ЭБУ ВАЗ 2114: виды, принцип работы и диагностика

Где находиться ЭБУ на Ваз 2114

В автомобиле ВАЗ 2114 модуль управления устанавливается под центральной консолью автомобиля, а именно посередине, за панелью с магнитолой. Чтобы добраться до контроллера, нужно открутить защелки на боковой рамке консоли. Что касается подключения, то в модификациях Самар с полуторалитровым двигателем масса ЭБУ берется с корпуса силового агрегата, с крепления заглушек, расположенных справа от ГБЦ.

Расположение ЭБУ ВАЗ 2114
Расположение ЭБУ ВАЗ 2114

В автомобилях с двигателями объемом 1,6 и 1,5 литра с новым типом ЭБУ масса снимается с приваренного штифта. Сама палка крепится к металлическому корпусу панели управления тоннелем пола, недалеко от пепельницы. При производстве инженеры ВАЗ, как правило, закрепляют этот штифт ненадежно, так что со временем он может расшататься, соответственно это приведет к неисправности некоторых устройств.

Как узнать какой ЭБУ стоит на Ваз 2114 – Январь 7.2 Январь 4 Bosch M1.5.4

На сегодняшний день существует 8 (восемь) поколений электронного блока управления, которые отличаются не только характеристиками, но и производителями. Поговорим о них немного подробнее.

Читайте по теме:  Длительно заводится двигатель ВАЗ 2110

ЭБУ Январь7.2 – технические характеристики

А теперь перейдем к техническим характеристикам самого популярного ЭБУ 7.2

Январь 7.2 — функциональный аналог блока Бош М7.9.7, «параллельный» (или альтернативный, кому как нравится) с М7.9.7 отечественной разработки. Январь 7.2 внешне похож на М7.9.7 — собран в аналогичном корпусе и с тем же разъемом, может без изменений использоваться на проводке Бош М7.9.7 с использованием того же набора датчиков и исполнительных устройств.

В ЭБУ используется процессор Siemens Infenion C-509 (такой же, как в ЭБУ от 5 января, VS). Программное обеспечение блока является дальнейшим развитием программного обеспечения Января 5, с улучшениями и дополнениями (хотя это проблема) — например, реализован алгоритм, буквально «антишоковая» функция, призванная обеспечить плавный пуск и переключение передач.

ЭБУ 7.2
ЭБУ 7.2

ЭБУ выпускается (хххх-1411020-82(32), прошивка начинается на букву «И», например И203ЕК34) и «Автел» (хххх-1411020-81(31), прошивка начинается на букву «А» «, например A203EK34). И блоки и прошивка этих блоков полностью взаимозаменяемы.

ЭБУ серий 31(32) и 81(82) аппаратно совместимы сверху донизу, т.е прошивка для 8-кл будет работать в 16-кл. ЭБУ, а наоборот — нет, т.к в 8-кл блоке «не хватает» ключей зажигания. Добавив 2 ключа и 2 резистора, можно «превратить» 8-кл блок в 16 ячеек. Рекомендуемые транзисторы: BTS2140-1B Infineon / IRGS14C40L IRF / ISL9V3040S3S Fairchild Semiconductor / STGB10NB37LZ STM / NGB8202NT4 ON Semiconductor.

Типовые параметры ЭБУ Январь 7.2 для диагностики
Типовые параметры ЭБУ Январь 7.2 для диагностики

ЭБУ Январь-4 – технические характеристики

Второй серией ЭБУ на отечественных автомобилях стала система Январь-4, которая разрабатывалась как функциональный аналог блоков управления GM (с возможностью использования в производстве того же состава датчиков и исполнительных механизмов) и предназначалась для их замены.

Поэтому при разработке были сохранены габаритные и присоединительные размеры, а также распиновка контактов. Естественно блоки ИСФИ-2С и Январь-4 взаимозаменяемы, но совершенно разные по схемотехнике и алгоритмам работы. «Январь-4» разработан по российским нормам, из состава исключен кислородный датчик, катализатор и адсорбер, введен потенциометр регулировки СО. В семейство входят блоки управления «Январь-4» (выпущена очень малая партия) и «Январь-4.1» для 8-ми (2111) и 16-ти (2112) клапанных двигателей.

ЭБУ 4 Январь второго поколения электронного блока управления ВАЗ 2114
ЭБУ 4 Январь второго поколения электронного блока управления ВАЗ 2114

Версии «Quantum», скорее всего, представляют собой отладочную серию с аппаратной прошивкой J4V13N12, и, следовательно, программное обеспечение несовместимо с последующими последовательными контроллерами. То есть прошивка J4V13N12 не будет работать в «неквантовых» ЭБУ и наоборот. Изображение платы ECU QUANT и обычного последовательного контроллера 4 января

Схема ЭБУ 4 января
Схема ЭБУ 4 января

Особенности ЭБУ: без нейтрализатора, кислородный датчик (лямбда-зонд), с потенциометром СО (ручная регулировка СО), нормы токсичности Р-83.

Bosch M1.5.4 – технические характеристики

Следующим шагом стала разработка совместно с Bosch ЭБУ на базе системы Motronic M1.5.4, которая могла бы производиться в России. Использовались другие датчики расхода воздуха (FMRS) и резонансной детонации (разработки и производства Bosch). Программное обеспечение и калибровки для этих ЭБУ были впервые полностью разработаны на АвтоВАЗе.

Для норм токсичности Евро-2 показаны новые модификации блока М1.5.4 (имеющие неофициальный индекс «Н», для создания искусственной разницы) 2111-1411020-60 и 2112-1411020-40, соответствующие этим нормам и содержащие датчик кислорода, каталитический нейтрализатор и адсорбер.

ЭБУ Мозги Bosch M1.5.4
ЭБУ Мозги Bosch M1.5.4

Для норм в России также был разработан ЭБУ для 8-кл двигателя (2111-1411020-70), являющийся модификацией самого первого ЭБУ 2111-1411020. Во всех модификациях, кроме самой первой, используется широкополосный датчик детонации. Этот блок стал выпускаться в новом дизайне — слегка подтекающий штампованный корпус с рельефной надписью «MOTRONIC» (в народе «жесть»). Впоследствии в этом исполнении стали выпускаться и ЭБУ 2112-1411020-40.

Замена конструкции, на мой взгляд, совершенно неоправданна — гермоблоки оказались надежнее. Новые модификации скорее всего имеют отличия в принципиальной схеме в сторону упрощения, так как канал детонации в них работает менее корректно, «жестянки» больше «звенят» на одном и том же ПО.

Читайте также: Замена батарейки в ключе mazda 6

Ителма 5.1 – технические характеристики ЭБУ Ваз 2114

НПО «Ителма» разработало ЭБУ для автомобилей ВАЗ, получившее название ВС 5.1. Это полнофункциональный аналог ЭБУ Январь 5.1, то есть в нем используется тот же жгут, датчики и исполнительные механизмы.

В VS5.1 используется тот же процессор Siemens Infenion C509, 16МГц, но он выполнен на более современной элементной базе. Модификации 2112-1411020-42 и 2111-1411020-62 рассчитаны на нормы Евро-2, в состав которых входит кислородный датчик, катализатор и адсорбер. В этом семействе не предусмотрены стандарты Р-83 для двигателей 2112. Для норм 2111 и Россия-83 выпускается только версия ЭБУ ВС 5.1 1411020-72 с одновременным впрыском.

Ителма 5.1 - технические характеристики ЭБУ ВАЗ 2114
Ителма 5.1 — технические характеристики ЭБУ ВАЗ 2114

С сентября 2003 года на ВАЗ устанавливается новая АППАРАТНАЯ модификация ВС5.1, которая программно и аппаратно несовместима со «старой”.

  • 2111-1411020-72 с прошивкой V5V13K03 (V5V13L05). Это ПО несовместимо с ПО и ЭБУ предыдущих версий (V5V13I02, V5V13J02).
  • 2111-1411020-62 с прошивкой V5V03L25. Это программное обеспечение несовместимо с программным обеспечением и ЭБУ предыдущих версий (V5V03K22).
  • 2112-1411020-42 с прошивкой В5В05М30. Это ПО несовместимо с ПО и ЭБУ предыдущих версий (V5V05K17, V5V05L19).

При разводке блоки заменяемы, но только с отдельным ПО, которое соответствует блоку.

Bosch M7.9.7 – технические характеристики ЭБУ

встречалась и серия bosch 30 на моторах 1,6 л, но из-за первоначальной разработки под полуторалитровую машину, ПО сильно глючило, иногда вообще отказывалось работать. Спецтехника с маркировкой 31h, выпущенная чуть позже, работала намного адекватнее.

Семи Январь было много моделей в зависимости от комплектации и объема двигателя, так на 1,5 литровые восьмиклапанники устанавливались модели производства АВТЭЛ с поршнями: 81 и 81 час, тот же мозг от ИТЭЛМА имел номера 82 и 82 час. Bosch M7.9.7 устанавливался на полуторалитровые двигатели экспортных экземпляров и имел маркировку 80 и 80 часов на автомобилях Евро 2 и 30 на автомобилях Евро 3.

Мозги ЭБУ Bosch M 7
Мозги ЭБУ Bosch M 7

двигатели объемом 1,6 л автомобилей, предназначенных для внутреннего рынка, имели на борту агрегаты от тех же АВТЭЛ и ИТЭЛМА. Первая серия из первых отмечена 31 «больной» с такой же как у Bosch 30 серии, позже все недостатки были учтены и исправлены на 31 час. При проблемах с конкурентами ИТЭЛМА заметно подросла в глазах автомобилистов, выпустив удачную серию под номером 32. Кроме того, следует отметить, что только Bosch M7.9.7 с маркером 10 соответствовал стандарту Евро 3 нового ЭБУ этого поколения стоит 8 тысяч рублей, б/у на разборке можно найти за 4000.

Устройство и принцип работы

Блок управления электронной системой работает в соответствии с показателями, полученными от датчиков:

  • скорость;
  • детонация;
  • лямбда-зонд;
  • фазы впрыска топлива;
  • положение коленчатого вала;
  • положения дроссельной заслонки;
  • расходомер воздуха;
  • температура антифриза.

В соответствии с данными, полученными от этих контроллеров, модуль управления управляет следующими системами:

  • зажигание;
  • адсорбер;
  • форсунки, а также топливный насос;
  • система вентиляции и отопления;
  • программы для диагностики состояния автомобиля;
  • регулировка холостого хода (автор видео — Евгений Вехтер).

Что касается блока, то конструктивный модуль управления состоит из следующих компонентов:

  1. ОЗУ или ОЗУ. Этот модуль содержит основные данные о недавно выявленных ошибках, обнаруженных электронной системой в работе различных узлов. Когда водитель выключает зажигание, блок оперативной памяти обновляется, в результате чего эти данные теряются.
  2. EPROM — основной элемент системы; он содержит прошивку модуля управления. Следует отметить, что этот блок памяти содержит все необходимые данные о калибровке систем «четверки» вместе с общим алгоритмом управления двигателем. В отличие от ОЗУ, ППЗУ является постоянной памятью, поэтому записанные в нее данные сохраняются даже после выключения зажигания. При необходимости этот модуль можно перенастроить, то есть перепрограммировать, что может привести к улучшению мощности и динамики автомобиля.
  3. ЭРПЗУ — основная функция этого модуля — защита автомобиля. Память EEPROM содержит информацию от противоугонной установки — пароль, а также кодировку основных параметров. Запуск двигателя будет возможен только в том случае, если EEPROM сверится с данными в памяти иммобилайзера.

Характерные неисправности: их признаки и причины

Каковы симптомы неисправности ЭБУ:

  • отсутствуют управляющие сигналы от исполнительных механизмов (РХХ, расходомера, различных датчиков и т д);
  • нет сигнала взаимодействия с системой зажигания, ТНВД, форсунками и другими элементами;
  • при подключении диагностического тестера также не будет связи с электронной системой;
  • обгоревшие контакты и механическое повреждение устройства тоже могут быть признаком.

Что вызывает ошибку на блоке управления:

  • короткое замыкание или обрыв электрической цепи;
  • неправильный ремонт электриками, где были допущены ошибки, в частности речь идет об установке или ремонте противоугонной системы;
  • выкуривание севшего аккумулятора из автомобиля при работающем двигателе;
  • выход из строя устройства может быть вызван неправильным подключением клемм аккумулятора – плюс вместо минуса и наоборот;
  • разъединяйте контакты аккумулятора при работающем двигателе;
  • попадание влаги на плату модуля электронной системы;
  • механическое повреждение устройства в результате ДТП (автор видео о ремонте модуля управления в гараже — канал АвтоПрактика).

Схема распиновкм ЭБУ Январь 7.2 ВАЗ 2114

В контроллере ВАЗ 2114 очень часто случаются поломки. В системе есть функция самодиагностики — ЭБУ опрашивает все узлы и выдает заключение об их пригодности к работе. При выходе из строя какого-либо элемента на приборной панели загорается лампочка «Check Engine».

Схема распиновки ЭБУ Январь 7.2
Схема распиновки ЭБУ Январь 7.2

Выяснить, какой именно датчик или исполнительный механизм вышел из строя, можно только с помощью специального диагностического оборудования. Даже с помощью знаменитого OBD-Scan’а ELM-327, любимого многими за простоту использования, можно считать все параметры двигателя, найти неисправность, исправить ее и удалить из памяти ВАЗ. ЭБУ 2114.

Как работает ЭБУ?

В основе микропроцессор, который отвечает за нормальное функционирование всех важных устройств. На автомобиле ВАЗ 2114 ЭБУ собирает данные с датчиков:

  • Скорости автомобиля.
  • Детонации.
  • Лямбда-зонд.
  • ДПКВ.
  • Расход воздуха.
  • ДПС.
  • Фазы впрыска топливовоздушной смеси.
  • Температуры охлаждающей жидкости.

Это считыватели, которые собирают информацию о работе двигателя внутреннего сгорания. Зачем он его собирает? Правильно разделяй и властвуй следующие актуаторы:

  • Система подачи топлива (насос, форсунки).
  • Система зажигания.
  • Адсорб.
  • Вентиляция.
  • Регулятор холостого хода (да-да, это не датчик, а актуатор, не запутайтесь).
  • Автоматическая диагностика.

Блок-схема электронного блока управления на ВАЗ 2114 состоит из трех каскадов, каждый из которых имеет свои модули памяти:

  • Блок оперативной памяти (оперативное запоминающее устройство) — это система с кратковременной памятью. В нем хранится вся информация об ошибках, возникших в процессе работы при текущем запуске двигателя. При выключении зажигания (и ЭБУ обесточен) вся память очищается и снова заполняется при следующем запуске.
  • PROM — это программируемое постоянное запоминающее устройство. Это блок, в котором хранится топливная карта (прошивка) электронного блока управления. Он также постоянно хранит информацию обо всех результатах калибровки системы. И самое главное, в этой памяти хранится алгоритм системы управления двигателем внутреннего сгорания. Эта память постоянная, она не стирается даже при полном отключении встроенной сети. Именно этот блок программируется при выполнении процедуры «прошивки» для улучшения характеристик автомобиля ВАЗ 2114.
  • И последний блок — ЭРПЗУ. Блок памяти необходим для обеспечения нормальной работы противоугонной системы автомобиля. Он хранит пароли и кодировки. Двигатель можно запустить только в том случае, если данные, которыми обмениваются иммобилайзер и EEPROM, совпадают.

Сгорел ЭБУ ВАЗ 2114 – что делать?

Одной из частых неисправностей ЭБУ (электронного блока управления) на четырнадцатых является его выход из строя или, как говорят в народе, сгорание.

явными признаками этой поломки будут следующие факторы:

  • Отсутствие сигналов управления форсунками, топливным насосом, клапаном или механизмом холостого хода и т д
  • Отсутствие реакции на лямбу — регулировка, датчик коленвала, дроссельная заслонка и тд
  • Отсутствие связи с диагностическим прибором
  • Физическое повреждение.

В этих случаях рекомендуется купить новый ЭБУ и заменить неисправный. Как это сделать очень просто!

Как снять и заменить неисправный ЭБУ на ВАЗ 2114

При проведении работ по снятию ЭБУ ВАЗ 2114 нельзя касаться клемм руками. Существует вероятность повреждения электроники из-за электростатического разряда.

  1. С помощью отвертки откручиваем 3 винта крепления правого края консоли панели приборов и снимаем ее.

    Читайте также: Оптимальный режим и температура для дизеля

  2. Освобождаем прижимные площадки с проводами
  3. Отключите блок от компьютера.

  4. Ключом на 10 открутите 4 гайки, крепящие компьютер к кронштейну.
  5. Проталкиваем ЭБУ вперед и извлекаем его из-под консоли.

  6. Снимите ЭБУ с кронштейна.

  7. Установите ЭБУ в обратном порядке.

Где находится масса ЭБУ ВАЗ 2114

Первый вывод на массу от ЭБУ на машинах с двигателем 1,5 находится под приборами на усилителе крепления рулевого вала. Второй выход находится под панелью приборов, рядом с двигателем отопителя, с левой стороны отопителя.

Расположение блока управления массой ВАЗ 2114
Расположение блока управления массой ВАЗ 2114

На машинах с двигателем 1.6 первый вывод (масса ЭБУ ВАЗ 2114) находится внутри приборной панели, слева, над блоком реле/предохранителей, под шумоизоляцией. Второй выход расположен над левым экраном на центральной консоли на приборной панели на приваренной шпильке (крепление — гайка М6).

Где находится реле и предохранитель ЭБУ ВАЗ 2114

Основная часть предохранителей и реле находится в подкапотном монтажном блоке, а вот реле и предохранитель, отвечающие за электронный блок управления ВАЗ 2114, находятся в другом месте.

Реле и предохранитель эбу ВАЗ 2114
Реле и предохранитель эбу ВАЗ 2114

Второй «блок» находится под торпедой со стороны ног переднего пассажира. Чтобы получить к нему доступ, нужно всего лишь открутить несколько креплений крестовой отверткой. Почему в кавычках, потому что такого блока нет, там ЭБУ (мозг) и 3 предохранителя + 3 реле.

Что делать если сканер не видит ЭБУ Ваз 2114

Вопрос читателя: Ребят, а почему при диагностике пишет, что нет связи с ЭБУ? Что делать? Что делать?

Так почему сканер не видит ЭБУ ВАЗ 2114? Что нужно сделать, чтобы устройство могло подключиться и увидеть блок? Сегодня в продаже можно найти множество различных адаптеров для проверки транспортного средства.

Если вы покупаете ELM327 Bluetooth, вы, скорее всего, пытаетесь подключиться к устройствам низкого качества. Вернее, вы могли купить адаптер с устаревшей версией программного обеспечения.

Диагностика изображения с помощью сканера
Диагностика изображения с помощью сканера

Итак, по каким причинам устройство отказывается подключаться к устройству:

  1. Сам переходник некачественный. Проблемы могут быть как с прошивкой аппарата, так и с железом. Если основная микросхема не работает, продиагностировать работу двигателя будет невозможно, как и подключиться к ЭБУ.
  2. Плохой соединительный кабель. Возможно, что кабель поврежден или сам не работает.
  3. На устройстве установлена ​​неверная версия программного обеспечения, в результате чего добиться синхронизации не удастся (автор видео по тестированию устройства — Рус Радаров).

В таком случае, если у вас есть устройство с правильной прошивкой версии 1.5, где присутствуют все шесть из шести протоколов, но адаптер не подключается к ЭБУ, выход есть. Вы можете подключить устройство, используя строки инициализации, которые позволяют устройству адаптироваться к командам блока управления двигателем машины. В частности, речь идет о строках инициализации для инструментов диагностики HobDrive и Torque для автомобилей, использующих нестандартные протоколы подключения.

ВИДЫ БЛОКОВ УПРАВЛЕНИЯ ВАЗ 2114

Четырнадцатый – автомобиль, производство которого велось на протяжении 12 лет. На протяжении всего производственного цикла инженеры Авто-ВАЗ непрерывно улучшали основные характеристики ВАЗ 2114. Изменения коснулись и головного мозга автомобиля. На ВАЗ 2114 может быть установлено 8 поколений электронных компонентов разных производителей.

Разберемся, как узнать, какой ЭБУ стоит на ВАЗ 2114. Для этого нужно посмотреть на само устройство — на корпусе напечатаны цифры номера модели, переписать эти цифры и сравнить их с приведенными маркировками в таблицах в этой статье.

GM-09 И ЯНВАРЬ-4

Первое поколение четырнадцатого мозга было представлено блоками ГМ-09 и Январь-4. Такие устройства устанавливались с самого начала выпуска ВАЗ 2114 до 2003 года.

Первые блоки имели широкий модельный ряд, электронный контроллер ВАЗ 2114 можно было отличить по наличию датчика детонации, работающего по резонансному принципу и соответствию стандарту ЕВРО-2.

На сегодняшний день стоимость такого устройства составляет от 5 до 5,5 тысяч рублей.

Перечень ЭБУ моделей ГМ-09 и Январь-4 (в таблице на рисунке):

Список моделей ЭБУ GM-09 и Jan-4

ЯНВАРЬ 5.1.Х, ИТЕЛМА 5.1, BOSCH M1.5.4

Следующее поколение мозгов представлено устройствами от января 5.1.х. (подобное устройство устанавливалось также на ВАЗ 2113 и ВАЗ 2115).

На ВАЗ 2114, выпущенные после 2013 года, могут устанавливаться 3 версии блока Январь 5.1.х, различия между ними заключаются в способе впрыска бензина: есть агрегаты с фазированным, одновременным и парно-параллельным впрыском.

Стоит отметить, что этот модельный ряд от января полностью идентичен агрегатам Itelma 5.1 и Bosch M1.5.4”.

Список моделей Январь 5.1.х и Ителма 5.1 (на рисунке в таблице):

Список моделей January 5.1.x и Itelma 5

Список моделей Bosch M1.5.4 (в таблице на рисунке):

Список моделей Bosch M1.5

Самая распространенная модель ВАЗ 2114 выпуска 2003-2007 годов — 5.1.1 Январь, которую сейчас можно купить за 7-8 тысяч рублей, Бош 2111 1411020 чаще всего устанавливался на экспортные автомобили, которые стоят те же деньги.

ЯНВАРЬ 7.2 И И BOSCH M7.9.7

Какая модификация Январь 7.2 устанавливается на четырнадцатую зависит от литража силового агрегата. Как правило, контроллеры Bosch устанавливались только на экспортные модели автомобилей, от которых требовалось соответствие экологическому стандарту Евро-3.

На 8-клапанный ВАЗ 2114 объемом 1,5 литра устанавливались следующие контроллеры (на рисунке таблица):

Список контроллеров на ВАЗ 2114 8 клапанов 1

На ВАЗ 2114 с объемом двигателя 1,6 л (в таблице цифр):

Список контроллеров на ВАЗ 2114 8 клапанов 1.6 литра

Стоимость нового 7.2 Январь варьируется в пределах 7-8 тысяч, б/у примерно в полтора раза меньше, тот же ЭБУ 2111 1411020 81 можно взять за 3-3,5 тысячи рублей..

ЯНВАРЬ 7.3

Данный контроллер является последней модификацией блоков управления отечественного производства, устанавливаемых на ВАЗ 2114. Именно ими комплектуются все 8-клапанные автомобили с двигателем 1,6л, выпущенные после 2007 года.

Данный ЭБУ выпускался заводами Ителма и Автел, в зависимости от модификации может соответствовать экологическим нормам Евро-3 или Евро-4.

Соответствие ЭБУ ВАЗ 2114 экологическому стандарту

Новая Ителма 11183 1411020 02 стандарта ЕВРО-3 сейчас стоит около 8 тысяч рублей.

Источники

  • https://CoptersWorld.ru/marki-avtomashin/ebu-2114.html
  • https://AutoPolar.ru/remont-i-tyuning/ebu-vaz.html
  • https://lepkomplekt.ru/ebu-vaz-2114/
  • https://VAZremont.com/ebu-vaz-2114/

Оцените статью
Добавить комментарий