Как проверить моторное масло на износ в домашних условиях

Для чего следят за качеством моторного масла

Рано или поздно масло выработает свой ресурс. Или же его уровень может быть сразу низким, что влияет на состояние двигателя внутреннего сгорания. Это происходит, когда продукция покупается в подозрительных торговых точках или производится неизвестным производителем. В погоне за низкими ценами очень легко попасть в неприятную ситуацию.


Проверка уровня масла в двигателе

Некачественное масло не может защитить двигатель от износа и трения. Причиной этого является низкое качество масла, состоящего из компонентов, которые предназначены для работы в тяжелых условиях. Некачественные или отслужившие свой срок масла проявляются в виде:

  • повышенный шум двигателя;
  • проблемы при запуске двигателя;
  • образование копоти, ржавчины и сажи.

Если не принять меры по устранению неисправности и вовремя не заменить материал, существует риск выхода двигателя из строя уже через несколько тысяч километров пробега.

Надежные поставщики указывают на своих этикетках пробег, после которого смесь следует заменить. Однако эта информация не учитывает условия эксплуатации и не дает объективной картины. Для этого требуется дополнительная проверка, проводимая дома в обычном гараже.


Вязкость масла играет важную роль

Качество моторного масла в двигателе: проверка состояния смазки

Начнем с того, что необходимость проверки может возникнуть по разным причинам. Прежде всего, никто не застрахован от риска купить подделку. Другими словами, у водителя могут возникнуть сомнения в первоначальном качестве используемого масла.

Читайте по теме:  15 советов по экономии топлива в авто

Смазочные материалы также следует проверить, если продукт неизвестен или никогда не использовался в двигателе (например, была произведена замена синтетического на полусинтетическое или минеральное масло).

Необходимость проверки качества моторного масла определяется также тем, что владелец приобрел конкретный продукт для какого-то конкретного использования и хочет быть уверенным в «работоспособности» смазки.

Наконец, проверка может быть просто для того, чтобы узнать, когда нужно заменить масло, не потеряло ли оно свои свойства и т.д. В любом случае, вы должны знать, как проверять моторное масло и на что обращать внимание.

Мы также рекомендуем прочитать статью о том, как отличить настоящее моторное масло от подделки. Из этой статьи вы узнаете об основных признаках, по которым можно распознать контрафактную продукцию.

Так что приступайте. Прежде всего, необходимо извлечь немного масла из двигателя. Рекомендуется сначала нагреть устройство до рабочей температуры (при включенном вентиляторе охлаждения), а затем слегка охладить (до 60-70 градусов). Такой подход позволит смазке перемешаться, а жидкости — нагреться, что даст представление о том, где находится смазочная масса в двигателе.

  • Для извлечения смазки достаточно извлечь щуп, который используется для определения уровня масла. После извлечения щупа из двигателя о состоянии масла можно судить по его прозрачности, запаху и цвету, а также по текучести.
  • Если подозрительный запах не обнаружен, то следует понаблюдать за тем, как масло капает со щупа. Если смазка капает как вода, это не очень хороший показатель. Обычно смазка сначала собирается в большую каплю, а затем капля отделяется от поверхности щупа, но не быстро.
  • В то же время следует оценить и внешний вид, чтобы определить «свежесть» смазки. Если вы посмотрите, например, на центр капли, щуп должен быть относительно легко виден. Масло должно быть не полностью черным, а иметь светлый желто-коричневый цвет. Если да, то продукт все равно можно использовать в двигателе.

Если вы заметили мутную каплю масла, цвет которой уже стал темно-коричневым, серым или черным, это означает, что необходима замена. Тем не менее, не стоит сразу же ехать в сервисный центр и менять масло самостоятельно, так как даже почерневшая жидкость еще некоторое время способна выполнять свое предназначение, но нагружать двигатель таким маслом не рекомендуется.

Другими словами, если масло в двигателе почернело, он все еще может «работать», но защита деталей минимальна. Кроме того, следует учитывать, что смазка может чернеть быстрее и по другой причине. Например, водитель проехал всего 3-4 000 км на относительно свежем масле, а оно уже почернело.

Если нет явных проблем с двигателем, в некоторых случаях это хороший показатель, так как он указывает на то, что смазка содержит активные моющие присадки, которые эффективно вымываются из двигателя. Однако такое потемнение является признаком того, что система смазки загрязнена и требует интенсивной промывки.

Такая промывка может быть выполнена с помощью специального промывочного масла или путем промывки масла перед его заменой. Другой способ промывки системы смазки — использовать обычное базовое масло, сократив интервалы замены масла на 30-50%.

  • Вернемся к проверке смазки в двигателе. После визуальной оценки, описанной выше, подготовьте чистый лист бумаги и капните на него масло (метод масляного пятна). Затем подождите, пока он высохнет, и проанализируйте пятно.

Обратите внимание на форму и состав пятна. Пятно не должно слишком сильно растекаться, а края должны быть достаточно ровными. Если в центре пятна видны какие-либо частицы или мусор, а сам центр имеет черный или коричневый цвет, можно сказать, что масло в двигателе загрязнено, причем достаточно сильно.

Кстати, частицы металлической стружки также будут указывать на наличие значительного износа деталей в двигателе. Эти частицы легче обнаружить, если попытаться расправить высохшее пятно на металлическом листе, а сам факт их появления уже считается серьезным поводом для прекращения эксплуатации двигателя и обязательного посещения станции технического обслуживания для проведения углубленной диагностики.

Еще один момент, на который следует обратить внимание, — появление характерного светло-серого или коричневого «ореола» по краям капли, который говорит о том, что в капле содержатся растворимые продукты, образовавшиеся в результате процессов окисления и других химических реакций внутри двигателя.

Появление такого ореола свидетельствует о том, что процесс окисления масла можно считать средней стадией, и в дальнейшем масло будет стареть еще быстрее, то есть срок его службы будет исчерпан. Другими словами, рекомендуется быстро заменить смазку.

Проверка при помощи листа бумаги

Это еще один метод, который не требует специальных инструментов. Принцип его работы мало чем отличается от предыдущего. Масло нужно капнуть на лист бумаги, а затем наклонить его так, чтобы оно стекало вниз.

Жидкость должна оставить минимальный след, оставшееся пятно будет слабым и размытым. Если линия выходит светлой и темной, значит, в масле содержится большое количество присадок. Это также может быть признаком того, что внутрь попала пыль или срок годности продукта подходит к концу. Поэтому лучше избегать жидкостей, имеющих такой темный цвет.

Цвет как индикатор свойства моторного масла – правда или нет?

Цвет масла говорит о степени его износа. Миф или правда? Стоит ли менять масло, как только оно теряет свой цвет? Есть автомобили, в которых масло меняет цвет и прозрачность через 2-3 000 км. В других автомобилях масло остается янтарно-прозрачным даже после 15 000 км. Так о чем же говорит цвет отработанного моторного масла? Можно ли по цвету определить, когда его пора менять?

  • Знаете ли вы, что утилизированное моторное масло можно отправить в лабораторию для определения состояния двигателя вашего автомобиля?
  • С помощью химического теста можно также выяснить, когда именно моторное масло теряет свои защитные свойства. Таким образом, вы сможете точно узнать, при каком пробеге необходимо заменить моторное масло. Экспресс-тест обычно этого не выявляет.
  • Лучшее, что вы можете сделать для двигателя вашего автомобиля, — это своевременно менять масло.

Изношенное масло в дизельном двигателе выглядит иначе, чем в бензиновом. В первом случае масло обычно черное, а во втором — не обязательно. В некоторых бензиновых двигателях масло почти никогда не бывает черным, поэтому после слива отработанного масла в таких двигателях вы можете заметить, что оно выглядит почти новым.

Моторное масло регулярно нагревается до температуры свыше 100°C и подвергается «механической обработке». Все это приводит к смещению его молекул. В результате масло меняет свои свойства и параметры. Но, к сожалению, мы не можем ничего сказать о состоянии масла на глаз, потому что не видим, как изменился рисунок частиц в отработанной жидкости.

Гораздо проще выяснить, какие посторонние вещества попали в масло. В первую очередь это касается топлива. Топливо всасывается в масляный картер, стекая по стенкам цилиндров двигателя. Количество топлива, просачивающегося на стенки цилиндров, увеличивается, когда двигатель холодный. В случае дизельных двигателей это происходит во время регенерации сажевого фильтра. При крайне неблагоприятных условиях можно даже наблюдать повышенный уровень масла (масло-топливной смеси) в двигателе, несмотря на то, что определенное количество масла постоянно сжигается в двигателе.

Твердые частицы также попадают в масло — больше всего (по объему) в дизельных двигателях, меньше всего — в бензиновых. Бензиновые двигатели, работающие на газе, выделяют наименьшее количество твердых частиц. Поэтому масло в дизельных двигателях темнеет очень быстро, в бензиновых двигателях — медленнее, а в некоторых автомобилях, работающих на сжиженном газе, цвет масла практически не меняется.

Небольшое количество твердых частиц в нефти не означает, что жидкость потеряла свои свойства. Совсем наоборот. Например, в автомобилях с газовым двигателем, хотя масло практически бесцветно, жидкость подвержена быстрой деградации. Это связано с кислотными соединениями, образующимися при сгорании газа в камере сгорания двигателя: часть кислот покидает двигатель через выхлоп, а часть попадает в масло. Именно поэтому некоторые производители, оснащающие определенные модели заводским газовым двигателем, требуют от автовладельцев более частой замены масла, чем для автомобилей, не работающих на газе.

Кроме того, независимо от вида используемого топлива, двигатели внутреннего сгорания всегда производят продукты сгорания топлива, которые также попадают в масло. Кроме того, побочные продукты могут образовываться в самой нефти в результате физических и химических процессов. Небольшое количество продуктов сгорания топлива выходит из камеры сгорания, сгорая вместе с топливом. Часть газов возвращается в картер двигателя. Чем больше изнашивается двигатель, тем больше образуется побочных продуктов.

Знаете ли вы, что можно взять образец отработанного моторного масла и сдать его на анализ в лабораторию, чтобы определить состояние двигателя вашего автомобиля (по крайней мере, можно оценить состояние вкладышей двигателя)? К сожалению, такой лабораторный анализ стоит дорого и не всегда дает однозначный ответ. В некоторых случаях этот тест оправдывает себя. Но лучше чаще менять масло и масляный фильтр.

В настоящее время также доступны одноразовые тестеры масла, которые (теоретически) позволяют достоверно оценить состояние моторного масла: определить, нуждается ли оно в замене. Обычно такие разовые тесты выглядят следующим образом: вы берете каплю масла из двигателя, помещаете ее на экспресс-полоску и ждете 10-30 минут, затем определяете степень расхода масла, сравнивая след с шаблоном.

На практике, однако, все не так просто: на тестовой полоске можно легко увидеть, что в отработанном масле много посторонних веществ, которые отсутствуют в новом масле. Но не более того. В целом, этот тест все еще напоминает гадание на кофейной гуще: масляные пятна о чем-то говорят, но не совсем понятно, о чем именно. Данные, указывающие, например, на состояние двигателя, не принимаются во внимание.

Однако с помощью быстрого теста можно легко определить, быстро ли масло теряет свои свойства после замены. Кроме того, с помощью быстрого теста состояния масла можно экспериментально определить, когда масло начинает терять свои свойства после замены. Это поможет вам определить, когда пора менять масло.

В прошлом году в сети появился видеоролик, в котором авторы продемонстрировали необычный масляный тест: проверку текучести различных масел на наклонной поверхности (например, это можно сделать на стекле). Поэтому если вы капнете новое масло на наклонную поверхность, его текучесть будет несколько иной по сравнению с маслом, уже использовавшимся в двигателе.

Если вы проведете аналогичный тест с отработанным маслом (того же класса вязкости и температуры), вы увидите, что отработанное масло стекает по пластине с другой скоростью. Это означает, что вязкость отработанного масла изменилась. Поэтому при покупке моторного масла важно обращать внимание на класс вязкости. Ведь автовладелец должен быть уверен, что масло действительно защищает двигатель автомобиля и имеет нужные параметры.

Многие водители любят ломать голову в постоянном поиске грааля, который позволит максимально продлить срок службы двигателя. Но, к сожалению, большинство советов и мнений — это миф. Лучшее, что мы можем сделать для двигателя нашего автомобиля, — это регулярно менять масло. Не реже одного раза в год и не реже одного раза в 10 000 км.

И не слушайте продавцов, которые говорят, что вашему автомобилю нужно менять масло каждые 15 000 км. Для большинства даже современных двигателей наиболее подходящим является интервал в 10 000 км. В идеале, конечно, если вы используете свой автомобиль в городе (зимой вы часто ездите на короткие расстояния), лучше менять масло еще чаще. Дело в том, что городская езда — это одни из самых суровых условий для эксплуатации автомобиля. Поэтому масло следует менять гораздо чаще, чем рекомендует производитель.

Чем чаще вы меняете масло, тем лучше для вашего двигателя. Это замедляет накопление вредных загрязнений, которые со временем оседают на различных компонентах двигателя.

Способ с магнитом

Этот метод хорош для проверки качества нового масла. После приобретения канистры неплохо бы протестировать приобретенный продукт, прежде чем заливать его в двигатель. Обнаружение ферромагнитных примесей и инородных тел, таких как грязь или металлические частицы, возможно с помощью обычного маленького магнита. Его форма и размер не имеют значения; подойдет даже тот, который висит на холодильнике. Для этого:

  • налейте немного моторного масла в небольшую емкость;
  • поместите туда магнит на несколько минут;
  • достаньте его и осмотрите.

Чаще всего эти частицы можно увидеть невооруженным глазом. Визуальный осмотр позволит определить их количество. Если «тестер» также изменился на ощупь, это означает, что к нему прилипли мелкие кусочки металла.

Как сделать капельный тест моторного масла

Подготовка к пробе

Перед проведением капельного теста запишите следующую информацию:

  • Общий пробег автомобиля,
  • Марка используемого моторного масла,
  • Пробег автомобиля с момента замены,
  • Количество моточасов с момента замены.

Чтобы проверить качество моторного масла в масляном картере, сделайте следующее

  1. подготовьте лист белой бумаги (подойдет папиросная бумага),
  2. запустите двигатель,
  3. прогрейте двигатель до рабочей температуры,
  4. выключите двигатель,
  5. возьмите масло со щупа,
  6. капните каплю на лист бумаги.

Когда масло впитается в бумагу — появится пятно.

Определение качества масла по капельной пробе

Геометрия и цвет капель могут многое рассказать о состоянии поршневой группы автомобиля. Этот тест масла следует проводить регулярно.

Капающее масло должно быть светлым и жидким, а не густым или темным — это указывает на то, что жидкость в двигателе устала и требует замены.

Также не должно быть мелких черных точек, которые могут быть металлическими примесями, указывающими на ускоренный износ деталей двигателя. Если при осмотре масло темного цвета, но текучее, и на нем нет инкрустаций, его можно использовать в дальнейшем.

Читайте: Какое моторное масло лучше, примеры и советы для автовладельцев

[good]Любое масло темнеет после нахождения в двигателе автомобиля — это характерно для двигателей с любым пробегом[/good].

В зависимости от того, как долго работал двигатель внутреннего сгорания, эта капля может отличаться по цвету и форме. Чтобы увидеть четкие границы различных областей, можно посмотреть на бумагу в проходящем свете. Теория делит такое нефтяное пятно на четыре зоны.

Первый находится в центре пятна, это ядро, и именно оно определяет качество моторного масла. Если масло плохого качества, в центре капли будут осаждаться нерастворимые частицы, механические примеси и густая сажа — все, что не может проникнуть в поры бумаги.

Вторая зона, прилегающая к первой, является масляной зоной. Он содержит частицы, растворенные в масле. Благодаря своему маленькому размеру они способны проникать в поры бумаги.

Светлые масляные пятна указывают на хорошую смазку, а темные — на необходимость замены.

Третья — водная зона. Если в масле нет воды, колесо имеет четкие и ровные края без разрывов. Если он присутствует, его края будут изломанными и зигзагообразными. Наличие воды в поддоне картера не критично для поршневой группы, хотя и нежелательно. Вода попадает в масло двумя путями: в виде конденсата, что вполне допустимо, и в виде охлаждающей жидкости — это указывает на разгерметизацию системы охлаждения, если использовался антифриз — цвет зоны 3 будет желтым.

Четвертая — зона несгоревшего топлива в картере двигателя. В исправном двигателе этого не должно происходить — это проявляется при изношенных поршневых кольцах или плохо работающей системе зажигания. Зона несгоревшего топлива в пробе предупреждает о необходимости проверки допусков подшипников трения поршня или проверки системы зажигания.

Визуальная диагностика состояния пробы

Быстрая оценка должна ответить на два вопроса:

  1. Во-первых, четко ли визуализирована зона 1 (центр падения), зона 2 (кольцо) и зона 3 (зона диффузии).
  2. Второй — является ли контур диффузионной зоны плоским.

Если ответ на первый вопрос отрицательный, это означает, что масло находится в предпусковом или аварийном состоянии, и моторное масло необходимо срочно заменить. Если ответ на второй вопрос отрицательный, т.е. зона диффузии имеет неровные края, это означает, что в моторном масле присутствует вода.

Поэтому, если на этапе экспресс-оценки мы не ответили утвердительно хотя бы на один из двух вопросов, мы не продолжаем дальнейший анализ, а немедленно звоним в сервисную службу и проверяем двигатель.

Если экспресс-оценка прошла успешно, мы переходим к более детальному визуальному анализу с масштабированием результатов.

Начнем с определения цвета зоны 1 (центр капли). Используйте шкалу от 1 до 9, которая входит в комплект. 1 соответствует белому и желтому цветам, а 9 — черному. Если мы получаем диапазон значений от 1 до 3, это означает, что сажа, металлические частицы, пыль и грязь не содержатся или содержатся в достаточно малых количествах в образце моторного масла. В этом случае нет необходимости менять моторное масло.

Если в результате получено значение от 4 до 6, то в образце масла содержится повышенное количество сажи, металлических частиц, пыли и грязи. Это масло можно использовать, но лучше его заменить. Наконец, если диапазон значений находится между 7 и 9, это указывает на высокое содержание тяжелых нерастворимых механических примесей. Необходимо срочно заменить моторное масло.

Аналогичным образом исследуйте зону 2 (кольцо). Используйте прилагаемую шкалу от 1 до 9. 1 соответствует белому/желтому, а 9 — черному. Если вы получите диапазон значений от 1 до 3, это означает, что старение и окисление масла низкое. В этом случае нет необходимости менять моторное масло.

Если получен диапазон значений от 4 до 6, это указывает на первые признаки старения масла.

Если это происходит при низком значении лошадиных сил (около 80-100), то наиболее вероятной причиной является использование некачественного бензина. Использовать это масло допустимо, но лучше его заменить и желательно сменить АЗС.

Наконец, если диапазон значений находится между 7 и 9, это указывает на высокую степень старения и окисления масла. Необходимо срочно заменить моторное масло, так как существует вероятный риск повышенного износа поршневой группы. Поскольку этот параметр находится на границе дефектного значения (от 7 и выше), визуальную диагностику состояния масла следует проводить чаще (каждые 500 км).

Затем осмотрите контур между зонами 2 и 3. Если четкого контура нет, это означает, что следов воды или охлаждающей жидкости нет. Если есть четкий контур, значит, в масле есть немного воды.

Это может быть вызвано, например, кратковременной эксплуатацией машины в зимний период. Моторное масло по-прежнему можно использовать, но вам следует подумать об изменении стиля вождения.

Наконец, если имеется не только четкий контур, но и желтый ореол вокруг него, это означает, что в моторном масле присутствует не только вода, но и антифриз. Стоит записаться на диагностику состояния двигателя автомобиля.

Наконец, осмотрите границу зоны 3. Если полупрозрачное кольцо отсутствует, то в масле либо нет топлива, либо его мало. Если имеется полупрозрачное кольцо, это означает, что имеет место неполное сгорание топлива. Замена масла может и не производиться, но смазывающие свойства масла будут ухудшаться.

Если вокруг зоны 3 имеется широкое полупрозрачное кольцо, это указывает на высокое содержание топлива. Причин может быть много — от изношенных поршневых колец до неправильно выставленного зажигания. Двигатель требует диагностики, и использование такого масла недопустимо.

Совет

  • Возьмите лист бумаги и капайте на него каплю отработанного масла каждые 1500-2000 км. Этот тест покажет, как меняется качество смазочного материала со временем, в зависимости от пробега автомобиля.
  • Когда у вас будет канистра с маслом, перелейте небольшое количество в прозрачную емкость и оставьте на 2-3 недели для отстаивания. Если остатков нет, его можно использовать.
  • Чем светлее центр пятна, тем лучше обрабатывается нефть.

Бесцветное масло дает большое светлое пятно, которое исчезает через несколько дней. Четвертая зона капельной пробы также исчезает через несколько часов. Если третья и четвертая зоны потрепаны (амеба), масло гидратировано. Стойкий желтоватый или светло-коричневый цвет третьей зоны указывает на значительное окисление масла вследствие аварийного перегрева двигателя.

Чем светлее и однороднее цвет сердцевины и окружающих зон, тем более пригодно масло для эксплуатации. По мере увеличения механического загрязнения капля темнеет и теряет краевую зону. По мере потери добавок третья зона сжимается, а внешнее светлое кольцо расширяется. Появление внешнего кольца прозрачного масла является моментом, когда моющие/диспергирующие свойства масла начинают исчерпываться.

Источники

  • https://mycary.ru/how/explotation/kak-proverit-motornoe-maslo.html
  • https://artel55.ru/masla/proverka-kachestva-v-dvigatele.html
  • https://oAvtoMasle.ru/motornoe-maslo/proverka-na-podlinnost-i-kachestvo
  • https://maslogsm.ru/obzory-testy-sravneniya-rejtingi/kapelnyj-test-masla.html
  • https://masladvig.ru/kachestvo-motornogo-masla-kak-proverit-v-domashnih-usloviyah/
  • https://GrandFart.ru/salon-i-kuzov/kak-opredelit-motornoe-maslo.html
  • https://RolfOil.ru/kak-opredelit-kachestvo-masla-v-dvigatele.html
  • https://topdetal.ru/stati/kak_proverit_kachestvo_i_podlinnost_motornogo_masla/
  • https://SpecTorg.su/instrumenty/proverka-kachestva-masla.html
  • https://autochainik.ru/proverka-kachestva-masla-v-dvigatele.html

Оцените статью
Добавить комментарий