Режим труда и отдыха водителя в 2022 году: график работы водителей

Новые нормы работы водителей

В соответствии с Указом № 424, нормы режима труда и отдыха водителей теперь следующие

  • Максимальное время за рулем — 4,5 часа (на 1 час больше);
  • 9 часов максимального времени вождения в день (два раза в неделю по 10 часов) или 11 часов, если ехать на стоянку;
  • Максимальное время вождения 56 часов в неделю (раз в две недели 90 часов);
  • 45-минутный перерыв между периодами непрерывного вождения (или дважды по 30-15 минут);
  • минимальный период отдыха 11 часов в день (допускается 9 часов три раза в неделю);
  • минимальный период отдыха 45 часов в неделю.

Рабочее время может быть нормированным (работа в четко определенные временные смены), прерывистым (прерывистые периоды с нерегулярными сменами) или нерегулярным (когда есть производственный спрос). Следует понимать, что ненормированный рабочий день может быть разрешен только с согласия профсоюза и что продолжительность рабочего дня не может превышать 9 часов в день, 56 часов в неделю или 90 часов в две недели.

Согласно ФЗ196, работодатель или владелец компании должен контролировать соблюдение этих правил, утверждая правила внутреннего трудового распорядка и график рабочего времени для водителей. Установленные правила затем отражаются в трудовом договоре, в котором четко прописывается рабочее время, продолжительность рабочего дня и условия оплаты труда для каждого графика рабочего времени.

Читайте по теме:  Туго крутится руль: причины, диагностика и устранение неисправностей

Соблюдение водителями установленных норм труда и отдыха контролируется сотрудниками дорожной полиции и транспортной инспекции (путем проверки показаний тахографа). Несоблюдение режима труда и отдыха, а также отсутствие тахографа в транспортном средстве является административным правонарушением (11.23 КоАП РФ).

Важно: нарушение режима работы водителя (превышение времени непрерывной езды, общего времени работы, отсутствие сменщика в ночное время, отсутствие графика работы) влечет наложение штрафа в размере 1500-2000 рублей (водитель), 7000-10000 рублей (должностное лицо), 15000-25000 рублей (индивидуальный предприниматель) или 20000-50000 рублей (юридическое лицо).

Рабочее время водителей

Водитель не может постоянно находиться за рулем, и его рабочее время включает в себя не только вождение. Как правило, смена представлена:

  • время за рулем автомобиля;
  • обязательные специальные перерывы между периодами вождения;
  • Время, свободное от вождения.

В периоды, когда водитель не управляет автомобилем и не отдыхает, он тратит время на предрейсовый осмотр транспортного средства и личный медицинский осмотр до и после поездки, заправку автомобиля, стоянку под нагрузкой, устранение неполадок, простои по вине работодателя.

Важно! Если водитель по контракту работает в восьмичасовую смену, время вождения (не более 4:30 часов без перерыва), специальные перерывы (45 минут или 30 и 15 минут) и время, не связанное с вождением, должно входить в эту восьмичасовую рабочую смену. Время простоя по вине водителя не засчитывается как специальный перерыв.

Кроме того, время, в течение которого замещающий водитель находится за рулем, и время, в течение которого замещающий водитель находится на охране груза, не засчитывается в новые нормы труда и отдыха.

Фото 2

Рабочее время водителя и порядок разделения его на части с 2022 года

Рабочий день водителя в новом приказе Минтранса от 2022 года также включает периоды непосредственного вождения и специальные перерывы для отдыха водителя. Однако есть и некоторые различия.

С 2022 года расширен перечень видов деятельности, не связанных с непосредственным управлением автомобилем, но включаемых в рабочее время. Поэтому была введена отдельная категория времени, не связанного с вождением, которая включает в себя:

  • Время подготовки — работа;
  • периоды медицинского обследования;
  • Время простоя не по вине работника
  • Время ремонта;
  • Другие периоды, предусмотренные законом, трудовым договором и коллективным договором.

Таким образом, с 2022 года рабочий день водителя включает в себя неограниченный перечень видов деятельности, не связанных с вождением. Она определяется соглашениями между работодателем и работником. Кроме того, ограничения по учету в качестве рабочего времени периодов

  • охрана груза;
  • присутствие на рабочем месте в качестве второго водителя.

С 2021 года можно будет делить рабочую смену водителя с его согласия. В 2020 году и ранее это было возможно только для водителей служебных автомобилей федеральных служащих и водителей автобусов на городских и пригородных маршрутах.

Поэтому с 2021 года список водительских работников, к которым может быть применен данный тип организации труда, расширен.

Кроме того, с 2021 года вводится четкое разграничение максимальной продолжительности перерывов между сменами:

  • для водителей, осуществляющих пассажирские перевозки — не более 3 часов;
  • Для других водителей — не более 5 часов.

Эти временные перерывы между частями рабочего дня не учитываются как рабочее время. Они должны быть приняты не позднее чем через 5 часов после начала смены.

Важно

Новое постановление Министерства транспорта исключает с 2021 года положение о сверхурочной работе. Таким образом, к нему будут применяться общие правила для водителей, изложенные в Трудовом кодексе РФ.

Сколько часов можно ехать на автомобиле?

Итак, как мы уже говорили выше, все правила о необходимом отдыхе между поездками регламентированы в 4 временных интервалах.

Непрерывно (после первого начала движения)

Между посадкой за руль и вождением должно пройти не более 4,5 часов. После этого должен следовать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Но общее время вождения, включая вышеупомянутый период отдыха, которое в итоге составляет 5 часов 15 минут, может быть разделено на 2 периода отдыха:

  • первый раз, отдохнуть не менее 15 минут,
  • во второй раз — с полчаса.

Вот как это выглядит визуально:

Инфографика: Как долго вы можете непрерывно водить машину после того, как начнете водить?

Скачайте полную инфографику с режимами движения и отдыха.

Пункт новых правил вождения:

26 Нормы времени вождения и отдыха.

26.1 Не позднее чем через 4 часа 30 минут после начала управления транспортным средством или начала следующего периода управления водитель должен сделать перерыв для отдыха продолжительностью не менее 45 минут, после чего он может начать следующий период управления. Назначенный перерыв для отдыха может быть разделен на две части, первая из которых должна длиться не менее 15 минут, а вторая — не менее 30 минут.

В течение суток

Для периода в 24 часа это немного проще, но с оговорками, которые уже сложнее. Но не волнуйтесь, период вождения понятен и прост:

  • Время вождения в день не должно превышать 9 часов (но не более 10 часов 2 дня в неделю),
  • минимум 11 часов вождения в день.

Инфографика: Сколько вы можете проехать за день?

Скачайте полную инфографику с режимами движения и отдыха.

Официальная интерпретация нового параграфа правил дорожного движения:

26.2 На период, не превышающий 24 часа*:

  • время вождения не должно превышать 9 часов. Это время может быть продлено до 10 часов, но не более двух раз в календарную неделю;
  • Ежедневный период отдыха водителя от управления транспортным средством должен составлять не менее 11 часов. Допускается сокращение этого времени до 9 часов, но не более трех раз между двумя последовательными еженедельными периодами отдыха.

В неделю

За полную неделю водитель грузовика или автобуса может провести в дороге не более 56 часов. А период отдыха должен быть не менее одного дня, при условии, что этот отдых следует за ежедневным отдыхом (11 часов).

Инфографика: Сколько можно проехать за неделю по новым правилам дорожного движения

Скачайте полную инфографику о режиме вождения и отдыха.

Официальный текст нового параграфа, следующего за изменениями в правилах вождения:

26.3 В течение календарной недели:

  • Время работы за рулем не должно превышать 56 часов;
  • Еженедельные периоды отдыха продолжительностью не менее 24 часов, которые должны следовать за ежедневным периодом отдыха.

За 2 недели

Окончательным правилом является период отдыха в 2 недели:

  • Время вождения не должно превышать 90 часов,
  • период отдыха:
    • В общей сложности 45 часов,
    • должны быть разделены на 2 периода продолжительностью не менее 24 часов, за каждым из которых должен следовать ежедневный период отдыха (11 часов).

Инфографика: Сколько вы можете проехать за 2 недели

Скачайте полную инфографику с режимом управления и отдыха.

Официальный перевод:

26.4 В течение периода времени, равного двум календарным неделям:

  • Время вождения не должно превышать 90 часов;
  • Должно быть не менее двух еженедельных периодов отдыха водителей общей продолжительностью не менее 45 часов и не менее 24 часов каждый, которые должны следовать за ежедневным периодом отдыха.

Режим работы и отдыха водителя грузового авто по тахографу и штрафы

Тахограф — это специальное устройство, которое должно быть установлено в транспортных средствах для контроля рабочего времени водителя. Его использование регулируется приказами Министра транспорта № 36 от 30.01.2013 и № 273 от 21.08.2013 и изменениями от 2 марта 2018 года.

Отсутствие или неисправность тахографа в транспортном средстве влечет наложение штрафа на водителя в размере от одной до трех тысяч рублей. Такой же штраф должен быть уплачен за нарушение расписания. Руководству правонарушителя придется заплатить от пяти до десяти тысяч рублей.

Устройство контролирует, не проезжает ли перевозчик дольше установленного времени. Кроме того, тахограф может отслеживать маршрут и скорость движения транспортного средства.

Для того чтобы отследить конкретного водителя, на него должна быть оформлена специальная карточка. Каждый раз, когда он начинает или заканчивает работу, он должен вставить его или извлечь из устройства. Таким образом, тахометр должен показывать, что водитель проводит за рулем не более 10 часов, имеет как минимум получасовой перерыв в течение дня и отдыхает не менее 11 часов между сменами.

Контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей

Режим труда и отдыха водителей проверяется сотрудниками ГИБДД, а также представителями Федеральной транспортной инспекции и Ространснадзора. Они имеют право останавливать автомобили не только на контрольно-пропускных пунктах, но и на дорогах. Для того чтобы режим отдыха и труда водителя контролировался в соответствии с законом, контрольные органы должны быть оснащены системами биллинга и контроля, позволяющими автоматически анализировать данные тахографа.

Отдых водителя

Отдых водителя — это время между рабочими периодами, сменами (рабочими днями) и рабочими неделями, а также основной и дополнительный отдых (в случае ненормированного рабочего дня).

Согласно правилам, продолжительность каждого вида отдыха следующая:

Тип отдыха

Продолжительность

Перерывы для отдыха и питания в течение рабочего дня

От 30 минут до 2 часов

Ежедневный отдых (между сменами)

Не менее чем в два раза дольше рабочей смены (иногда не менее 9 часов)

Еженедельные дни отдыха

Минимум 42 часа непрерывного отдыха.

Ежегодный отпуск

Минимум 28 календарных дней (+3 дня в случае ненормированного рабочего дня).

  • Ежедневные перерывы для отдыха и питания продолжительностью 0,5-3 часа или два перерыва общей продолжительностью 0,5-2 часа, если рабочий день длится более 8 часов.
  • Ежедневный отдых между сменами — непрерывный отдых продолжительностью вдвое больше предыдущей рабочей смены (включая обеденное время) или не менее 11 часов (три раза в неделю допускается 9 часов).
  • Выходной день (еженедельный отдых) — это 1-2 дня с непрерывным периодом отдыха не менее 42 часов. Количество выходных дней не может быть меньше количества полных недель в месяце, но их порядок в неделе определяется в индивидуальном порядке.
  • Ежегодный отпуск составляет минимум 28 календарных дней + 3 дополнительных дня за ненормированный рабочий день + 7 дополнительных дней за опасную или вредную работу.

Точная продолжительность каждого вида отдыха водителя определяется внутренними правилами организации и графиком рабочего времени сотрудников.

Источники

  • https://www.driver-helper.ru/bezopasnost-dorozhnogo-dvizheniya/rezhim-truda-i-otdyxa-voditelej
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/495013/
  • https://buhguru.com/kadrovaya-rabota/rezhim-truda-i-otdyha-voditelej-s-2021-goda.html
  • https://georoute.ru/rezhim-truda-i-otdykha-voditelej
  • https://AutoTonkosti.ru/n/vvoditsya-ogranichenie-vremeni-upravleniya-mashinoy-po-novym-pdd
  • https://lada-xray2.ru/zakon/rezim-truda-i-otdyha-voditelej
  • https://spmag.ru/articles/rezhim-raboty-truda-i-otdyha-voditelya-novye-pravila-2022
  • https://coko1.ru/articles/protection/novye-pravila-rezhima-truda-i-otdyha-voditelej-v-2021-godu/

Оцените статью
Добавить комментарий