Что такое пусковой ток аккумулятора автомобиля и на что он влияет

На что влияет пусковой ток аккумулятора

Перед автоматическим запуском двигателя автомобиля его необходимо запустить. Классическая система запуска состоит из стартера, замка зажигания, аккумулятора и проводов, соединяющих эти три компонента.

Как только ключ вставляется в замок зажигания и поворачивается, происходит короткое замыкание контактов между аккумулятором и главной электрической цепью автомобиля, о чем свидетельствует загорание определенных лампочек на приборной панели. Повторный поворот ключа замыкает цепь стартера: на реле подается напряжение, а затем на стартер, который представляет собой небольшой электродвигатель. Коленчатый вал начинает вращаться, двигатель запускается, а затем цепь разрывается. Генератор начинает вырабатывать ток и восполняет потери в аккумуляторе при запуске двигателя.

Поскольку двигатель, который долгое время работал на холостом ходу, особенно в холодную погоду, запускается хуже, ему требуется большое количество тока, хранящегося в нашем аккумуляторе. Это ответ на вопрос, каков пусковой ток автомобильного аккумулятора. Это означает, что батарея способна за короткое время обеспечить ток, необходимый для запуска холодного двигателя. Именно поэтому пусковой ток иногда называют током холодного пуска.

Те, кто не забыл школьный курс физики, вспомнят формулу P=UI. Это зависимость мощности от тока и напряжения. Таким образом, отказоустойчивый аккумулятор выдает практически постоянное количество вольт (около 12 вольт), поэтому его результирующая мощность зависит от силы тока: чем она выше, тем легче будет запустить генераторную установку.

Читайте по теме:  Срок службы аккумулятора от 3 до 25 лет в зависимости от типа батареи

Как измеряется пусковой ток автомобильного аккумулятора? В амперах оптимальное значение зависит от ряда параметров — в основном от класса автомобиля. Для среднего автомобиля он составляет около 250-270 ампер, а значит, при покупке аккумулятора следует ориентироваться на это значение. Не стоит гнаться за рекордными амперами — об этом мы поговорим чуть позже. А в южных регионах страны значение пускового тока имеет второстепенное значение, так как моторное масло здесь практически никогда не густеет.

Если температура окружающей среды выше пяти градусов, то 230 ампер или даже меньше считается достаточным для надежного запуска исправного двигателя. Однако в 15-градусный мороз такой аккумулятор не справляется с задачей, здесь нужно устройство с пусковым током 280-300 А.

Дизельные двигатели имеют более высокую степень сжатия, поэтому им требуется аккумулятор с более высокой пусковой мощностью, в среднем 290 А.

Для грузовых автомобилей оптимальное значение рассчитать сложнее, так как разброс мощности может быть значительным.

От чего зависит пусковой ток автомобильного аккумулятора

Мы уже выяснили, каким должен быть пусковой ток средней батареи, но как производителям увеличить его, сохранив размеры корпуса неизменными?

Конечно, увеличив площадь поверхности пластины, можно добиться соответствующего увеличения мощности, но в этом направлении не так много места. Напротив, существует тенденция к уменьшению размеров современных батарей. Как можно сохранить или даже увеличить пусковой ток батареи?

Тенденция пускового тока

Давайте рассмотрим конкретные примеры. Китайские батареи имеют примерно на 30% меньшую емкость, чем их европейские аналоги. Китайские производители снижают затраты на качество материала: вместо чистого свинца они используют сплавы с добавками. Кроме того, китайские батареи имеют 4 пластины на бак, в то время как европейские батареи имеют 5 пластин.

Для зарядки батарей с меньшим количеством пластин требуется более высокий зарядный ток, что негативно сказывается на сроке службы батареи.

Герметичность корпуса также важна, особенно для необслуживаемых батарей — чрезмерная потеря электролита негативно влияет на срок службы как самого источника питания, так и окружающих компонентов моторного отсека.

Предпринимается попытка увеличить пусковой ток за счет уменьшения толщины стенок корпуса, что влияет на характеристики выносливости устройства. Чуть позже мы рассмотрим, что влияет на пусковой ток автомобильного аккумулятора, а пока давайте сосредоточимся на том, как вы можете самостоятельно определить значение пускового тока.

Можно ли ставить на машину аккумулятор с большим пусковым током?

Например, если автомобиль часто используется в холодных условиях, стоит приобрести аккумулятор с более высоким пусковым током. Номинальный пусковой ток указывает на мощность источника питания, которую он способен обеспечить в течение 30 секунд при температуре -18 градусов Цельсия.

Способы проверки пускового тока

Надеюсь, к настоящему времени вы поняли, что емкость аккумулятора — это важное, но не единственное, на что следует обращать внимание в автомобильном магазине.

Чтобы быть точным, требуется дорогостоящее оборудование. Все домашние методы не отличаются наиболее точными результатами.

Ниже приведены наиболее распространенные способы проверки силы пускового тока аккумулятора:

  • Использование нагрузочной вилки. Это компактное измерительное устройство, состоящее из вольтметра и нагрузочного резистора, которое при подключении к аккумулятору имитирует бортовую сеть автомобиля с подключенными потребителями;
  • с помощью клещевого измерительного прибора. Это недорогое электрическое устройство является необходимым инструментом для электрика. Он выпускается в виде универсального зажима, который можно использовать для измерения как напряжения, так и сопротивления. Клеммный измеритель предназначен для работы с большими токами, поэтому высокие амперы не являются проблемой;
  • старомодный метод не даст вам конкретных цифр, но он может проверить и отбраковать «плохую» батарею. Суть его заключается в том, чтобы полностью зарядить его, а затем включить ближний свет. В течение 5-10 минут его яркость должна оставаться неизменной, в противном случае от покупки такой батареи следует отказаться;
  • другой способ проверки аккумулятора — «на слух»: просто попробуйте запустить двигатель, если он исправен, 2-3 секунд вращения стартера достаточно для успешного выполнения операции. Если на это потребуется 10 секунд и более — можно сделать вывод, что, независимо от емкости аккумулятора, его пусковой ток недостаточен. Такая проверка, конечно, малоинформативна.

Тестирование батарей различных марок
Пусковой ток и другие параметры батареи от разных компаний

Как измеряется пусковой ток батареи на заводе? На высокоточном профессиональном оборудовании при температуре 18°C.

Не рекомендуется использовать мультиметр, так как он не рассчитан на большие токи, и вы рискуете его потерять.

Какие показатели считаются оптимальными

Показания напряжения правильно работающей батареи почти постоянно равны 12 В. Чем выше потребляемый ток, тем больше мощность двигателя стартера. Но нет необходимости гнаться за рекордами. Давайте определим, что такое оптимальный пусковой ток.

Пусковой ток — это максимальный ток, который батарея способна выдать за минимально возможное время.

Итак: для запуска двигателя среднего автомобиля требуется от 250 до 270 ампер. Это оптимальное значение PT.

Не существует единой, универсальной текущей стоимости. Ведь это зависит от ряда факторов: в каком климате происходит эксплуатация, мощность автомобиля, тип двигателя.

На юге России МТ не имеет такого большого значения, поскольку при повышенных температурах нефть находится в своем правильном, жидком состоянии. Иная ситуация складывается в северных регионах, где из-за холода вязкость масла многократно возрастает и требуются более высокие пусковые усилия. И, следовательно, более высокий пусковой ток.

Считается, что при +5 (плюс-минус несколько градусов), КТ может не превышать 230 ампер, или даже быть на 10% меньше!

Если вам нужно завести автомобиль при температуре минус 15 градусов, вам потребуется 270-300 ампер.

Оптимальные значения пускового тока — по оценкам экспертов

Учитывая, что бензиновые двигатели потребляют меньше, чем дизельные, которые имеют более высокую степень сжатия, можно вывести следующую закономерность:

Средний показатель для бензиновых двигателей составляет 260 ампер.

Средний показатель для дизельных двигателей составляет около 290 ампер.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что значение в 300 ампер будет оптимальным для легкового автомобиля! Этих цифр достаточно.

Если мы говорим о грузовиках, то средние значения вывести сложнее: грузовики имеют большой разброс мощности. Можно назвать цифру порядка 600-800 Ампер.

Стоит ли выбирать АКБ с большим током? 

Существует заблуждение, что чем выше пусковой ток батареи, тем лучше. Те, кто так думает, часто попадают в маркетинговые «ловушки». Многие производители заинтересованы в продвижении батарей с неоправданно высокой емкостью и, конечно, высокой ценой.

Так стоит ли вообще брать батареи с ПТ 500 Ампер и более?

Эксперты отвечают: это не специально!

И для этого утверждения есть веские аргументы. Ток более 300 ампер уже является избыточным. Какой смысл покупать батареи с большим отрывом, кроме переплаты?

И самое главное: чем выше пусковой ток, тем короче срок службы батареи. Потому что срок службы батарей с избыточным током меньше, чем со средним!

Подумайте сами: если вы купите батарею с ненужным запасом ПТ выше достаточного значения, вы никак не используете «излишки», а кроме того, вам придется чаще заменять батарею! Это означает, что вам придется чаще платить за новый.

Главный вывод: берите аккумулятор с пусковым током 250-300 ампер, потому что этих значений более чем достаточно!

От чего зависит ПТ аккумуляторной батареи

Очень немногие автовладельцы при покупке аккумулятора обращают внимание на пусковой ток. Между тем, он может колебаться в довольно широком диапазоне, около 30-40%, и особенно большая разница отмечается между продукцией китайского и европейского производства. Возникает вопрос: в чем причина такого расхождения?

Ответ прост — это связано с используемой технологией:

  • Рафинированный свинец, даже в кислотных батареях, способствует быстрой зарядке, свинцовые пластины с большим количеством посторонних частиц и заряжаются, и отдают заряд медленнее, обеспечивая более низкое значение PT при той же емкости;
  • чем больше тарелок, тем лучше. Европейские производители ставят 5 пластин на банку, китайские — только 4 пластины при тех же размерах корпуса;
  • Европейские изделия, благодаря меньшей толщине пластин, содержат больше электролита, что положительно влияет на величину пускового тока;
  • Низкокачественные батареи не обладают наилучшими герметизирующими свойствами, что способствует потере электролита и снижению производительности батареи.

Само собой разумеется, качество изготовления и честность производителя (речь идет о намеренном завышении цен) также имеют значение.

Современные гелевые и AGM-аккумуляторы удерживают рекорд PD, причем некоторые модели достигают значения до 1000 А в течение 30 секунд.

Обратите внимание, что при запуске двигателя напряжение, подаваемое автомобильным аккумулятором, падает до 9 вольт — это нормально, так как потребляемый ток намного выше. Как только двигатель начинает работать, напряжение приходит в норму, и заряд, потребленный во время запуска, восстанавливается от генератора. Если напряжение на стартере падает ниже 6 В, аккумулятор близок к смерти и вскоре его придется заменить.

Платы автомобильных аккумуляторов

Какой должен быть пусковой ток для запуска двигателя

Пусковой ток для запуска двигателя данной марки должен быть рассчитан на заводе-изготовителе двигателя. Значение этого параметра увеличивается с ростом его емкости, поэтому если вы знаете, какой аккумулятор стоял в автомобиле, вы можете легко подобрать новый аккумулятор в соответствии с его емкостью. В этом случае электрические параметры будут полностью соответствовать марке и типу автомобиля.

Если необходимо установить аккумулятор в автомобиль, в котором он отсутствовал, выбирайте изделия со следующими минимальными значениями тока холодного пуска:

  • Для легковых автомобилей — 350 A.
  • Для грузовых автомобилей — 800 A.

Что касается емкости, то для легковых автомобилей аккумулятор следует выбирать от 45 Ач, а для грузовиков этот параметр не должен быть ниже 110 Ач. Приведенные параметры являются ориентировочными, для более точного выбора батареи необходимо знать мощность двигателя, для запуска батареи.

Правила подбора АКБ по пусковому току

Некоторые автомобилисты, отправляясь в магазин для покупки нового аккумулятора, просто переписывают характеристики старого. Опасность этого метода заключается в том, что старый аккумулятор может не подойти к вашему автомобилю.

От чего зависит пусковой ток автомобильного аккумулятора, который вы покупаете:

  • мощность силового агрегата, зависимость прямо пропорциональная: чем больше литраж, тем выше пусковой ток;
  • тип двигателя: дизельные двигатели труднее запускаются, поэтому для них выбирается устройство с более высоким значением PT, чем для бензиновых двигателей того же литража;
  • для карбюраторных стартеров можно выбрать аккумулятор с меньшим пусковым током, так как в этом случае его энергия будет использоваться только для прокрутки стартера, а в моделях с инжекторами — еще и для работы электроники;
  • внешняя температура. Сезонный, но важный параметр: чем ниже температура, тем больший ток требуется для эффективного запуска двигателя из-за загустения моторного масла, которое требует большего усилия для прохождения через кабель;
  • тип/модель стартера. Более новые модели требуют меньшего тока для вращения коленчатого вала. Это связано с усовершенствованием их конструкции и использованием более эффективных материалов (новые сплавы делают обмотки тоньше, а сам стартер — компактнее и прочнее).

Типы автомобильных стартеров

Поскольку некоторые из перечисленных факторов непредсказуемы (например, температура), автомобильный аккумулятор следует выбирать с некоторым запасом по пусковому току.

Источники

  • https://remam.ru/elektrik/chto-takoe-puskovoj-tok-akkumulyatora.html
  • https://www.kolesa-darom.ru/articles/puskovoy-tok/
  • https://avtograf70.ru/vaz/kakoj-tok-dolzhen-byt-v-akkumulyatore.html
  • https://ProAkkym.ru/avto/puskovoj-tok-akkumuljatora-avtomobilja
  • https://BatteryZone.ru/accumulator/puskovoj-tok-akkumuljatora
  • https://AutoTopik.ru/obuchenie/935-puskovoy-tok-akkumulyatora.html
  • https://www.1ak-m.ru/art/puskovojj-tok-akkumuljatora
  • https://DriverTip.ru/osnovy/chto-takoe-puskovoj-tok-akkumulyatora-avtomobilya.html
  • https://probatareiki.ru/akkumulyatory/puskovoj-tok-akkumulyatora-avtomobilya-chto-eto-takoe
  • https://auto-gl.ru/chto-takoe-puskovoy-tok-akkumulyatora/
  • https://IstochnikiPitaniy.ru/stati/puskovoj-tok.html

Оцените статью
Добавить комментарий