Жидкость для гидроусилителя руля, почему разного цвета и какую выбрать

Предназначение ГУР

В кругах автовладельцев часто можно услышать, что если жидкость гидроусилителя руля выйдет из строя, это может привести к аварии. Некоторые даже утверждают, что рулевое колесо заклинит и автомобиль потеряет управление. Так может сказать только человек, имеющий смутное представление о конструкции рулевого колеса.

Да, если гидравлическая система рулевого управления выйдет из строя, это повлияет на эксплуатационные характеристики автомобиля. В частности, становится гораздо труднее поворачивать рулевое колесо, когда автомобиль стоит на месте или движется на низкой скорости. А хрупкой девушке может быть трудно справиться с этой задачей.

Однако в целом, даже в случае полного отказа гидравлического усилителя руля, действительно опасных и необратимых последствий не будет. А на скорости бездействие усилителя руля будет практически незаметным.

Назначение гидравлического усилителя руля можно понять из его названия. Этот компонент не является вспомогательным или обязательным для функционирования рулевого колеса. Это только увеличивает усилие, прилагаемое водителем к рулевому колесу.

В подавляющем большинстве не только легковых автомобилей, но и транспортных средств в целом, усилитель руля играет вспомогательную роль.

Исключением являются грузовые автомобили, где часто отсутствует прямая механическая связь между рулем и рулевым колесом. Такое решение можно найти, например, в конструкции самых больших в мире карьерных грузовиков БелАЗ.

Читайте по теме:  Как проверить геометрию кузова автомобиля своими руками

Для чего применяется смазка в ГУР

  • Передача усилий от насоса к распределителю и от распределителя к одному из дорожек;
  • Смазка фрикционных элементов;
  • защита от коррозии;
  • Поддержание теплового баланса.

Для нормальной работы системы гидроусилителя руля необходимо использовать масло, которое не только выполняет все вышеперечисленные функции, но и не вызывает повреждения внутренних деталей блока управления.

Хорошо известно, что большинство технических жидкостей в автомобиле имеют ограниченный срок службы и требуют замены по истечении определенного времени или пробега. Это также относится к маслу для гидроусилителя руля.

Интервал между заменами обычно указывается в руководстве пользователя. Интервалы могут представлять собой количество километров или временной интервал. Эти интервалы составляют около 30-45 000 км, или 2-3 года.

Здесь возникает логичный вопрос: какое масло следует использовать для гидроусилителя руля? И можно ли использовать другие жидкости? Все зависит от модели автомобиля и ранее использовавшегося масла. 

Некоторые системы гидроусилителя руля предназначены для конкретных жидкостей, другие можно смешивать с аналогичными составами, а третьи, после промывки системы, можно без проблем заполнять практически любым маслом.

Замена масла в гидроусилителе руля — описание процесса

Замена смазки в гидроусилителе руля — довольно трудоемкая задача, отнеситесь к процедуре серьезно и следуйте инструкциям.

Доливка жидкости

Multi HF рекомендуется для дозаправки, так как его можно смешивать с любым смазочным материалом.

Инструкции по заправке смазки для гидравлического рулевого управления:

  1. Проверьте бачок и механизм гидроусилителя руля на наличие утечек. Если есть утечки, устраните их;
  2. Проверьте уровень гидравлической жидкости в бачке усилителя рулевого управления;
  3. Снимите колпачок и долейте жидкость до отметки «максимум»;
  4. Запустите двигатель и поверните рулевое колесо из крайнего левого положения в крайнее правое;
  5. Проверьте уровень смазочного материала в резервуаре для смазки, при необходимости долейте до отметки «max».

Полная замена жидкости

Полная замена смазки требует большой осторожности и координации. Выбор гидравлического масла определяется рекомендациями производителя.

  1. Подвесить автомобиль. Это сделано для того, чтобы легче было поворачивать рулевое колесо при выключенном двигателе;
  2. Вам понадобится шприц — нужно откачать всю жидкость из бачка гидроусилителя руля;
  3. Затем ослабьте хомуты на шлангах, извлеките их из бака и тщательно промойте бак;
  4. Возврат (шланг от рулевой рейки) должен быть направлен в пустую банку — именно туда будет сливаться жидкость, оставшаяся в рейке;
  5. Поверните рулевое колесо, чтобы удалить остатки смазки из механизма. Требуются довольно напряженные и длительные движения рулевого колеса;
  6. После того как гидравлическая жидкость перестанет вытекать, заполните (промойте) рулевую рейку свежекупленной жидкостью. Для этого нужно вставить воронку в другой шланг и заполнить его «полностью»;
  7. После этого повторите манипуляцию с рулевым колесом. Когда все масло вытечет из возвратного шланга, можно завершить процедуру;
  8. Затем соберите систему гидравлического усилителя рулевого управления в обратном порядке;
  9. Заполните бак механизма маслом до уровня;
  10. Когда система заполнится, поверните рулевое колесо из крайнего левого положения в крайнее правое положение. Это следует делать при работающем двигателе;
  11. Выключите двигатель, опустите автомобиль, проверьте герметичность соединений и долейте жидкость в бачок гидроусилителя руля.

Полезные советы по подбору масла для ГУР

Какое масло использовать в системе гидроусилителя руля

Продолжая рассматривать эту тему, следует добавить, что для облегчения выбора масла CPS можно отдельно обратиться к руководству по эксплуатации вашего автомобиля или таблице совместимости жидкостей гидроусилителя руля по маркам автомобилей (такую таблицу часто можно найти на профильных автомобильных форумах и т.п.), а также отправить запрос официальному дилеру той или иной марки.  

Что касается самих масел и их совместимости, то все жидкости делятся на три группы:

  • легкие минеральные масла (красное и желтое). Часто их можно смешивать вместе для кратковременного использования в системе прохода;
  • темные минеральные масла (часто зеленого цвета), которые можно смешивать только внутри группы, избегая смешивания с продуктами других групп
  • синтетические масла, которые, независимо от цвета, условно совместимы друг с другом;

Следует также добавить, что два наиболее распространенных типа гидравлических жидкостей, используемых сегодня, — это Dexron и PSF. Однако первый вариант гораздо более распространен. Фактически, такие жидкости, как Dexron II, Dexron III и т.д., разработаны GM.

Таким образом, вы можете приобрести как Dexron от GM, так и не менее качественные аналоги от других мировых производителей. Что касается PSF, то выбор в данном случае ограничен, поскольку такие жидкости часто выпускаются только производителем автомобиля, а аналогов гораздо меньше.

Можно ли смешивать жидкости ГУР между собой?

Да, смешивать масла ГУР разрешается. Однако существует ряд ограничений. Главная из них заключается в том, что смешивание минеральных и синтетических масел между собой запрещено.  Это приводит к снижению производительности и срока службы полученного продукта.

Рекомендуется смешивать технические жидкости с одинаковой основой и цветом.

Допускается смешивание одинаковых смазочных материалов разных производителей, также допускается смешивание синтетических смазочных материалов красного и желтого цвета.

Обратите внимание, что смешивание масел зеленого цвета не допускается.

Можно ли заливать в ГУР моторное масло

В целях экономии средств некоторые владельцы автомобилей предпочитают использовать остатки моторного масла вместо применения специальных препаратов PSF, предназначенных для использования с системой фиксации смазки. На самом деле, это разрешено только в том случае, если нет другого выхода, и водитель планирует исправить ситуацию как можно скорее.

Моторное масло для рулевого управления с гуськом

Составы, разработанные для двигателя, не следует использовать для КПСУ, так как эти жидкости имеют разные функции. Таким образом, жидкость для гидроусилителя руля должна успешно выполнять следующие задачи:

  • Смазка всех узлов и механизмов системы гидроусилителя руля;
  • Защитите компоненты и узлы рулевого управления от коррозии и преждевременного износа;
  • Предотвратить чрезмерное вспенивание;
  • В жаркую погоду охлаждайте систему гидроусилителя руля.

Понятно, что моторное масло выполняет несколько разные функции, поэтому трудно считать эти жидкости взаимозаменяемыми. Однако основы моторного масла, жидкости для автоматических трансмиссий и жидкости для рулевого управления ничем не отличаются. Они также содержат аналогичные добавки для снижения трения между металлическими, резиновыми и фторопластовыми деталями. Поэтому при необходимости в CPS можно добавить еще одну жидкость. Однако здесь все не так однозначно. Например, европейцы используют только специальное PSF, а японцы не видят ничего плохого в использовании масла ATF не только в гидроусилителе руля, но и в автоматической коробке передач.

Сколько масла в ГУР

Для полной замены жидкости в системе гидроусилителя руля легкового автомобиля требуется около 1 литра жидкости, а для грузовых автомобилей — 3-4 литра. При покупке состава следуйте объему, указанному производителем автомобиля, приобретая небольшой запас на случай поломки.

Как проверить уровень

Стоит отметить, что не все водители знают, где искать бак для гидравлического масла. В принципе, ничего сложного здесь нет, так как обычно он расположен в моторном отсеке, прямо рядом с корпусом насоса гидроусилителя руля. Низкий уровень жидкости гидроусилителя руля может привести к проблемам в системе, о которых немедленно сообщается на приборной панели. Для проверки уровня жидкости автомобиль должен быть установлен на ровной горизонтальной поверхности. Вообще говоря, существует два основных способа получения правильной информации:

  • В соответствии с маркировкой на стенках резервуара для гидравлической жидкости;
  • Согласно маркировке на щупе, который встроен в расширительный бачок.

Проверка уровня масла в системе гидравлического усилителя рулевого управления

Большинство современных легковых и грузовых автомобилей имеют следующую маркировку на бачке воздухоочистителя:

  1. Hot min и Hot max — позволяют контролировать минимальный и максимальный уровень горячего масла;
  2. Cold min и Cold max — показывают минимальный и максимальный уровни холодной жидкости.

Соответственно, смотрите на горячую метку, когда двигатель горячий, и на холодную метку, когда двигатель холодный. Оптимальным считается положение, когда жидкость в дросселе находится где-то между min и max. Если даже в одном из состояний двигателя (холодный или прогретый) уровень ниже или выше допустимых значений, насос гидроусилителя руля должен быть неисправен. Например, утечка жидкости может быть вызвана: снижением давления в системе, механическим повреждением резервуара или неисправным клапаном на крышке резервуара, засорением фильтров и т.д.

При проверке уровня масла в гидравлической системе стоит потратить несколько минут на проверку качества жидкости. Для этого возьмите небольшое количество смазки с помощью щупа и нанесите его на чистый лист белой бумаги. Прозрачный состав и стабильный цвет указывают на отсутствие причин для беспокойства. Однако если масло мутное и в нем отчетливо ощущаются посторонние загрязнения, его следует заменить как можно скорее, иначе система гидроусилителя руля может выйти из строя в самом ближайшем будущем. Отложения на дне расширительного бачка указывают на то, что присадки больше не справляются со своей задачей и разделяются на компоненты.

Различия по цвету

Как мы уже говорили, масла также различаются по цвету — красные, желтые, зеленые. Они могут быть минеральными, синтетическими или полусинтетическими.

Красные

Они относятся к классу ATF, т.е. являются трансмиссионными маслами. Чаще всего используется в автоматических трансмиссиях, но иногда применяется и в гидравлических системах. Красные марки Dexron II и Dexron III являются разработкой компании General Motors. Существуют и другие красные марки, но они производятся по лицензии General Motors.

Желтые

Разработан компанией Daimler AG и наиболее часто используется в автомобилях Mercedes-Benz, Maybach, AMG, Smart и других марок. Он относится к классу универсальных гидравлических усилителей руля и систем гидравлической подвески. Минеральные желтые масла используются в гидравлических усилителях рулевого управления. Популярные марки желтого цвета включают Mobil и Total.

Зеленые

Разработаны компанией VAG и используются в автомобилях Volkswagen, Porsche, Audi, Lamborghini, Bentley, Seat, Scania, MAN и других марок соответственно. Они относятся к классу PSF, т.е. используются только в системах рулевого управления с гидроусилителем.

Daimler также производит свои зеленые аналоги класса PSF под популярным брендом Pentosin.

рис. 3
Жидкости для гидроусилителя руля

Как часто менять жидкость в ГУР

Многие производители автомобилей утверждают, что нет необходимости добавлять новую жидкость в систему смазки, так как заводская жидкость сохраняет свои свойства в течение всего срока службы автомобиля. В действительности это не так. Жидкость CPS — это расходный материал, который, как и все нефтехимические продукты, со временем теряет свои первоначальные свойства.

Каждые 1-2 года следует доливать новую гидравлическую жидкость. Только так можно сохранить гидравлический насос в хорошем состоянии, и движение рулевого колеса также будет легким. Срок замены смазочного материала зависит от условий эксплуатации автомобиля. Если автомобиль подвергается большим нагрузкам, смазку следует часто доливать.

Почему необходимо преждевременно доливать смазку в гидравлическую систему? Причиной часто является отказ одного из компонентов рулевого управления. После замены неисправного компонента необходимо заменить и смазочный материал. В противном случае система, в которой есть как новые, так и старые детали, не будет функционировать должным образом.

Кроме того, необходимо регулярно проверять уровень смазки в бачке гидроусилителя руля. Это следует делать каждые три месяца. Заметили ли вы, что его объем уменьшился? Обычно это происходит, когда в системе есть утечка. Решение заключается в проведении опрессовки, поиске и устранении утечки. Только после этого можно заливать новую жидкость в систему сцепления.

Какой тип жидкости использовать

Особенности выбора жидкости по цветовой гамме

Все эксплуатационные жидкости можно разделить на две группы — минеральные и синтетические. В основном используются минеральные продукты с добавками. Синтетика наполнена очень вредными жирами. Этот выбор обусловлен высокой агрессивностью состава. Смазочные материалы могут привести к быстрому повреждению системы.

Оптимальным решением для смазки в системе смазки является выбор оригинальной рецептуры. Производитель автомобиля подробно указывает в инструкции к автомобилю, какое масло лучше заливать в систему гидроусилителя руля. Цвет смазочного материала может быть важным параметром при выборе подходящего продукта. Как правило, смешивать можно только составы одного цвета.

Иногда красные смазки можно комбинировать с желтыми. В большинстве случаев это правило всегда работает, но в некоторых случаях оно может быть нарушено. Например, зеленые соединения бывают минеральными и синтетическими, и это говорит о том, что комбинировать эти продукты категорически запрещено. Давайте проанализируем характеристики смазочных материалов для гидравлических систем по цветам:

Цвет смазки Общее описание Состав и свойства применения Популярные бренды
Красный Разработана компанией General Motors. Поставляется в синтетическом и минеральном исполнении. Часто называются трансмиссионными смазками. Содержит присадки, улучшающие трение.
  • Минеральные — Dexron II и Dexron III;
  • Синтетический — ATF.
Желтый Основным производителем является Daimler AG. Используется в рулевом управлении и гидравлической подвеске. В основном наполнен синтетикой. Total и Mobil.
Зеленый Выпускается в минеральном и синтетическом исполнении. Доступен в линейках VAG и BMW. Содержит различные добавки, обеспечивающие надежную защиту смазки. Пентозин.

Помимо цветовой гаммы, стоит обратить внимание на химические свойства масел. Важна минеральная (полученная из нефтяных фракций) или синтетическая основа продукта. (разработано с использованием многоатомных спиртов). Минералы вдвое дешевле синтетики, но синтетика выдерживает температуру от -40 до +15 градусов Цельсия. Минеральные продукты имеют температурный диапазон всего от -40 до +90 градусов Цельсия.

Основная задача присадок в маслах для ГУР

В каждый вид смазки добавляется специальный комплекс присадок. Эти вещества предназначены для выполнения определенных функций:

  • смазывать детали различных типов — металлические, резиновые, пластиковые;
  • уменьшить трение между деталями
  • стабилизировать степень вязкости смазочного материала;
  • защищают детали от коррозии;
  • предотвращать вспенивание смазочных материалов;
  • продлить срок службы компонентов.

Очень важным моментом является то, что присадки окрашивают смазку. Следовательно, это позволяет водителям выбрать правильный продукт.

Источники

  • https://prosmazku.ru/zamena/zhidkost-dlya-gidrousilitelya-rulya
  • https://avtocity365.ru/chto-vybrat-rejtingi-avtotovarov/maslo-v-gur/
  • https://ZnanieAvto.ru/rulim/maslo-v-gur.html
  • https://SwapMotor.ru/tehnicheskoe-obsluzhivanie/zhidkosti-dlya-gur.html
  • http://KrutiMotor.ru/zhidkost-gidrousilitelya-rulya-kak-vybrat-maslo-gur/
  • https://maslo.biz/podbor-masel/v-gidrousilitel-rulya.html
  • https://ProAvtoMaster.com/ekspluatatsiya/maslo-dlya-gidrousilitelya-rulya
  • https://TechAutoPort.ru/hodovaya-chast/rulevoe-upravlenie/zhidkost-gur.html
  • https://rad-star.ru/pressroom/articles/kakuyu-zhidkost-lit-v-gur/
  • https://autocentrum.ru/articles/17316-kakuyu-zhidkost-zalivat-dlya-gidrousilitelya-rulya-i-kak-eto-delat-pravilno.html
  • https://remontautomobilya.ru/top-20-zhidkostej-dlya-gur-atf-psf-dextron.html

Оцените статью
Добавить комментарий