Замена электролита в аккумуляторе в домашних условиях

Можно ли поменять электролит в аккумуляторе

Это до сих пор является предметом дискуссий. Заменить электролит в аккумуляторе несложно, хотя он имеет некоторые особенности. При наличии соответствующих навыков можно самостоятельно заменить раствор даже в необслуживаемой батарее.

Некоторые уверяют, что замена не даст нужного результата, а батарея прослужит всего несколько лишних месяцев. Другие настаивают на том, что метод эффективен и что при правильном обращении батарея прослужит от одного до двух лет после замены. В любом случае, стоит попробовать, так как стоимость электролита несоизмерима с ценой новой батареи.

Необходимые материалы и оборудование

Если вы понимаете, что без замены раствора серной кислоты не обойтись, убедитесь, что у вас есть следующие принадлежности и материалы, необходимые для этой операции:

  • около 3 литров электролита подходящей консистенции (плотность 1,28 г/см3);
  • 6-10 литров дистиллированной воды
  • тряпки;
  • резиновая лампа;
  • воронка из кислотостойкого пластика;
  • гидрометр;Ареометр
  • контейнер для слива кислотного раствора;
  • зарядное устройство;
  • измерительный прибор (вольтметр, мультиметр).

Поскольку при замене электролита в автомобильном аккумуляторе вы будете иметь дело с химически агрессивной жидкостью, вам следует позаботиться о собственной безопасности, для чего вам понадобятся защитные очки, толстые резиновые перчатки и старая одежда, которую вам не будет жалко, когда на нее попадет серная кислота.

Читайте по теме:  Схемы самодельных зарядок для литий-ионных аккумуляторов (18650, 14500 li-ion), как правильно заряжать литий-полимерные акб

Как приготовить электролит для аккумулятора

Если вопрос о том, как заменить электролит в аккумуляторе, становится ясным, остается приготовить химический раствор. В настоящее время приготовление электролита не является насущной необходимостью. Кислота с плотностью 1,27 г/см3 легко доступна на рынке.

В зависимости от размера и электрической емкости аккумулятора количество жидкости для подготовки будет разным. Для большинства легковых автомобилей потребуется не более 2,6-3,7 литров жидкости. Рекомендуется заранее рассчитать объем необходимых компонентов с запасом около 4 литров.

Теоретически, приготовление электролита для батареи с плотностью 1,28 включает следующие пропорции

  • дистиллированная вода — 1 литр;
  •  серная кислота — 0,33 л.

При смешивании не забывайте правильно наливать ингредиенты — кислота наливается в воду. Перемешивать не нужно, при постепенном добавлении процесс будет успешно протекать сам по себе. После приготовления раствора оставьте его на 12 часов, по истечении этого времени измеряется плотность.

При самостоятельном приготовлении важно помнить, что серная кислота должна иметь отличную степень чистоты, что требуется стандартом. Допустимое содержание примесей — не более 7%.

Использование H2SO4 неизвестного происхождения не позволит эффективно заменить электролит в автомобильном аккумуляторе.
В случае щелочной батареи процесс замены рабочего вещества несколько отличается. Для приготовления щелочного электролита используется готовый сухой щелочной электролит, обычно натриево-литиевый. Это соединение смешивается в правильной пропорции с дистиллированной водой.

Например, для условной концентрации 1,27 г/см3 используется соотношение сухой смеси и приготовленного раствора 1:2. Следует внимательнее читать инструкции к смеси, а также рекомендации производителя для отдельных моделей источников питания.

При утилизации старой смеси следует соблюдать осторожность. Просто выливать его в канализацию или в землю — неэкологично. Обратитесь в службу сбора кислот.Проведенная работа не потребует значительных финансовых или временных затрат. Взамен владелец автомобиля получит надежный запуск двигателя в любое время года.

После замены электролита сколько нужно заряжать аккумулятор

Как долго заряжать аккумулятор после замены электролита

Первоначально рекомендуется заряжать аккумулятор после замены электролита небольшим током (0,1 А). Процесс зарядки требует откручивания пробок и подключения зарядного устройства к аккумулятору. Самое главное, что аккумулятор после замены электролита должен заряжаться циклически, т.е. предполагается цикл заряд-разряд.

Этот процесс следует повторять до тех пор, пока плотность электролита не достигнет требуемого значения. В то же время следите за тем, чтобы электролит в батарее не закипел. О полном заряде свидетельствует напряжение 2,4 В на секции или 14-15 В на клеммах аккумулятора.

При достижении номинального напряжения зарядный ток должен уменьшиться вдвое. Если плотность электролита не изменится в течение 2 часов, процесс зарядки можно остановить.

Как долить электролит в необслуживаемый аккумулятор

Дело обстоит сложнее, если вы хотите добавить воду в электролит необслуживаемого автомобильного аккумулятора. Через полупрозрачные стенки можно увидеть, сколько электролита находится в банках. Но как добраться до случая с необслуживаемой батареей?

Существуют модели, у которых можно отрезать верхнюю крышку с помощью токарного станка. Но такое действие необходимо, если вам нужно удалить накипь и промыть находящийся под ней осадок. В корпусе просверливается отверстие для заполнения жидкостью до необходимого уровня. Позже это запечатывается эпоксидным клеем.

Необслуживаемый аккумулятор требует осторожного обращения, опасаясь глубоких разрядов и нестабильности бортовой батареи. Претендует на 5-7 лет выдержки только при идеальных условиях.

Как поменять электролит в аккумуляторе автомобиля и когда это нужно

Замена электролита в аккумуляторе в домашних условиях

Итак, давайте теперь рассмотрим ситуацию, когда необходимо полностью заменить электролит в аккумуляторе. Чаще всего понять, нуждается ли электролит в аккумуляторе в замене, помогает его визуальная оценка и некоторые другие характерные признаки.

Как правило, на необходимость замены указывают:

  • помутнение электролита в батарее, изменение цвета;
  • недостижение требуемой плотности после зарядки аккумулятора;

Специалисты также рекомендуют полную замену электролита, если относительно новая батарея быстро разрядилась после полной зарядки зарядным устройством, при осмотре батареи было обнаружено отсутствие электролита в одной банке, электролит ранее замерз и т.д.

На практике помутнение указывает на то, что в аккумулятор изначально был залит некачественный электролит или для его доливки использовался некачественный продукт. Помутнение также может быть вызвано использованием проточной воды вместо дистиллированной. Возможно также, что вода для подпитки содержит примеси.

Другой причиной мутного электролита являются поврежденные или сколотые пластины. В параллельной системе не следует исключать возможность короткого замыкания в одной секции или в нескольких секциях. Как правило, появление серого мутного налета свидетельствует о сколе пластин, а черный или темный цвет электролита — о плохом качестве основных компонентов электролита (воды и/или кислоты). Коричневый цвет указывает на короткое замыкание в батарее.

Следует отметить, что в случае истирания или короткого замыкания решение о замене электролита в некоторых случаях может не привести к положительному результату. Дело в том, что для восстановления работоспособности необходим также отдельный ремонт секции батареи, а такая операция требует специализированного оборудования.

В других случаях замена электролита в аккумуляторе в домашних условиях вполне возможна. Более того, при правильном выполнении эта процедура может значительно продлить срок службы батареи. Чтобы выполнить задание, необходимо заранее подготовиться:

  • свежий электролит нужной плотности;
  • дистиллированная вода;
  • ареометр для измерения плотности;
  • резиновая колба или шприц для высасывания старого электролита из банок;
  • воронка для облегчения заливки чистой воды и электролита;
  • емкость для слива старого электролита, избыточного электролита, который был выкачан, и т.д.

В качестве контейнеров подойдут обычные стеклянные банки или бутылки, поскольку серная кислота на них не действует. Также желательно иметь защитные очки и резиновые перчатки, поскольку работа с кислотными растворами предполагает соблюдение определенных правил безопасности.

Факт, что электролит может вызвать химические ожоги при контакте с открытой кожей. Раствор также представляет значительный риск для глаз. В случае контакта с кожей электролит следует немедленно смыть раствором пищевой соды. В случае попадания в глаза, промойте их большим количеством воды и немедленно обратитесь за профессиональной медицинской помощью.

Давайте перейдем к обмену. Для начала полезно знать, как правильно сливать электролит из аккумулятора.  Совершенно очевидно, что многие люди хотят как можно быстрее избавиться от жидкости в аккумуляторе, не задумываясь о том, можно ли перевернуть аккумулятор при замене электролита.

Казалось бы, это простое дело — открутить пробки на банках, перевернуть батарею вверх дном и слить старый электролит из корпуса. Обратите внимание, что в половине случаев такой подход приводит к окончательному выходу из строя батареи. Проблема заключается в том, что частицы осадка, осевшие в нижней части, застревают между пластинами после инверсии. Это вызывает короткое замыкание в батарее. Если вы ранее не обслуживали свой аккумулятор, мы рекомендуем вам ознакомиться с тем, как правильно заливать электролит в аккумулятор.

  • Первым делом необходимо извлечь аккумулятор и протереть корпус, чтобы удалить загрязнения. Лучше всего для этой цели подходит тряпка, смоченная в растворе воды и пищевой соды. Чтобы приготовить раствор, разведите несколько столовых ложек пищевой соды в литре воды.
  • Затем следует перевернуть заливные пробки на батарее, после чего проверить уровень, состояние и цвет электролита. Также следует проверить уровень заряда батареи с помощью мультиметра.
  • Если жидкость явно нуждается в замене, старый электролит следует отсосать из банок с помощью воздуходувки, шприца или аналогичного устройства.
  • Затем в пустые банки следует налить дистиллированную воду, после чего батарею следует слегка покачать. Это необходимо для промывки аккумулятора. Промойте батарею несколько раз, сливая воду из банок на каждом этапе. Это следует делать до тех пор, пока вода не станет полностью прозрачной.
  • Затем в банки можно налить свежий электролит, не стремясь сразу довести плотность электролита до нормы.
  • Теперь аккумулятор следует зарядить с помощью зарядного устройства. Только после завершения процесса зарядки плотность проверяется ареометром.
  • Кроме того, перед проведением измерений рекомендуется дать батарее остыть. Обычно это занимает от 1,5 до 2 часов. Затем вносятся поправки (на основе измеренных значений) путем корректировки доли воды или электролита.

На практике процедура замены включает в себя отсасывание электролита из каждой банки и последующий слив его в подготовленную для этой цели емкость. Обратите внимание, что таким образом нельзя полностью слить жидкость.

  1. Для наиболее эффективного удаления жидкости медленно наклоняйте аккумулятор, чтобы удалить жидкость. Однако помните, что категорически запрещается переворачивать корпус вверх дном, как уже говорилось выше. Чтобы не держать смеситель, можно подложить под корпус блоки или другие предметы для его поддержки.
  2. Кроме того, на носик жемчужницы можно дополнительно установить гибкую трубку (например, от поддона). Самое главное, чтобы диаметр трубки позволял плотно установить и закрепить ее.
  3. После слива жидкости из банок наклоненный аккумулятор устанавливается в нормальное положение, и в каждую банку через воронку заливается дистиллированная вода.
  4. Во время промывки не следует трясти батарею, сильно наклонять корпус и т.д. Достаточно нескольких легких наклонов в разные стороны. Затем вода сливается, и процедура промывки повторяется.
  5. Теперь можно долить электролит, но не следует сразу заливать его до необходимого уровня. Дело в том, что имеющиеся в продаже электролиты имеют повышенную плотность. Это означает, что раствор должен быть дополнительно разбавлен дистиллированной водой. В самом начале достаточно придерживаться приблизительных соотношений, так как после зарядки аккумулятора его плотность приходит в норму.

Следует также добавить, что после заливки электролита необходимо несколько раз плавно наклонить аккумулятор (аналогично мытью). Это позволит удалить воздух из банок аккумулятора. Теперь заглушки можно закрыть, но не закручивать до конца. Сам аккумулятор следует оставить на несколько часов. Это необходимо для того, чтобы жидкость осела в банках.

Затем необходимо снова проверить уровень и плотность электролита, при необходимости добавив кислоту или воду. При необходимости в электролит также может быть добавлена специальная добавка, помогающая удалить сульфаты с электродов. Затем необходимо подождать, пока электролит полностью выгонит весь остаточный воздух из корпуса и пока присадка не растворится. Обратите внимание, что добавка будет растворяться около 2 дней. По истечении этого времени аккумулятор можно зарядить.

Правила и продолжительность зарядки аккумулятора после замены электролита

Рекомендуется зарядить аккумулятор в течение двух дней после замены электролита. Это время для растворения добавок и выхода воздуха.

Аккумулятор следует заряжать с помощью зарядного устройства по принципу «заряд-разряд». Зарядный ток должен быть в 10 раз меньше номинальной емкости батареи (если емкость батареи 60 Ач, то зарядный ток 4-6 Ач).

Во время зарядки следите за напряжением и уровнем кислоты в секциях. Если уровень снизился, добавьте дистиллированную воду.

Когда напряжение батареи достигнет номинального значения 14,7 В, а напряжение на элементах составит 2,4 В, ток должен уменьшиться вдвое. Если через 2-3 часа показания плотности раствора не изменились, зарядку можно прекратить.

Причины полной замены электролита

Важно понимать, что не все случаи могут быть решены путем полной замены электролита. Прежде чем продолжить, стоит разобраться в причинах изменения решения:

  1. Изменена плотность. Необычное окрашивание раствора может быть косвенным признаком изменения плотности. Для проверки плотности используйте ареометр. Перед измерением батарея должна быть полностью заряжена. Плотность раствора в нормальной батарее должна составлять от 1,25 до 1,27 г/см3.
  2. Мутность электролита. Эти изменения происходят при использовании некачественного раствора, который был разбавлен обычной, а не дистиллированной водой. Причиной также может быть сульфатация пластин.
  3. Новая батарея быстро теряет заряд (вплоть до полной разрядки в течение 24 часов). Обычно это происходит из-за недостаточной концентрации серной кислоты в растворе.
  4. Одна из ячеек не содержит раствора.
  5. Электролит подвергся процессу замораживания.
  6. Часть раствора испарилась из-за плохой герметизации (наблюдается в моделях сервисных батарей).

Важно: Если пластины аккумулятора раскрошились или в одном из элементов произошло короткое замыкание, замена раствора не поможет. В этом случае восстановление эффективности возможно только путем замены пакета пластин в ячейке. Это довольно сложная процедура и требует специализированного оборудования.

Меры предосторожности

При работе с электролитом и при зарядке батареи необходимо надевать резиновые перчатки, защитный фартук, защитные очки и кислотостойкую обувь.

Помещение должно хорошо проветриваться. В нем нельзя хранить или употреблять продукты питания. Также не курите вблизи раствора, так как пары водорода могут легко воспламениться.

Раствор следует разливать, используя стеклянные сосуды. Серная кислота в растворе прожигает одежду и вызывает химические ожоги даже при низких концентрациях.

Важно: При попадании электролита на одежду или кожу немедленно промойте ее большим количеством воды. Затем нейтрализуйте кислоту пищевой содой.

Еще один способ замены рабочей жидкости в аккумуляторе

Итак, если вы приняли решение, самое время узнать, как правильно заменить электролит в аккумуляторе. Но прежде чем приступить к работе, необходимо подготовить все необходимые инструменты и принадлежности.

Для работы вам понадобятся:

  • готовый электролит (2,5 — 3 литра для батареи емкостью 60 Ач, плотность 1,28 г/см3);
  • дистиллированная вода (5 — 10 литров);
  • кислотоупорный контейнер для слива старого раствора;
  • тряпки;
  • Кислотостойкая воронка (пластик, стекло);
  • резиновая лампа;
  • гидрометр;
  • Зарядное устройство;
  • Вольтметр постоянного тока (тестер).

Замена электролитов

Поскольку вы будете работать с серной кислотой, особое внимание следует уделить средствам индивидуальной защиты. Средства индивидуальной защиты являются обязательным условием:

  • защитные очки;
  • резиновые перчатки;
  • проточная вода, мыло.

Подготовка и слив

Это, пожалуй, самое ответственное действие. Жизнь «пациента» будет зависеть от того, насколько аккуратно и тщательно вы все сделаете. Все работы должны проводиться при комнатной температуре. Отсоедините аккумулятор от клемм автомобиля и перенесите его на стол или верстак. Тщательно очистите поверхность устройства от пыли и кислоты с помощью тряпки, смоченной в растворе пищевой соды.

Теперь твердо усвойте — категорически запрещается разряжать аккумулятор, перевернув его вверх дном!

Поскольку батарея уже была в употреблении, диоксид и свинец начали осыпаться из пластин, которые сделаны из пористой пасты. Это нормально и не вредит батарее, так как все оседает на дно секции, оснащенной специальными нижними перегородками — призмами (см. фото конструкции). Но как только вы перевернете аккумулятор вверх дном, вся эта красота окажется между пластинами и вызовет короткое замыкание — аккумулятор можно выбрасывать.

В 90% случаев аккумулятор, разряженный таким способом, придется выбросить.

Единственный вариант — извлечь жидкость с помощью воздуходувки. На все рекомендации типа «просверлить дно и слить воду» отвечайте твердым «нет». Во-первых, сверля отверстия в нижней части батареи и стоя, простите, вверх ногами, вы рискуете повредить пластины. Во-вторых, при сверлении отверстия вы получите дозу токопроводящей и едкой кислоты на руки и лицо и, самое главное, на ваш электроинструмент, который тут же попытается ударить вас током. В-третьих, нижние призмы будут препятствовать сливу осадка, делая операцию совершенно бесполезной.

Подготовка и опорожнение электролита

И, наконец, просверленные в днище отверстия не удастся заварить, загерметизировать, заштукатурить (подчеркиваю: заштукатурить) никакими силами и ухищрениями. В течение недели использования вся серная кислота окажется в аккумуляторном отсеке автомобиля со всеми вытекающими последствиями.

Поэтому мы кладем батарею на ровную поверхность, откручиваем крышки секций и с помощью резиновой воздуходувки откачиваем кислоту, выливая ее в подготовленную емкость. По мере снижения уровня медленно и осторожно наклоняйте аккумулятор, продолжая высасывать жидкость. Когда угол наклона батареи достигает 45°, разрядку можно считать завершенной.

В качестве лампочки можно использовать ареометр.

Промывка АКБ

Старая кислота вытекла, а значит, пришло время узнать, как промыть аккумулятор и заменить электролит. Поместите батарею горизонтально и с помощью той же колбы заполните все секции дистиллированной водой до нормального уровня. Сделайте паузу на 10-20 минут, чтобы вода выщелочила кислоту из диоксида пористой пластины.

Встряхните батарею, чтобы слегка перемешать осадок, и слейте его таким же образом, как и перед использованием кислоты. Обратите внимание, что необходимо встряхивать и ни в коем случае не перемешивать! Залейте снова (конечно, чистой водой) и подождите. Затем встряхните и процедите, повторяя процесс до тех пор, пока жидкость не станет визуально прозрачной. На этом этап промывки завершен.

Заливка и зарядка

Остается долить свежий электролит и зарядить аккумулятор. В качестве рабочей жидкости лучше всего использовать готовый раствор серной кислоты с водой, который продается под названием «Электролит для аккумуляторов». Этот раствор уже имеет нужную плотность и гораздо удобнее с точки зрения безопасности (читайте о том, как проверить плотность электролита в аккумуляторе).

Заправка и зарядка

Готовое решение можно приобрести в любом подходящем магазине.

Электролит можно заливать с помощью воронки, пузырька или ареометра. Вам потребуется от 2,5 до 5 литров раствора, в зависимости от емкости батареи. Уровень раствора в банках должен быть таким, чтобы он покрывал пластины на 4 — 5 мм. После завершения процедуры слегка покачайте батарею, чтобы удалить пузырьки воздуха, и проверьте, не изменился ли существенно уровень (при необходимости долейте).

Почему мы льем так мало и не до уровня, рекомендованного производителем? Дело в том, что покупной электролит имеет плотность 1,27 — 1,28 г/см3 и предназначен для заполнения сухих элементов питания. Поскольку ваша батарея несколько разряжена, после замены кислоты ее необходимо зарядить. Но во время зарядки плотность увеличится, а значит, вам нужно будет довести ее до нормы, разбавив дистиллированной водой. Это вода, для которой вы оставили место.

Теперь аккумулятор следует оставить на 2-3 часа, чтобы пластины впитали кислоту, после чего его можно снова заряжать. Зарядите батарею в 10-15 раз больше номинальной емкости батареи. Например, если ваша батарея имеет емкость 60 Ач (указана на корпусе), зарядный ток составит от 4 до 6 Ач.

Зарядка

Во время зарядки постоянно контролируйте напряжение батареи и уровень электролита в каждой секции. Если пластины в любой из банок открыты, долейте дистиллированную воду. Как только напряжение батареи, стоящей на зарядке, поднимется до 14,7 В, остановите процесс. Теперь дайте батарее отдохнуть в течение нескольких часов. Это приведет к снижению напряжения батареи примерно до 12,6 В, что является нормальным. Теперь вы можете измерить плотность в каждой секции и, в зависимости от показаний ареометра, довести уровень раствора до нормы дистиллированной водой или электролитом.

Плотность электролита в полностью заряженной батарее должна составлять 1,27 — 1,28 г/см3.

Источники

  • https://IstochnikiPitaniy.ru/akkumulyatory/avtomobilnye/zamena-elektrolita.html
  • https://remam.ru/elektrik/pravilnaya-zamena-elektrolita-v-akkumulyatore.html
  • https://akbzona.ru/ustrojstvo/zamena-elektrolita-v-akkumulyatore
  • http://KrutiMotor.ru/zamena-elektrolita-v-akb-svoimi-rukami/
  • https://ProAkkym.ru/avto/kak-pomenjat-jelektrolit-v-akkumuljatore
  • https://AutoManya.ru/sovety/kak-pomenyat-elektrolit-v-akkumulyatore.html
  • https://BatteryZone.ru/accumulator/kak-pravilno-zamenit-jelektrolita-v-akkumuljatore
  • https://batteryk.com/zamena-elektrolita-v-akkumulyatore
  • https://prometey96.ru/ekspluataciya/zamena-elektrolita.html
  • https://batts.pro/zamena-elektrolita-v-akkumulyatore/
  • https://motorsguide.ru/advice/zamena-elektrolita
  • https://AutoTopik.ru/sovet/1351-kak-promyt-akkumulyator.html
  • https://3batareiki.ru/akkumulyatory/samostoyatelnaya-zamena-elektrolita-v-avtomobilnom-akkumulyatore
  • https://Zapitka.ru/pitanie/avtomobilya/zamena-elektrolita-v-akkumulyatore

Оцените статью
Добавить комментарий