Система охлаждения ВАЗ 2110 — узел, ремонт

Как работает СО

Схема СО

Схема СО

  1. На 8-клапанном инжекторном ВАЗ 2110 система охлаждения работает за счет принудительной циркуляции охлаждающей жидкости по ней. При прогреве двигателя возникает избыточное давление, которое выходит через выпускной клапан.
  2. Для 16-клапанного инжекторного ВАЗ 2110 система охлаждения имеет оптимальную рабочую температуру в пределах 90-95 градусов Цельсия. А срабатывает клапан при возникновении давления с показателями от 1,2 до 1,4 кгс/см2.
  3. Когда избыточное давление сбрасывается, двигатель возвращается к нормальной температуре, открывается впускной клапан. Так продолжается цикл за циклом.
  4. При нарушении баланса давлений возникает перегрев, следствием чего могут быть разного рода поломки, в том числе необходимость полной замены силового агрегата.
  5. За счет работы термостата и электровентилятора ВАЗ 2110 поддерживает необходимую постоянную рабочую температуру. На головке блока цилиндров расположен датчик, который передает информацию о текущей температуре охлаждающей жидкости на блок управления.
  6. С датчика температуры охлаждающей жидкости поступает команда в систему охлаждения, которая начинает работать на снижение нагрева двигателя.
  7. При наличии в конструкции автомобиля электронного впрыска в нем также имеется специальный датчик, который посылает сообщение в электронный блок управления о перегреве силового агрегата.
  8. Насос подает охлаждающую жидкость, распределяемую термостатом.
  9. При включении двигателя его необходимо прогреть до рабочей температуры. Для этого термостат направляет охлаждающую жидкость по малому контуру, не включая циркуляцию через радиатор. Небольшой обзор включает в себя:
    1. Утеплитель для внутреннего отопления;
    2. Блок подогрева карбюратора (естественно только на карбюраторных ВАЗ 2110);
    3. Подогрев блока к газовому узлу;
    4. Впускной коллектор.
  10. Когда двигатель прогреется прибл. 90 градусов по Цельсию, термостат отправляет часть охлаждающей жидкости в радиатор. При срабатывании датчика перегрева двигателя вся охлаждающая жидкость уже циркулирует в большом контуре.
Читайте по теме:  ВАЗ-2114 не работает вентилятор охлаждения форсунка: не включается

Характерные неисправности

Если система охлаждения «десятки» не начала работать должным образом, это говорит о неисправности.

Объятия

Узнать их можно по характерным признакам.

  • Утечка охлаждающей жидкости из системы.
  • Двигатель долго прогревается или выходит из строя. Если для вашего региона характерны сильные морозы, а зимой наблюдается небольшое потепление, причина, скорее всего, кроется в климате. Поэтому мы рекомендуем вам утеплить моторный отсек.
  • Происходит детонация двигателя. Если такая ситуация произошла, значит, система охлаждения давно вышла из строя, но вы все равно продолжали эксплуатировать автомобиль.
  • Датчик на панели приборов достиг крайней красной зоны.
  • Крутящий момент уменьшается. Это явление характерно для ситуации, когда двигатель перегрет, а в прокладке головки есть люфт.

Принцип работы системы охлаждения инжекторного двигателя.

Если говорить непосредственно о системе охлаждения ВАЗ 2110, то она жидкостная, циркуляция принудительная, а заправка осуществляется в расширительный бачок.

Основой для изготовления жидкости, используемой в этой системе, является вода в сочетании с этиленгликолем. Такая жидкость может замерзнуть только при максимально низких температурах, а также создать повышенную температуру кипения. Добавляя в него различные присадки, можно увеличить срок службы сальника, а также замедлить процесс коррозии самой системы. Для полной заливки жидкости требуется последняя в объеме 7,8 литра.

Движение жидкости по системе охлаждения инжектора ВАЗ 2110 обеспечивает центробежный насос, который закреплен в блоке цилиндров и приводится в работу благодаря ремню ГРМ.

Как известно, жидкость постепенно нагревается от трения рабочих поверхностей деталей. И уже в зависимости от достигнутой температуры жидкости система охлаждения сначала циркулирует по малому кругу, а после нагрева начинает двигаться по большому. То есть при достижении определенной точки нагрева срабатывает термостат, после чего он открывается и меняет направление движения жидкости. Этот процесс уже регулируется парой клапанов, расположенных в этом термостате. В нем перепускной клапан регулирует движение теплоносителя по малому кругу, а основной по большому. Когда один из этих клапанов открывается, другой закрывается, и наоборот.

Пока двигатель хорошо не прогреется, перепускной клапан находится в открытом положении, и охлаждающая жидкость течет по малому кругу через блок цилиндров, дроссельную заслонку и радиатор. Этот тепловой радиатор встроен непосредственно в систему охлаждения двигателя, поэтому при прохождении через него жидкости происходит нагрев салона автомобиля.

В тот момент, когда охлаждающая жидкость нагревается до 85°C, главный клапан термостата начинает открываться, а перепускной клапан закрывается. В этот момент теплоноситель проходит одновременно и по малому, и по большому кругу. И уже при 102°С — жидкость попадает в радиатор, при этом просто течет по большому кругу. Там за счет притока воздуха извне он охлаждается.

Оказывается, система впрыска двигателя ВАЗ 2110 устроена таким образом, что если поток воздуха плохо охлаждает жидкость, автоматически включается вентилятор по сигналу электронного блока управления. А в случае сильного нагрева жидкости начинает происходить увеличение объема, а затем излишки возвращаются в расширительный бачок. В этом баке есть клапан, поддерживающий необходимое давление в системе.

Проверять и проверять уровень охлаждающей жидкости необходимо только при холодном силовом агрегате автомобиля. Если вы заметили регулярное его снижение, обязательно проверьте всю систему на герметичность. Ну а полную замену охлаждающей жидкости в ВАЗ 2110 инжектор нужно делать каждые 75 000 км пробега.

Как исправить проблемы

Снятие и установка хомутов

Теперь поговорим об устранении этих проблем по списку.

  1. Хладагент не может исчезнуть по мановению волшебной палочки, он не испаряется под воздействием температуры. Поэтому необходимо проверить все патрубки, шланги, хомуты, радиатор и другие узлы. Где-то обязательно будет утечка.
  2. Если зимой вам приходится долго стоять на месте и ждать, пока двигатель прогреется, попробуйте утеплить моторный отсек. Способов сделать это множество — от классического «тулупа» на двигатель, до использования простого картона перед радиатором зимой или применения специальных обогревателей. Убедитесь, что нагреватели не касаются ремня генератора.
  3. В случае с детонацией можно только посочувствовать автомобилю, так как владелец полностью игнорировал все сигналы от машины о том, что ЦУ вышла из строя. Если простейшие ремонтные мероприятия дадут положительный результат, считайте, что вам крупно повезло. В противном случае ремонта двигателя не избежать. А это совсем другие деньги.
  4. Когда стрелка датчика находится в красной зоне, немедленно примите соответствующие меры. Заглушите двигатель, чтобы перегрев не привел к еще более плачевным последствиям. Поднимите капот, проверьте наличие жидкости в бачке. Только не открывай, там очень жарко. При своевременном реагировании можно избежать закипания и свиста из-под капота. Но лучше не ехать на заправку самостоятельно. Вызовите эвакуатор.
  5. Ситуации, когда рвутся прокладки ГБЦ, не являются чем-то необычным. Но мы не хотим, чтобы кто-нибудь с ними встречался. Такая поломка говорит о том, что нужно в обязательном порядке приступать к полному ремонту двигателя. Самостоятельно или в автосервисе — решайте сами.

Ремонт

Рассмотрим, как решать проблемы, возникающие в системе охлаждения, по порядку их перечисления:

  • антифриз не может просто так исчезнуть, он не испаряется в закрытой системе, а значит надо найти утечку и устранить. В первую очередь проверьте все шланги и патрубки, возможно они ослабли, либо изношены хомуты. Также внимательно осмотрите радиатор охлаждения на предмет течи;
  • если в морозы долго прогревается двигатель до рабочей температуры перед выездом, его необходимо утеплить. Также, если в местности, где эксплуатируется ВАЗ 2110, морозы выше -10°С держатся недолго, достаточно во время движения утеплить радиатор (например, с помощью картона, который в этом случае должен быть в багажнике) . Если речь идет о серьезных холодовых испытаниях, то утеплять надо, что называется, капитально. Тогда нет необходимости в длительном разогреве. Конечно, можно купить «тулуп» для двигателя, но это дорого и не всегда оправдано. Для этой цели можно использовать тивипле или изофлекс с пенополиуретаном. Просто придется долго дурачиться — кроить, подгонять, застегивать. Наконец, для утепления подойдет войлок, даже старый ковер, прикрепленный под капотом с помощью подручных материалов. Только убедитесь, что крепление надежное, и часть вашей изоляции не попала под ремень генератора;
  • если двигатель уже начал детонировать, вы, скорее всего, достаточно для этого «поработали», не обращая внимания на «сигналы», которые подавала система охлаждения. Хорошо, если все «проходит» после приведения в порядок, но может понадобиться и ремонт двигателя — а это плохо, неприятно и дорого;
  • стрелка датчика температуры охлаждающей жидкости в красном секторе требует от водителя немедленной реакции. В первую очередь желательно заглушить автомобиль, чтобы перегрев не вызвал серьезных последствий. Откройте капот и посмотрите, есть ли охлаждающая жидкость в бачке, но пробку пока не откручивайте, можно обжечься. Если вовремя среагировать на датчик, он не закипит, из-под капота не пойдет пар и не будет слышен свист;
  • особенно неприятный момент, когда пробивает двигатель прокладка ГБЦ. Тогда вам уже не избежать серьезного ремонта.

Профилактика

На основании вышеизложенного заведите привычку:

  • регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости;
  • используйте только качественную охлаждающую жидкость;
  • никогда не используйте воду, потому что она имеет более низкую температуру кипения, чем антифриз, к тому же вода способствует быстрейшей коррозии деталей системы охлаждения;
  • обратите внимание на датчик температуры антифриза и не допускайте, чтобы стрелка «побывала» в красном секторе.
Источники

  • https://mashinaa.ru/avtovaz/vaz-2110/9844-sistema-ohlazhdeniya-vaz-2110-ustrojstvo-remont.html
  • https://shassik.ru/kuzov/vaz-2110-sistema.html
  • https://ladafakt.ru/sistema-ohlazhdeniya-vaz-2110-8-klapanov-inzhektor.html
  • https://dtmto.ru/trucks/konstrukcia-sistemy-ohlazdenia-dvigatela-vaz-2110-vaz-2111.html
  • https://LedStrong.ru/sovety/sistema-ohlazhdeniya-vaz-2110.html
  • https://RoomAvto.ru/harakteristiki/sistema-ohlazhdeniya-21124.html
  • http://vashalada.ru/mashiny/vaz-2110/sistema-oxlazhdeniya-vaz-2110.html

Оцените статью
Добавить комментарий