Биение руля при торможении: причины и их устранение

Откуда возникает биение рулевого колеса?

Отскок рулевого колеса при торможении — это непреднамеренные рывки рулевого колеса в разные стороны. В тяжелых случаях вибрация настолько велика, что водителю приходится буквально ловить машину на дороге. На скорости свыше 50 км/ч это явление представляет реальную опасность для пассажиров автомобиля.

Поскольку рулевое колесо жестко связано со ступицами передних колес через реечные шарниры, источник проблемы следует искать в ходовой части автомобиля и тормозной системе. Основными причинами сильных вибраций являются различные неисправности тормозных дисков:

  • служебная часть изделия деформирована и имеет рифленую поверхность;
  • диск был поврежден и треснул в результате удара;
  • деталь была изначально неисправна или неправильно установлена.

Замена передних тормозных дисков в качестве виновника не случайна. Когда рабочая поверхность слегка меняет форму или повреждается, передние колеса начинают шататься, повторяя вращение неровной детали. При торможении на высокой скорости рулевое колесо вибрирует еще больше, так как скорость вращения передних колес увеличивается.

На пластине возникает волнообразная деформация:

  1. Когда автомобиль находится в движении, детали неоднократно задевают колодки и могут сильно нагреваться.
  2. Температура неравномерно распределяется по поверхности, и металл расширяется больше или меньше в разных частях детали.
  3. Если колесо попадает в лужу или снег в точке максимального нагрева, металл быстро остывает и сохраняет свою вогнутую форму.
  4. Тормозные колодки, сцепляющиеся с ободом, заставляют колесо двигаться по следу деформированной поверхности. Вот почему рулевое колесо пульсирует при торможении.
Читайте по теме:  Какую грунтовку для автомобильной краски выбрать?

Передача вибраций от тормозного диска к рулевому колесу
Колеса также могут шататься при неправильной установке детали или при наличии производственного дефекта, при котором поверхность детали изначально деформирована.

Порядок действий при возникновении вибрации при торможении

Трудно найти ответ за пять минут. Если наиболее распространенные причины не известны, возникает необходимость исследовать другие возможности.

Осмотреть рулевую колонку

Вибрация и сильные колебания рулевой колонки могут возникать из-за

  • изношенные ШРУСы
  • неисправные крепления двигателя
  • дисковые проблемы
  • неисправности в других частях автомобиля.

Проверить тормозные колодки и давление в шинах

Перед проверкой тормозных колодок стоит осмотреть шины на наличие трещин. Особенно тщательно следует проверить переднюю пару.

Совет! Выпуклость любого размера, видимая на шинах, является признаком повреждения внутреннего вкладыша. Без этого слоя резина быстро деформируется под давлением и создает неровности в шине. Дефект проявляется в вибрациях и рывках кузова и рулевого колеса, особенно при резком ускорении и движении на высоких скоростях. Автомобиль становится менее управляемым.

Причины

  1. Сильный перегрев.
  2. Недостаточное или избыточное давление.
  3. Дребезжание при подъеме на бордюры.
  4. Заводской брак.
  5. Частые автомобильные поездки по неровным дорогам.
  6. Постоянная нагрузка.
  7. Привычка к краху.
  8. ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ.
  9. Ошибки при покупке шин.

Использование шин с дефектами окажет косвенное, но серьезное негативное влияние на тормозную систему. Вызывает неисправность других деталей и приводит к несчастным случаям.

Баланс

Высокий уровень вибрации вызывается несбалансированными колесами. Чаще всего причиной этого является рулевая колонка, а также небольшой наклон при движении автомобиля. Руль шатается только при увеличении скорости — имеется дисбаланс на передней оси. Задние колеса в этом случае дают толчок второму ряду в салоне.

Информация! При неисправности тормозной системы рулевое колесо шатается. Если рулевая тяга сильно изношена, она шатается даже при ненажатой педали тормоза — слышны любые неровности на дороге.

Колодки

Если первые две причины не подтвердились, следующие на очереди — тормозные колодки. Они часто являются основной причиной вибрации автомобиля на тормозной магистрали.

Информация! Если к вибрации добавляется скрип или скрежет, то одна или обе колодки изношены до металла и требуют замены, причем обе. Если трясет при торможении на малой скорости, то помимо колодок нужно обратить внимание на балансировку, шины, проверить диски на деформацию. Неисправность одной из колодок также проявляется в небольшой склонности к боковому смещению при торможении.

Предыдущий владелец автомобиля мог сэкономить на них, купив перед продажей более дешевые аналоги. Они также иногда используются в качестве временного варианта в случае нехватки средств. Опасность аналогов заключается в том, что они часто изготавливаются из некачественных материалов. При торможении такая колодка будет размазывать диск слой за слоем, все больше изменяя его толщину. Эффект торможения неравномерен, и наблюдается сопротивление торможению.

Если нет возможности заменить их сразу на качественную запасную часть, вы всегда можете вооружиться щеткой и очистить диски.

Информация! Даже с недорогими колодками вы можете избежать проблем, если будете ездить плавно и равномерно, тормозить без рывков, по крайней мере, в течение первых 200 км. За время короткой поездки они успевают полностью втереться и больше не вызывают проблем.

Давление

Недокачанные или перекачанные шины являются потенциальным источником проблем. Слишком мягкие шины деформируются, шины с чрезмерным давлением при ударе разрывают армирующий слой. Проверьте давление с помощью манометра и затем выровняйте его до нормального уровня.

Проверить, в каком состоянии диски

Перегрев

При интенсивном движении и резком торможении тормозная система может перегреться, что приведет к повреждению дисков. Повреждение их структуры можно визуально определить по появлению синих пятен на полированной поверхности. При обнаружении такого повреждения невозможно заменить сам диск, только тормозные колодки вместе.

Неправильная толщина или неровности

Износ диска отражается на его толщине. Владельцы автомобилей не всегда обращают внимание на этот параметр. Однако если диск с широкими краями бросается в глаза, стоит измерить его толщину и сравнить с минимально допустимым значением. При нормальном запасе хода в любом случае лучше провести повторную шлифовку дисков, чтобы избежать рывков при торможении.

Совет! Диск постепенно деформируется при постоянном движении на высокой скорости по кочкам и выбоинам.

Рулевое управление

Изношенные или неотрегулированные компоненты рулевого управления могут вызывать удары рулевого колеса при торможении.

В этом случае многие считают, что поскольку в рулевой системе есть люфт, отбойник всегда будет находиться в движении, и мы рассматриваем возникновение отбойника только при торможении.

Это не совсем так, и для того, чтобы понять, как износ рулевого управления может повлиять на торможение автомобиля, необходимо немного рассмотреть теорию.

Колесо всегда следует по пути наименьшего сопротивления, и чем выше скорость, тем сложнее изменить траекторию.

Однако при торможении колесо сильно замедляется, и это может повлиять на траекторию движения колеса.

Если рулевой механизм находится в хорошем состоянии, он будет удерживать колесо на намеченной траектории.

Однако если из-за износа образуется даже небольшой зазор (порядка 1 мм), например, между шестернями, это даст колесу боковой люфт в 3-4 мм.

Это означает, что колесо больше не удерживается жестко и может, в меру имеющегося люфта, менять свою траекторию, и это изменение происходит в виде вибрации.

И уже от колеса эти вибрации передаются на механизм и далее на рулевое колесо.

Поэтому, если при торможении вы чувствуете стук в рулевом колесе, всегда проверяйте люфт в парах звездочек:

  • Сопряжение звездочек;
  • Торцевые штифты рулевого управления;
  • Карданная передача рулевой колонки.

На примере HYUNDAI HD 72 это выглядит следующим образом.

Обязательно проверьте также состояние креплений рулевой тяги к стойке.

Вибрация при торможении на большой скорости

Другие причины вибрации рулевого колеса могут быть, если она возникает на высоких скоростях — 80, 100-120 км/ч. В этом случае неисправность, вероятно, кроется не только в колесах, но и в подвеске или рулевом управлении. Это особенно опасно, если рулевое колесо движется в сторону. В этом случае лучше посетить автосервис, где автомобиль могут продиагностировать профессионалы. Не экономьте на собственной безопасности.

Трясется руль и вибрация в педали тормоза

Роторы могут указывать на неисправность, если вы чувствуете, что рулевое колесо раскачивается из стороны в сторону, а педаль тормоза пульсирует вверх-вниз во время торможения.

Деформированный тормозной диск означает, что поверхность диска имеет неравномерную толщину. В этом случае, поскольку при торможении тормозные колодки перемещаются по более тонкому или толстому участку диска, педаль тормоза перемещается вверх и вниз, а рулевое колесо вибрирует.

Дрожание рулевого колеса также может возникнуть, если тормозные диски заржавели. Это приведет к тому, что тормозные колодки будут давить на ржавый ротор, вызывая резкое торможение. Очень ржавые тормозные диски могут привести к заеданию тормозных колодок при остановке, вызывая сильное дрожание рулевого колеса.

Поверхность тормозных дисков должна быть абсолютно ровной. Обратите внимание, что дрожание при торможении может возникнуть уже при отклонении толщины более чем на 0,08 мм, что составляет толщину человеческого волоса.

Неровная поверхность диска вызывает неравномерный износ не только тормозных колодок, но и самого ротора (из-за неравномерного отвода тепла, возникающего при прижатии колодок к тормозному диску). 

Неравномерный износ также может быть вызван скоплением ржавчины или песка между ротором и его крепежной поверхностью, что приводит к шатанию тормозного диска. 

Даже небольшие дефекты или трещины в роторе могут вызвать шатание при торможении. Серьезное повреждение тормозного диска может привести к блокировке колес и потере контроля над автомобилем во время движения. 

Перегрев тормозных колодок и чрезмерная затяжка крепежной гайки являются основными (и частыми) причинами деформации тормозного диска. Окружающая среда, в которой вы живете (соленый воздух и дорожные соли), может вызвать коррозию роторов.

Поэтому при следующем посещении автосервиса попросите своего автомеханика провести визуальный осмотр тормозных дисков и колодок. Также рекомендуется измерить их толщину.

Обратите внимание, что поверхность тормозных дисков можно шлифовать, но все зависит от того, насколько они толстые. Если они повреждены или изношены сверх установленных производителем автомобиля норм, их следует заменить. Обычно рекомендуется заменять оба тормозных диска на одной оси. Также рекомендуется заменить тормозные колодки. 

Чем опасны вибрации в руле при торможении?

В большинстве случаев поломка не требует быстрого ремонта. Избегая экстренного торможения, вы сохраните работоспособность своего автомобиля на несколько лет. Но система шасси испытывает все большую нагрузку, и вы должны знать об этом.

Отказавшись от ремонта, вы можете столкнуться с необходимостью тратить больше денег в будущем. Удовольствие от вождения также является важным фактором. Неровный руль не позволяет в полной мере насладиться поездкой.

Оптимальное решение — устранить проблему, если у вас есть свободные средства. Проблема не требует срочной замены деталей. Однако, постоянно откладывая ремонт, вы снижаете уровень комфорта и увеличиваете расходы. 

Элементы тормозной системы

Чаще всего вы ударяетесь о руль при торможении из-за проблем с одноименной системой. Это может быть вызвано:

  • ДЕФОРМАЦИЯ ТОРМОЗНЫХ ДИСКОВ. Это одна из самых распространенных причин. В результате трения о колодки тормозной диск во время торможения сильно нагревается, и если он резко охлаждается (например, на него сразу попадает вода из лужи), он деформируется (его геометрическая форма искажается). Деформация контактной поверхности диска вызывает колебание колодок, которое передается на суппорт, а оттуда на ступицу и тяги. Однако деформация задних тормозных дисков или барабанов приводит к сильной вибрации кузова. Проблема может быть устранена путем демонтажа тормозных дисков (метод, позволяющий проводить работы без снятия компонента с автомобиля) или их замены;
  • НЕРАВНОМЕРНЫЙ ИЗНОС И ВЫХОД ИЗ СТРОЯ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК. В этом случае биение будет вызвано неровной поверхностью фрикционных накладок. Поскольку колодки притираются к рабочим поверхностям тормозных дисков, их необходимо заменять при замене или восстановлении дисков;
  • ПРОСКАЛЬЗЫВАНИЕ СУППОРТА. Нередко направляющие суппорта застревают в своих отверстиях в гнезде. Из-за этого суппорт будет оказывать неравномерное давление на колодки при торможении, и водитель почувствует биение в рулевом колесе. «Это можно устранить, сняв, очистив и смазав направляющие и их гнезда.

Следует отметить, что довольно часто проблемы тормозной системы выявляются не только при постукивании по рулю, но и по педали тормоза.

Также в случае заклинивания суппорта автомобиль может тормозить неравномерно (рывками).

Знание дополнительных симптомов может значительно сузить круг поиска причины неисправности.

Сильная вибрация при торможении

Системы подвески и рулевого управления являются распространенными причинами вибрации на высоких скоростях.

Диски и другие компоненты были заменены, но вибрация сохраняется. В чем проблема? Чтобы понять, почему возникают вибрации при торможении, необходимо разобраться с некоторыми моментами. Если ходовая часть уже отремонтирована, а рулевое колесо по-прежнему вибрирует, причина, скорее всего, здесь. При замене ступиц, подшипников или тормозных дисков очевидным решением может быть некачественный или неправильно затянутый крепеж. Неправильно выполненный ремонт является одним из факторов, способствующих возникновению сильных вибраций при торможении. Учитывая это, рекомендуется искать механика с хорошей репутацией и хорошими рекомендациями. Если после замены любой из этих трех деталей у вас возникла вибрация при торможении на скорости, все претензии следует направлять механику, выполнявшему работы.

Вихляние рулевого колеса при снижении скорости вызвано следующими причинами

  1. неисправная шестерня или изношенный шаровой шарнир в системе рулевого управления;

  2. из-за неисправности амортизаторов;

  3. когда компонент амортизатора изношен, это означает, что он может вскоре выйти из строя;

  4. если произошел сильный и резкий удар по пластине;

  5. при наличии дефекта в рулевых наконечниках.

Треснувший тормозной диск также может вызвать вибрацию диска после торможения. Удары и другие внешние факторы вызывают образование трещин. Эта неисправность является распространенным типом отказа среди изношенных тормозов. Изношенные тормоза сами по себе не являются причиной вибрации рулевого управления, поскольку это зависит исключительно от конкретного диска.

Источники

  • https://autochainik.ru/bienie-rulya-pri-tormozhenii.html
  • https://AvtoNov.com/%D0%B2%D0%B8%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D1%83%D0%BB%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8/
  • https://autobann.su/vibratsiya-rulya-pri-tormojenii-i-dvijenii.html
  • https://imazda.ru/pochinka/vibraciya-pri-tormozhenii-na-bolshoj-skorosti.html
  • https://mojcar.ru/ustrojstva-avtomobilya/podveska-i-rulevoe/pri-tormozhenii-bet-v-rul.html
  • https://1gai.ru/baza-znaniy/525794-bet-rul-pri-tormozhenii-glavnye-prichiny.html
  • https://4x4privod.ru/bet-rul-pri-tormozhenii-prichiny-i-sposoby-ustraneniya/
  • https://AutoTopik.ru/diagnostika-neispravnostei/1289-bet-rul-pri-tormozhenii.html
  • https://uremont.com/publications/articles/vibraciya-rulya-pri-tormozhenii
  • https://DriverTip.ru/repair/pri-tormozhenii-poyavlyaetsya-bienie-rulya.html

Оцените статью
Добавить комментарий