Почему греется 16-клапанный двигатель ВАЗ-2112: причины

Причины перегрева двигателя

Стрелка на указателе температуры вошла в красную зону, это означает, что двигатель находится в состоянии перегрева

Многие автолюбители помнят причины эффекта на старых Жигулях. На 16-клапанных двигателях причины такого эффекта практически те же. Рассмотрим причины, которые могут послужить для того, чтобы основной силовой агрегат начал греться сверх нормы:

  • Загрязнение системы.
  • Фиксированный термостат.
  • Повреждение насоса. Замените насос. О выборе помпы на 16 клапанный двигатель здесь.
  • Радиатор.
  • Ошибка датчика охлаждающей жидкости.
  • Ошибка вентилятора охлаждения (см. «Реле вентилятора)».

Все эти проблемы могут привести к перегреву двигателя.

Методы устранения

Для устранения причин нагрева двигателя необходимо установить эпицентр воздействия. Для этого стоит последовательно проверять каждый узел. После выявления проблемы стоит найти точную причину и устранить ее. Итак, рассмотрим последовательность действий.

Радиатор и патрубки

Одной из причин перегрева двигателя может быть засорение радиатора и патрубков, что влияет на циркуляцию жидкости в системе, а также может привести к трещинам в патрубках и повреждению радиатора, что приведет к утечке охлаждающей жидкости вне.

Если охлаждающей жидкости в системе недостаточно, силовой агрегат будет быстрее нагреваться и долго остывать, а вентилятор охлаждения будет работать почти непрерывно.

Метод решения проблемы достаточно прост – разобрать радиатор из системы и почистить его как снаружи, так и внутри.

Вторым этапом будет осмотр форсунок на предмет течи и замена изношенных изделий. Как показывает практика, многие автолюбители для продления срока службы системы охлаждения устанавливают комплекты (тюнинговый вариант) радиатора и патрубков.

Читайте по теме:  ВАЗ 2110 и 2112 не работает вентилятор охлаждения: не включается датчик и реле

Помпа (водяной насос)

Одной из основных причин возникновения перегрева является то, что появляется люфт водяного насоса. Определить эту ошибку довольно легко, ведь в районе насоса появляется соответствующий вой. Признаком неисправности может быть и то, что из вала насоса начинает течь жидкость. Проблема легко решается заменой водяного насоса.

Термостат

Термостат – первое место, где следует искать неисправность.

Каждые 50 000 км пробега его рекомендуется менять, но этот фактор не все соответствует действительности, так как на работоспособность детали влияют такие факторы, как состояние охлаждающей жидкости, качество установленной детали и так далее

Так что при заклинивании термостата на малом круге двигатель греется чаще, чем обычно, даже при движении по трассе, где встречного ветра достаточно, чтобы дать системе время остыть.

Есть один нюанс, когда не стоит менять термостат – это если он выходит из строя зимой. Затем обеспечивается дальнейшее охлаждение при минус градусах. Конечно, если термостат выходит из строя летом, его необходимо заменить как можно скорее, чтобы не допустить перегрева двигателя.

Датчик охлаждения

Датчик температуры охлаждающей жидкости — безобидная неисправность, которая может привести к тому, что индикатор панели приборов покажет неверные данные, поэтому водитель даже не узнает о перегреве двигателя, пока он не закипит по дороге.

Обычно эта неисправность сопровождается множеством случайных факторов, поэтому пропустить ее достаточно сложно. Решение проблемы только одно – заменить датчик системы охлаждения и сбросить возникшие ошибки в ЭБУ.

Вентилятор

Последней причиной перегрева, особенно летом, является вентилятор охлаждения.

Так поломка этого узла может стать причиной перегрева двигателя, а также закипания охлаждающей жидкости в расширительном бачке.

В этом случае последствия могут быть самые разные, ну что нужно проверить на исправность вентилятора, а так же датчик его включения — это точно. Эта деталь выходит из строя довольно редко, а потому причиной выхода из строя может быть элементарный предохранитель или неисправность проводки, исправить которые несложно.

Последствия несвоевременного устранения дефектов

Не все водители осознают последствия перегрева двигателя и продолжают ездить с постоянно работающим вентилятором или частым перегревом.

Итак, последствия сильного нагрева двигателя делятся на 3 стадии, которые следует рассматривать отдельно.

Слабый перегрев

Если двигатель перегревается до 10 минут, последствия могут быть незначительными. Так появятся трещины в патрубках системы охлаждения, выйдет из строя датчик температуры, деформируются маслосъемные кольца, оплавятся маслосъемные колпачки и распредвалы. Клапана тоже прогорят, а масло попадет в камеры сгорания, что будет характеризоваться выбросом черного дыма из выхлопной системы.

Значительный перегрев

При значительном перегреве происходит деформация, а точнее, прогиб ГБЦ. Для устранения этих последствий потребуется разобрать головку блока цилиндров и придать ей поверхностный паз. Таким образом получается, что головка блока подлежит капитальному ремонту.

Измерьте прогиб головки блока цилиндров линейкой

Что еще может вызвать перегрев

  1. Отсутствие охлаждающей жидкости. Жидкость в двигателе не кипит, потому что ее мало, но вот почему: помните наружную поверхность для охлаждения? При недостатке жидкости контактная поверхность между жидкостью и нагретым двигателем недостаточна, и передача тепла в окружающую среду плохая. Отсюда и перегрев. Система охлаждения двигателя не герметична, как многие считают, и в процессе работы жидкость испаряется – не забывайте регулярно проверять уровень. И, конечно же, следите за состоянием радиатора и труб – протечки недопустимы. Бывают случаи внутренней течи – в результате повреждения прокладки между головкой и блоком цилиндров. Из выхлопной трубы вода течь не будет, но постоянное падение уровня жидкости без видимых утечек – повод проявить осторожность и обратиться к специалисту. Скопившаяся в цилиндрах вода при запуске двигателя может вызвать гидроудар – это может буквально разрушить поршневую группу, и не только.
  2. Состояние радиатора. Промежутки между ячейками радиатора совсем небольшие, и постепенно могут загрязняться представителями мира насекомых. Это не шутка, это был случай, когда небольшое загрязнение радиатора (вкупе с плохим состоянием двигателя) приводило к постоянному перегреву автомобиля. Держите радиатор в чистоте и хотя бы изредка продуйте сжатым воздухом.
  3. Неправильно установлен угол зажигания. При нарушении угла зажигания нарушается процесс сгорания топлива. Как следствие — повышение температуры сгорания и снижение мощности. Мощность упала, но это не обязательно. Что мы делаем? Правильно — сильнее давить на педаль газа. Получается, что на расчетном режиме работы двигателя (где происходит нормальное охлаждение) расходуется больше топлива. Отсюда и перегрев. Кстати, проблема с зажиганием может возникнуть (именно самопроизвольно, а не после вашего вмешательства в доработанный механизм двигателя) в случае растяжения ремня или цепи ГРМ. Это не единственная возможность, но распространенная — помните.
  4. Качество топлива. Неправильное октановое число приводит к снижению мощности и увеличению температурного режима сгорания топлива. Выход один — заправляться в одном месте, так вероятность получить плохой бензин ниже.
  5. Отложения на стенках двигателя и радиатора. Причина проста – использование некачественной охлаждающей жидкости, а то и воды. Еще немного подробностей. С точки зрения физики лучше использовать воду, так как вода имеет лучшую теплопроводность, чем антифриз на спиртовой основе. Но — в воде есть соли (это можно наблюдать на стенках чайника) — бывает и внутри двигателя. В результате нарушается циркуляция воды, снижается эффективность охлаждения и перегревается двигатель. Если уже заливаете воду в расширительный бачок — лейте дистиллированную воду, она без солей. И лучше всего использовать специальный антифриз. Поверьте — полностью удалить накипь с двигателя невозможно. И еще одна «прелесть воды»: если после воды, например, зимой долить антифриз — будьте готовы к потекам (течь может где угодно: радиатор, трубы) — это факт. Если постоянно ездить «на антифризе» , ничего не будет, а вот после воды антифриз потечет на 99%.
  6. Износ двигателя. К этому можно отнести много моментов, но в большинстве случаев это износ поршневой группы. При длительной эксплуатации автомобиля изнашиваются поршневые кольца, служащие для герметизации камеры сгорания, что приводит к снижению компрессии, нарушению сгорания топлива, потере мощности (вспомним формулу) и перегреву автомобиля. Как-то это было слишком сложно. Если проще, то так: топливо лучше сгорает при определенном давлении, которое создается в камере сгорания. Давление — около 12 атмосфер. Если взять трубку, заткнуть ее картошкой и дунуть, внутри создастся давление, которое называется компрессией. Сила, с которой вы дуете, будет представлять собой силу расширения топлива во время сгорания, которая давит на поршень и приводит в движение коленчатый вал. Кольца служат для подгонки поршня ближе к цилиндру (в нашем случае картошка и труба). Теперь, если вставить кусок картофеля, неплотно прикрепленный, и подуть — воздух пропустит штамп картофеля. Вот что происходит в двигателе при износе поршневой группы (износ колец и износ стенок цилиндров). В результате часть энергии расширения топлива при сгорании уходит мимо поршня (между поршнем и цилиндром), а также снижается компрессия (оптимальное давление в камере сгорания), что ухудшает качество сгорания. И снова — потеря мощности и перегрев. Выход один – обратиться к специалисту.
  7. Вентилятор радиатора. В некоторых (старых) моделях автомобилей такой причины не было, так как вентилятор приводился прямо от коленчатого вала через ремень. Теперь вентиляторы электрические и включаются при срабатывании датчика температуры. Датчик может не работать и вентилятор может не включаться. Это довольно распространенная причина. Просто стоит выйти и посмотреть — возможно окисление контактов соединения двигателя.
  8. Воздушные ловушки образуются при переливании жидкости. Кстати, в этом случае датчик температуры может не показывать повышения температуры. Как избавиться от пробок — тема отдельной статьи. От себя хочу добавить — при заливке жидкости в систему охлаждения автомобиль должен стоять горизонтально.
  9. Термостат. Термостат делит систему охлаждения на два круга — малый и большой. Малый используется для прогрева автомобиля (количество жидкости уменьшается, радиатор отключается), при достижении определенной температуры подключается большой круг (подключается радиатор). Это можно узнать, потрогав нижние патрубки, подходящие к радиатору: если они холодные, а машина перегрета, замените термостат.
  10. Помпа. Насос — это насос, который принудительно перегоняет воду для улучшения циркуляции. Вообще с помпой могут случиться две проблемы: просто потечет — вот увидите, и другая, которую сложнее определить — износ крыльчатки. При износе крыльчатки насос медленно перекачивает жидкость, в результате жидкость в двигателе нагревается быстрее, чем в радиаторе (ухудшается циркуляция воды). Определить можно по неравномерному нагреву — радиатор холодный, а двигатель кипит. Внимание — такие же симптомы при неисправности термостата и наличии воздушной пробки.

Могли быть и другие причины — одна из которых из разряда «нарочно об этом думать нельзя». Например, не до конца отпущенный стояночный тормоз, что приводит к торможению автомобиля, увеличению нагрузки на двигатель и перегреву. Трос ручника может заклинить — был такой случай. Машина немного тормозит, но в жару хватает.

И немного обидно за включенный кондиционер. По большому счету, это довольно отдаленная причина. Конечно, кондиционер создает дополнительную нагрузку на двигатель, но это учитывалось при разработке. Если двигатель совсем плохой — полный износ, то такое может случиться. Что делать — выключать чудо современного автомобилестроения.

Источники

  • https://vestaz.ru/pochemu-greetsya-dvigatel-na-vaz-2112-16-klapanov-prichiny-foto/
  • https://ilifia-club.ru/dvigatel/vaz-2112-greetsya-prichiny.html
  • https://chinzap.ru/lada/pochemu-greetsya-vaz-2112.html
  • https://avtograf70.ru/obsluzhivanie/pochemu-greetsya-dvigatel-na-vaz-2112-16-klapanov.html
  • https://www.vazzz.ru/v-probkah-greetsya-dvigatel-vaz-21124-prichiny-priznaki-peregretogo-dvigatelya-chto-delat/

Оцените статью
Добавить комментарий