как минимум 1-2 раза после полной разрядки без существенной потери работоспособности.

Первым шагом является определение степени разряда батареи с помощью одного из перечисленных выше методов. В качестве альтернативы батарею можно сразу поставить на зарядку. Полностью разряженную батарею следует заряжать со скоростью, рекомендованной производителем батареи. Стандартом является зарядка со скоростью 0,1 от общей емкости батареи.

Полностью заряженный аккумулятор заряжается минимум 14-16 часов. В качестве примера рассмотрим зарядку батареи емкостью 60 ампер-часов. В этом случае зарядный ток должен составлять в среднем от 3 A (медленнее) до 6 A (быстрее). Полностью разряженный автомобильный аккумулятор следует заряжать минимально возможным током в течение как можно более длительного времени (примерно 24 часа).

Если напряжение на клеммах батареи не увеличивается в течение 60 минут (при условии одинакового зарядного тока), значит, батарея полностью заряжена. Для необслуживаемых батарей при полной зарядке можно принять напряжение 16,2±0,1 В. Обратите внимание, что это напряжение является стандартным значением, но зависит от емкости батареи, тока зарядки, плотности электролита и т.д. Подойдет любой вольтметр, независимо от точности прибора, так как необходимо измерять постоянное напряжение, а не точное.

Как оценить состояние и заряд автомобильного аккумулятора

Проверка напряжения батареи с помощью вольтметра

Правильная зарядка и ряд условий, на которые следует обратить внимание при эксплуатации автомобильного аккумулятора, способны обеспечить правильный запуск двигателя даже при экстремально низких температурах. Основным показателем состояния аккумулятора является состояние его заряда. Ниже мы расскажем, как проверить, заряжен ли автомобильный аккумулятор.

Для начала стоит упомянуть, что на некоторых моделях аккумуляторов есть специальный цветной индикатор, который сообщает, заряжен аккумулятор или разряжен. Следует отметить, что приведенный показатель является весьма приблизительным, с помощью которого можно с определенной вероятностью определить только необходимость подзарядки. Другими словами, индикатор заряда может показывать, что батарея заряжена, но не имеет достаточного тока запуска при отрицательных температурах.

Другой способ определения состояния заряда батареи — измерение напряжения на ее клеммах. Это также дает очень приблизительное представление о состоянии и степени заряда. Чтобы измерить заряд батареи, снимите ее с автомобиля или отсоедините от зарядного устройства, а затем подождите около семи часов. Наружная температура не является критичной.

Тогда состояние батареи можно оценить по напряжению на клеммах батареи:

  • 12,8 В-100% зарядки;
  • 12,6 В — 75% заряда;
  • 12,2 В-50% заряда;
  • 12.0V-25% зарядки;
  • Падение напряжения ниже 11,8 В означает, что батарея полностью разряжена.

Также можно проверить состояние заряда батареи без ожидания. Это делается путем измерения напряжения на клеммах аккумулятора с нагрузкой с помощью так называемой нагрузочной вилки. Этот метод является более точным и надежным. Эта вилка является вольтметром, а параллельно к клеммам вольтметра подключен резистор. Значение сопротивления составляет 0,018-0,020 Ом для батареи емкостью 40-60 ампер-часов.

Подключите штекер к соответствующим клеммам на батарее, а затем, через 6-8 секунд, запишите показания, показанные на вольтметре. Уровень заряда батареи можно определить по напряжению батареи с помощью зарядной вилки:

  • 10,5 В — 100% заряд;
  • 9,9 В — 75% заряда;
  • 9,3 В — 50% заряда;
  • 8,7 В — 25% заряда;
  • менее 8,18 В — полностью разряжен;

Также можно проводить измерения, не снимая аккумулятор с автомобиля. Аккумулятор должен быть подключен к бортовой электросети автомобиля. Затем необходимо обеспечить заряд аккумулятора, включив габаритные и ходовые огни (для автомобилей со стандартными галогенными лампами). Лампы головного света рассчитаны на 50 Вт, а нагрузка составляет около 10 А. Напряжение нормально заряженной батареи в этом случае должно составлять около 11,2 В.

Другим способом проверки состояния заряда аккумулятора является измерение напряжения на его клеммах при запуске двигателя. Это измерение можно считать надежным только в том случае, если стартер работает правильно.

При запуске напряжение не должно падать ниже 9,5 В. Если напряжение падает ниже этого значения, аккумулятор серьезно разряжен. В этом случае аккумулятор следует зарядить с помощью зарядного устройства. Это также указывает на неисправность двигателя стартера. К автомобилю подключается заряженный на 100 процентов аккумулятор и производится измерение. Если при запуске напряжение аккумулятора падает ниже 9,5 В, проблемы с двигателем стартера очевидны.

Наконец, мы хотели бы добавить, что измерения различными методами показывают, что регистрируются колебания в доли вольта. По этой причине к вольтметру предъявляются высокие требования. Точность прибора очень важна, поскольку погрешность даже в один-два процента приведет к ошибке в 10-20 процентов при измерении уровня заряда батареи. При снятии показаний рекомендуется использовать измерительный прибор с минимально возможной погрешностью.

Техника безопасности

При подготовке и зарядке автомобильного аккумулятора необходимо соблюдать следующие меры предосторожности

  • заряжайте устройство в хорошо проветриваемом помещении (гараж, служебный гараж или хотя бы на балконе);
  • если в семье есть маленькие дети, не взимайте плату за проживание в квартире;
  • не курите, не разжигайте огонь и не режьте металлические предметы вблизи заряжаемой батареи;
  • не заряжайте в сырых или влажных местах;
  • подключайте клеммы и зажимы зарядного устройства только при отключенном от сети зарядном устройстве;
  • пользуйтесь защитными очками и перчатками, чтобы предотвратить опасное воздействие паров кислоты;
  • при работе с батареей держите поблизости 10%-ный раствор бикарбоната натрия или карбоната натрия (кальцинированной соды).

Содовый раствор подходит как для протирки корпуса батареи от реактивных паров, так и для нейтрализации кислоты в случае неосторожного обращения с электролитом.

Как заряжать аккумулятор: полная инструкция

Чтобы начать зарядку, зарядное устройство «крокодил» должно быть правильно подключено к плюсовой и минусовой клеммам аккумулятора. В большинстве случаев производители маркируют положительную клемму красным цветом, а отрицательную — черным. Однако перед началом процесса стоит уточнить полярность, найдя метки «+» и «-» на корпусе батареи.

Подключение батареи к зарядному устройству под напряжением может вызвать искрение на клеммах и воспламенение газов, образующихся при электролизе дистиллированной воды.

Существует 3 основных способа зарядки аккумулятора: автоматический, постоянным током (I) и постоянным напряжением (U). Они различаются по продолжительности и эффективности. Несмотря на соответствующие названия, оба параметра зарядки (U, I) должны контролироваться при отсутствии систем автоматического контроля.

Время от времени следует проверять уровень заряда и температуру батареи. Если реагент закипит, I следует немедленно уменьшить, чтобы обеспечить возможность перезарядки при низких значениях.

Зарядка постоянным током

Зарядка при постоянном I осуществляется следующим образом:

  1. Значение тока устанавливается на уровне 1/10 от номинальной емкости батареи. Стандартная емкость составляет 55 или 60 ампер-часов. Это означает, что значение I на зарядном устройстве не должно превышать 5,5 — 6 А соответственно. После ручной настройки зарядного устройства на это значение продолжайте зарядку, пока напряжение, измеренное на клеммах, не достигнет 14,4 В (допускается погрешность 0,1 В).
  2. Если аккумулятор глубоко разряжен, заряжайте его не номинальным током, а минимальным током I (1,5-2 A). Это позволит избежать сильного электролиза воды и постепенно увеличить плотность электролита за счет разложения сульфата свинца.
  3. После достижения определенного значения U ток следует уменьшить до 1/20 части мощности. При 60 А*ч это соответствует 3 А. Снижение интенсивности зарядки уменьшает скорость нагревания реагента и продолжает зарядку до максимума.
  4. Когда U достигнет 14,5-15 В, необходимо снова уменьшить I в два раза. На заключительном этапе процесса необходимо заряжать батарею до тех пор, пока оба параметра заряда (I, U) не достигнут постоянного значения. Полученное значение I должно быть около 0,2A, что соответствует саморазряду батареи. Весь процесс займет от 8 до 12 часов.

По окончании зарядки дайте газам выйти, протрите корпус батареи раствором соды, закрутите крышки банок или установите на место пробку вентиляционного отверстия.

Если пренебречь нейтрализацией поверхности, батарея быстро разрядится снова из-за потери тока на слое электролита на корпусе.

Зарядка постоянным напряжением

Для зарядки постоянным напряжением необходимо U:

описание
Описание зарядки фиксированным напряжением.

  1. Установите напряжение на номинальный уровень зарядки 14,4 В (допуск 0,1 В). При зарядке необслуживаемых батарей необходимо тщательно следить за напряжением.
  2. Наблюдайте за текущим значением. Она должна составлять около 0,1 емкости (для обслуживаемых батарей) или от 0,05 до 0,1 емкости (для обслуживающих батарей). Превышение 20 % емкости вредно для батареи.
  3. В случае глубокого разряда процесс восстановления следует начинать при значении U не более 12-13 В. Значение I не должно превышать 5% от емкости батареи. Если I увеличивается, напряжение должно еще больше уменьшаться.

Восстановление при постоянном напряжении — более длительный процесс, чем при постоянном токе. При номинальном U батарея восстанавливает 75-85% заряда за 24 часа, при 15 В — до 90%, при 16 В и более — 95-100%. В дополнение к этим цифрам важно отметить ограничение по напряжению зарядки: для батареи U выше 15,6 В опасно. В случае сильных выделений время восстановления может достигать 3 дней.

Ускоренная зарядка АКБ

Для того чтобы быстро зарядить аккумулятор, на него следует подавать ток 10-15 А, что соответствует емкости 20-25%. Через 15-20 минут интенсивной регенерации аккумулятор будет иметь достаточный заряд для запуска автомобиля.

Регулярное использование этого метода зарядки вредно, так как высокий зарядный ток сокращает срок службы батареи.

Как заряжать постоянным напряжением

Для зарядки постоянным напряжением используется источник питания с выходным напряжением 14,4-15 В при зарядке батареи 12,6 В. Для батареи, выдающей 6,3 В, используется источник питания с выходным напряжением 7,2-7,5 В.

Основным недостатком этого метода является высокий зарядный ток в начале процесса, который может привести к перегреву электролита. Если батарея заряжается при низкой температуре окружающей среды, в ней возникает большое внутреннее сопротивление, и зарядка этим методом затруднена.

Если зарядный ток можно регулировать, его следует устанавливать на уровне 95% емкости. Процесс происходит быстро и не вызывает чрезмерного нагрева или газообразования. Еще одним недостатком этого метода является то, что аккумулятор заряжается не полностью, что сокращает срок его службы.

Какие параметры нужно выставить на зарядном устройстве

Сначала рассмотрим существующие типы погрузчиков. Они подразделяются на следующие типы:

  1. Автоматическая. Они не требуют постоянного внимания, они сами снижают напряжение.
  2. Зарядные устройства постоянного напряжения. Сила тока регулируется вручную.
  3. При постоянном токе. Напряжение изменяется регулятором. Следите за тем, чтобы электролит не закипел.

При ручной настройке тока будут использоваться следующие значения: 1/10 емкости аккумулятора. Если емкость составляет 100 Ач, установите зарядку на 100 Ач/10. Рекомендуется непрерывная зарядка в течение не менее 12-14 часов.

По окончании процесса обесточьте оборудование и отсоедините провода от клемм в порядке: сначала минус, затем плюс.

Какого цвета клемма минус на зарядном устройстве?

Подключите красный зарядный зажим к положительному (+) полюсу аккумулятора. Подключите черный зарядный зажим к отрицательному (-) полюсу аккумулятора.

На что обращать внимание при заряде аккумулятора

После подключения зарядного устройства к аккумуляторному блоку не оставляйте его без присмотра на длительное время. Это может вызвать опасность возгорания! Чтобы избежать подобных казусов, мы рекомендуем соблюдать следующие пункты:

  1. Следите за тем, чтобы температура не поднималась выше нормы. Это может привести к закипанию жидкости.
  2. Уровень электролитов не должен оставаться неизменным.
  3. Не допускайте попадания легковоспламеняющихся жидкостей и мусора в рабочую зону.
  4. Держите устройства на расстоянии друг от друга (по длине кабеля) и не располагайте их одно над другим.

Знание того, как подключить зарядное устройство для автомобильного аккумулятора, никогда не будет лишним, а использование современных интеллектуальных устройств сведет любые риски к минимуму.

Источники

  • https://3batareiki.ru/akkumulyatory/kak-pravilno-zaryazhat-akkumulyator-avtomobilya
  • https://www.expertcen.ru/article/ratings/luchshie-zaryadnye-dlya-avtoakkumulyatorov.html
  • https://svoy-elektrik.ru/ustanovka/kakoj-provod-na-zaryadke-plyus.html
  • http://KrutiMotor.ru/kak-zaryazhat-akkumulyator-avtomobilya/
  • https://autoexpertjournal.ru/kak-zaryazhat-akkumulyator/
  • https://carbatt.ru/kak-podklyuchit-samostoyatelno-zaryadnoe-ustroystvo-k-akkumulyatoru-avtomobilya
  • https://delairukami.ru/avto/zarjadka-akb/
  • https://kmd-mk.ru/gde-v-zaryadke-plyus-a-gde-minus/

Оцените статью
Добавить комментарий