Как определить вязкость моторного масла по маркировке

Что такое вязкость моторного масла

Вязкость масла — это его устойчивость к изменениям температуры. Индекс вязкости основан на изменении степени сопротивления исходного вещества при повышении температуры. Вязкость масла определяется числами, указанными в индексе, которые помогают выбрать подходящее масло.

Индекс SAE для моторных масел

Класс вязкости моторных масел указывается в соответствии с классификацией SAE:

  1. Зимние масла SAE 0w, 5w, 10w, 15w, 20w. Цифра означает холодостойкость. Буква указывает на тип.
  2. Летние типы. Числа 30, 40, 50.
  3. Всесезонный. Используется для всех температурных диапазонов.

Класс вязкости SAE также включает комбинированные значения кинетической и динамической вязкости, поскольку они влияют на общий состав вещества.

Как классифицируются моторные масла

Производители двигателей выбирают моторные масла и требования к ним в соответствии с конкретной конструкцией и условиями эксплуатации.

Можно заливать неоригинальные моторные масла, но с учетом групп сортности и качества, а также рекомендаций производителя. Правильный выбор неоригинального масла, соответствующего всем критериям производителя, не является основанием для отказа в гарантийном ремонте в случае отказа двигателя.

SAE

Международно признанной классификацией моторных масел является SAE — градация вязкости в зависимости от температуры окружающей среды двигателя.

Читайте по теме:  Возможно ли смешивать 92 и 95 бензин — и к чему это приведет

При изменении температуры окружающей среды меняется вязкость рабочей жидкости; при низких температурах масло должно оставаться достаточно жидким для оптимальной работы двигателя, а при высоких температурах оно должно быть достаточно густым для защиты двигателя.

Согласно стандартам SAE, машинные масла делятся на семнадцать классов от 0W до 60W.

Существует восемь зимних классов (первые цифры — 0; 2,5; 5; 7,5; 10; 15; 20; 25) и девять для летней эксплуатации (2; 5; 7,5; 10; 20; 30; 40; 50; 60).

Первое число обозначает минимальную минусовую температуру, при которой масло прокачивается через двигатель и позволяет ему безопасно запуститься.

Второе число указывает на вязкость моторной жидкости при высоких температурах, чем выше число, тем плотнее жидкость при высоких температурах.

Деление этих двух чисел на W означает, что моторные жидкости можно использовать в любое время года.

Наиболее распространенными номиналами вязкости для холодного пуска двигателя (первые цифры — температура) в России являются:

  • 0 Вт при температуре ниже -35°C;
  • 5 Вт до -30°C;
  • 10 Вт до -25°C;
  • 15 Вт до -20°C;
  • 20 Вт до -15°C.

Наиболее распространенными числами второго показателя, характеризующими максимальную температуру наружного воздуха в России, являются:

  • 30 +25°C;
  • 40 +30°C до +45°C (в зависимости от первых цифр, при 0W +30°C, при 5W +35°C, при 10W +35°C, при 15W и 20W +45°C).

В умеренно холодные зимы и не слишком жаркие годы рекомендуется использовать масло 10W в качестве масла общего назначения, подходящего для многих автомобилей. При очень холодной зиме следует использовать масло 0W или 5W.

Современные двигатели с пробегом не более 50% от расчетного нуждаются в масле с низкой вязкостью.

API

Классификация API делит рабочие жидкости на две категории — «S» для бензиновых двигателей и «C» для дизельных двигателей. Для моторных масел, пригодных как для бензиновых, так и для дизельных двигателей, используется двойное обозначение фракции, например, SF/CH.

Читайте также: Автоматическая коробка передач — принцип работы, устройство и обслуживание

Уровень производительности (вторая буква) подразделяется далее по убыванию. Чем ниже по алфавиту находится вторая буква, тем лучше эти машинные масла обеспечивают работу двигателя и снижают потери жидкости.

Классы качества моторного масла для бензиновых двигателей в зависимости от года выпуска:

  • SN для двигателей современных автомобилей с высокими классами экологичности и энергоэффективности;
  • СМ с 2004 года;
  • SL с 2000 года;
  • SJ с 1996 года;
  • SH с 1993 года.

Масла SN рекомендуются в качестве замены старых масел.

Классы качества жидкости для дизельных двигателей в зависимости от модельного года:

  • CJ с 2006 года, чтобы обеспечить максимальную защиту окружающей среды от вредных выбросов;
  • CL с 2002 года, в соответствии с нормами выбросов 2002 года и окончанием введения PLUS в 2004 году с учетом возросших экологических требований 2004 года;
  • CH от 1998 года, для высокоскоростной работы с экологическими стандартами 1998 года;
  • CG 1995 года, для работы с повышенной нагрузкой и высокой скоростью;
  • CF-2 для двигателей без непосредственного впрыска 1994 года, CF-4 1990 года для высокоскоростных двигателей;
  • CE с 1993 года для тяжелых условий эксплуатации.

Число 2 или 4, разделенное тире, указывает на двух- или четырехтактный двигатель. Все современные автомобили имеют четырехтактный двигатель.

Моторные жидкости классов SM и SN подходят для двигателей с турбонаддувом.

ACEA

Классификация ACEA является европейским эквивалентом API.

В последней редакции 2012 года моторные масла были разделены на категории:

  • A/B для бензиновых (A) и дизельных (B) двигателей;
  • C для дизельных и бензиновых двигателей с более высокими экологическими рейтингами и наличием сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов;
  • E для дизельных двигателей большегрузных автомобилей.

Классы и основные характеристики в соответствии с последним пересмотром:

  •  A1/B1 предназначены для использования в бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей, увеличенный интервал замены, низкий коэффициент трения;
  • A3/B3 предназначено для использования в бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей, работающих в тяжелых условиях, увеличенный интервал замены, тяжелые условия эксплуатации, всесезонные характеристики.
  • A3/B4 для использования в бензиновых и дизельных двигателях большой мощности, экономия топлива
  • A5/B5 для использования в бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей, работающих в тяжелых условиях, с увеличенными интервалами замены и слива;
  • C1 и C2 предназначены для высокопроизводительных дизельных и бензиновых двигателей легковых автомобилей, оснащенных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами; имеют низкий коэффициент трения, экономят топливо и продлевают резервы сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов, отличаются содержанием различных присадок;
  • C3 и C4 предназначены для высокофорсированных дизельных и бензиновых двигателей легковых автомобилей, оснащенных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами; они отличаются количеством присадок;
  • E6 предназначены для дизельных двигателей коммерческих автомобилей, работающих в тяжелых условиях, оснащенных сажевыми фильтрами и каталитическими нейтрализаторами, с увеличенными интервалами замены;
  • E7 предназначены для тяжелонагруженных дизельных двигателей коммерческих автомобилей, оборудованных системами рециркуляции отработавших газов, без сажевых фильтров, увеличенный интервал замены, увеличенный интервал замены;
  • E9 предназначены для самых современных дизельных двигателей тяжелых условий эксплуатации с жесткими экологическими требованиями, как с сажевыми фильтрами, так и без них, увеличенными интервалами замены масла.

ILSAC

Классификация моторных масел ILSAC предназначена для сертификации и лицензирования жидкостей для двигателей легковых автомобилей, произведенных в США и Японии.

Характеристики моторных масел с рейтингом ILSAC включают:

  • экономия энергии;
  • экономия топлива;;
  • низкая вязкость;
  • устойчивость к вспениванию;
  • низкая волатильность;
  • защита от засорения катализатора благодаря низкому содержанию фосфора.

Степени качества и год введения:

  • Устаревший сорт GF-1, соответствующий API SH, по SAE индекс вязкости 0W, 5W, 10W со вторыми цифрами 30, 40, 50, 60;
  • GF-2 от 1996 года, сравнимо с PPI SJ, SAE 0W, 5W, 10W со вторыми номерами 20, 30, 40, 50, 60;
  • GF-3 2001 года, сравнимо с API SL, отличие от GF-2 и API SJ — улучшенные противоизносные и антиоксидантные свойства и энергосберегающие свойства;
  • GF-4 с 2004 года соизмеримо с А РI SM с улучшенными моющими и антиоксидантными свойствами, с индексами SAE — 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30, 10W-30, совместимо с катализаторами;
  • GF-5 2010 года, отличается от GF-4 повышенной энергоэффективностью и противоизносными свойствами, а также совместимостью со всеми системами защиты окружающей среды.

ГОСТ

Классификация машинных масел по ГОСТ 17479.1 первоначально была принята в СССР в 1985 году, но с изменениями в автомобильной промышленности и требованиями по защите окружающей среды последний пересмотр состоялся в 2015 году.

Классификация машинных масел по ГОСТу в соответствии с международными требованиями

В зависимости от области применения моторные масла делятся на группы от A до E.

Таблица масел для авто по вязкости и температуре

Все моторные масла SAE делятся на несколько классов вязкости в зависимости от температуры вязкости. Основное число в названии обозначает длину цепей вязкости, входящих в исходное вещество. Эти цепи разматываются при повышении температуры, обеспечивая стабильность и плотность масла.

Длина цепей определяет, сколько раз они сворачиваются и разматываются. Чем длиннее цепь, тем меньше таких операций, тем больше срок службы масла и тем больше пробег до следующей замены масла. Класс вязкости SAE можно определить по таблице моторных масел в зависимости от температуры их использования.

класс SAE Минеральные температуры Температура выше нуля
-20W 10 10
-15W 15
-10W 20
-5W 30
-0W 35
30 25
40 40
50 45
0W-40 40 25
0W-30 40 35
5W-50 20 45
5W-40 25 30
5W-30 30 25
10W-30 20 25
10W-40 20 35
15W-40 15 40
20W-50 10 45

Кинематическая и динамическая вязкости масла

Для определения качества масла определяют кинематическую вязкость и динамическую вязкость.

Кинематическая вязкость — это показатель текучести при нормальной (+40 oC) и высокой (+100 oC) температурах. Он определяется с помощью капиллярного вискозиметра. Он определяется путем подсчета времени, которое требуется для протекания масла при заданной температуре. Она измеряется в мм2/с.

Динамическая вязкость — это мера реакции смазочного материала в имитаторе реальной нагрузки — ротационном вискозиметре. Прибор имитирует реальные нагрузки в двигателе, учитывая давление в магистралях и температуру +150 оС, и отслеживает поведение смазочного материала, как меняется его вязкость именно в моменты нагрузки.

Сертификация и допуски

Стандарты API и ASEA охватывают самые основные требования, которые согласованы между всеми производителями моторных масел и присадок, а также производителями автомобилей. Поскольку конструкция двигателей различных марок автомобилей отличается, то и требования к маслам соответственно разные. По этой причине некоторые производители разработали и утвердили свои собственные стандарты допусков, которые как бы дополняют ASEA. Среди них такие производители, как VW, Mercedes-Benz, Ford, Renault, BMW, GM, Porsche и Fiat. Эти производители обычно рекомендуют определенные моторные масла, обычно разработанные одной и той же компанией, которые всегда перечислены в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Кстати, прочитайте также эту статью: Hyundai Turbo SYN как отличить подделку

Давайте рассмотрим основные типы:

Допуски концерна VAG для легковых машин

VW 500.00 — моторное масло с низким расходом топлива (SAE 5W-30, 10W-30, 5W-40, 10W-40 и т.д.), VW 501.01 — всесезонное масло для бензиновых двигателей, выпущенных до 2000 года, и VW 502.00 — для двигателей с турбонаддувом.

Допуск VW 503.00 предписывает использовать масло с вязкостью SAE 0W-30 и длительным интервалом замены (до 30 000 км), а если в выхлопной системе установлен трехкомпонентный нейтрализатор, то в двигатель такого автомобиля следует заливать масло с допуском VW 504.00.

Для моделей Volkswagen, Audi и Skoda с дизельными двигателями существует категория масла с допуском VW 505.00 для двигателей TDI, выпущенных до 2000 года; VW 505.01 — для двигателей PDE с насос-форсунками.

Одобренное моторное масло VW 506.0 — это энергосберегающее масло с классом вязкости 0W-30. Оно имеет увеличенный интервал замены и рекомендуется для использования в дизельных двигателях, начиная с 2002 года. Для двигателей с турбонаддувом используется VW506.01 с таким же увеличенным интервалом замены.

Допуски для легковых автомобилей Mersedes

Марка Mersedes-Benz также имеет свои одобрения. Моторное масло MW 229.1 предназначено для бензиновых и дизельных двигателей, построенных после 1997 года. Одобрение MV 229.31 также включает ряд дополнительных требований, таких как ограничение содержания серы и фосфора в масле. Существует также масло с увеличенным сроком службы под номером MB 229.5, которое является энергосберегающим.

Допуски моторного масла BMW

Маркировка BMW Longlife-98 — это моторное масло, которое было произведено для использования в автомобилях, выпущенных позже 1998 года. Он предназначен для увеличенных интервалов обслуживания. Оно полностью идентично маслам, соответствующим стандартам ACEA A3/B3. Для автомобилей, выпущенных в 2001 году, рекомендуется использовать масло с допуском BMW Longlife-01. Допуск BMW Longlife-01 FE означает, что данное моторное масло можно использовать в тяжелых условиях эксплуатации, . BMW Longlife-04 одобрено для использования в современных двигателях BMW.

Допуски моторных масел Renaut

Первые одобрения французской компании были представлены в 2007 году. Renault RN0700 был представлен в 2007 году и полностью соответствует стандартам ACEA A3/B4 или ACEA A5/B5. Renault RN0710 соответствует требованиям ACEA A3/B4. RN0720 предназначен для использования в дизельных двигателях последнего поколения с сажевыми фильтрами.

Какая вязкость больше всего подходит для двигателя

Как правило, большинство водителей считают, что высокая вязкость при высоких температурах является оптимальной. Особенно приятно, что такие масла используются для спортивных автомобилей. К сожалению, такие соотношения не могут превратить старого бездельника в гоночный болид, но двигатель может быть разрушен такой смесью в течение нескольких дней.

Эксперты рекомендуют не заливать масло, вязкость которого не соответствует рекомендациям производителя автомобиля. Дело в том, что только производитель может учесть режим движения конкретного автомобиля и рассчитать необходимую вязкость масла.

Чтобы окончательно убедить водителей не использовать «неправильное» масло, в 2008 году был проведен официальный эксперимент, результаты которого позже появились на страницах известного журнала Behind the Wheel. Один гонщик на внедорожниках залил в двигатель некогда популярного V8 высокотемпературное масло с вязкостью 50 единиц. В результате производительность автомобиля снизилась, а износ двигателя значительно увеличился.

Кроме того, каждое масло имеет свои особенности в зависимости от производителя продукта. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Классификация моторного масла по ГОСТ

ГОСТ 17479.1-85 подразделяет смазочные жидкости на:

  • Классы (характеристика — кинематическая вязкость).
  • Группы (характеристика — служебные свойства).

Существует три типа масел, обусловленных параметром кинематической вязкости:

  • Летние масла.
  • Зима.
  • Мультиград.

Они обозначаются цифрой. Чем выше число, тем выше вязкость. Смазочные материалы маркируются индексами «1» или «2» — предназначены для бензиновых/дизельных двигателей соответственно. Если индекс отсутствует, то масло является универсальным.

Международный стандарт вязкости масел

Важность вязкости масла известна со времен появления первого автомобиля. С тех пор инженеры пытаются классифицировать смазочные материалы. На основании определенных характеристик все имеющиеся масла были разделены на следующие типы:

  • маловязкие смазочные материалы
  • средневязкий
  • тяжелый

После изобретения манометров, пригодных для измерения вязкости, Американское общество автомобильных инженеров (SAE) разработало наиболее точную классификацию — SAE J300.

Эта классификация моторных масел претерпела некоторые изменения в ходе своего развития и сегодня включает 11 классов вязкости.

Их полный список выглядит следующим образом:

  1. SAE 0W;
  2. SAE 5W;
  3. SAE 10W;
  4. SAE 15W;
  5. SAE 20W;
  6. SAE 25W;
  7. SAE 20;
  8. SAE 30;
  9. SAE 40;
  10. SAE 50;
  11. SAE 60.

Вследствие этого классы вязкости моторных масел стали классами вязкости по спецификации SAE, которые определяются на основе приближенных к реальным условий. Следствием этого стало разделение масел на летние и зимние типы.

Летние смазочные материалы не имеют буквенных обозначений и обладают более высокой вязкостью, что обеспечивает наилучшее смазывание всех деталей двигателя при высоких температурах окружающей среды.

Однако такие масла становятся слишком вязкими при низких температурах и создают серьезные проблемы при запуске холодного двигателя.

Зимнее масло менее вязкое, что означает отсутствие проблем с холодным пуском. Однако в жаркую погоду оно слишком вязкое и поэтому не может защитить компоненты трансмиссии.

С изобретением присадок появилась новая категория масел, которые сочетают в себе хороший баланс зимних и летних свойств. Такие смазочные материалы называются всесезонными маслами.

Как обозначаются свойства моторных масел в разных классификациях

Саэ — не единственная классификация. В странах, где производится большинство автомобилей, смазочные материалы для двигателей классифицированы и имеют маркировку, понятную покупателям. По сравнению с SAE, здесь больше внимания уделяется классификации моторных масел в зависимости от двигателей, для которых они подходят.

Маркировка по классификации API

Это американская классификация Института нефти. Согласно ему, масла делятся на 3 основные категории:

  1. S или Servise. В эту категорию входят масла для двигателей, работающих на бензине.
  2. С или коммерческий. Смазочные материалы для дизельных агрегатов.
  3. EC или энергосберегающие масла. Эти смазочные материалы являются самыми легкими и предназначены для бензиновых двигателей.

Обозначение моторного масла API на этикетке

Категории API делятся на классы в зависимости от качества смазочного материала. Существует два основных класса: для бензиновых и дизельных двигателей.

Смазочные материалы для бензиновых двигателей маркируются следующим образом: SN, SM, SL, SJ, SH, SG, SF, SE, SD, SC, SB, SA. Первая буква указывает на тип используемого топлива. Вторая буква указывает на тип и процент экономии топлива. Сорт SN предназначен для современных двигателей с высокой топливной экономичностью. Чем ниже обозначение в рейтинге, тем старше и неэффективнее двигатель.

Для дизельных двигателей обозначение масел по API следующее: CJ-4, CI-4, CH-4, CG-4, CF-2, CF-4, CF, SE, CD-II, CD, CS, CV, SA. Самая современная марка — CJ-4. Масла для дизельных двигателей маркируются в зависимости от марки двигателя, его топливной эффективности и количества вредных выбросов.

Классификационное обозначение API

Расшифровка маркировки по стандарту ACEA

Это европейская классификация. Он содержит 3 основные категории:

  1. A/B — совместимо с дизельными и бензиновыми двигателями старого поколения.
  2. C — для всех типов двигателей, если они соответствуют стандарту Евро-4.
  3. E — для дизельных двигателей, работающих в тяжелых условиях.

Обозначение ACEA на этикетке

Категории далее подразделяются на классы:

  1. A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5 — для легковых автомобилей для всех видов топлива. Эти классы характеризуются высокой устойчивостью к трению и коррозии.
  2. C 1, 2, 3, 4 — смазочные материалы для двигателей, одобренных по стандартам Евро-4.
  3. E 6 и 7 — смазочные материалы для дизельных агрегатов, изготовленных по стандартам Евро-1,2,3,4.

Классификация ACEA также делает акцент на тип двигателя, не затрагивая характеристики рабочей температуры.

Расшифровка классификации ACEA

Стабилизаторы густоты масла

Под воздействием устойчивых экстремальных температур вязкость масла начинает постепенно ухудшаться. Вязкость масла можно восстановить с помощью специальных стабилизаторов. Они могут использоваться во всех типах двигателей, достигших среднего или высокого уровня износа.

Стабилизаторы позволяют:

  • увеличить вязкость защитной пленки,
  • уменьшить загрязнение и отложения на цилиндрах двигателя
  • сократить выбросы вредных веществ в атмосферу,
  • для восстановления защитной масляной пленки,
  • добиться «бесшумной» работы двигателя,
  • предотвращают окислительные процессы внутри корпуса двигателя.

Использование стабилизаторов позволяет не только увеличить период между сменами «масла», но и восстановить утраченные функциональные свойства защитного слоя.

Что происходит, когда вязкость масла выше нормы

Если вязкость выше нормы, вязкость масла не снизится до значения, рассчитанного инженером, даже когда двигатель уже прогрет. В условиях нормальной нагрузки температура двигателя будет повышаться до тех пор, пока вязкость не вернется к норме. Из этого следует, что рабочая температура плохо подобранного моторного масла будет постоянно повышаться, увеличивая износ деталей и узлов двигателя.

При большой нагрузке — быстром разгоне или длительном подъеме — температура двигателя еще больше повышается и может превысить температуру, при которой масло сохраняет свои рабочие свойства. Он окисляется и образует лак, нагар и кислоты.

Еще одним недостатком слишком вязкого масла является то, что часть мощности двигателя будет расходоваться на потери из-за высоких насосных усилий в системе.

Источники

  • https://DriverAdviser.ru/opredelenie-vyazkosti-motornogo-masla-po-markirovke.html
  • https://KakOtlichit.ru/auto/oil/markirovka-masel.html
  • https://autoexpertjournal.ru/vyazkost-masla/
  • https://ProAvtomaslo.ru/vyazkost/vyazkost-masla
  • https://oilspec.ru/vybor-masla/vyazkosti-masla-tablitsa
  • https://avto-moto-shtuchki.ru/avtotekhnika/markirovka-motornogo-masla-rasshifrovka.html
  • https://www.NasheAvto.com/markirovka-motornyx-masel/
  • https://remont-inomarki.ru/markirovka-motornogo-masla
  • https://AutoVogdenie.ru/klassifikaciya-i-oboznachenie-motornyx-masel-indeks-vyazkosti.html
  • https://www.vseinstrumenti.ru/avtogarazhnoe-oborudovanie/masla-i-smazki/avtomobilnoe/articles/markirovka/

Оцените статью
Добавить комментарий