Уровень электролита в аккумуляторе: нормальные значения, правила измерения и доливки

Что такое электролит

Электролит аккумулятора — это раствор, который служит своеобразным проводником между свинцовыми пластинами и состоит из:

  • 35% серная кислота;
  • 65% серной кислоты; 65% дистиллированной воды.

Если вышеуказанные пропорции не соблюдаются, это приведет к следующим последствиям:

  • потеря емкости аккумулятора;
  • преждевременный выход из строя батареи из-за сульфатации пластин;
  • сокращение общего срока службы;
  • Повышение или понижение температуры замерзания электролитической жидкости;
  • Повышенный саморазряд батареи;
  • Другие проблемы.

Сколько электролита должно быть в аккумуляторе

Электролитическая жидкость аккумулятора характеризуется двумя показателями:

  • уровень;
  • плотность.

Владелец автомобиля несет ответственность за поддержание уровня электролита и плотности аккумулятора. Это не требует специальных знаний и/или инструментов.

Зависимость объема водяного раствора серной кислоты от емкости аккумулятора

Задаваясь вопросом, сколько электролита должно быть в батарее, мотоциклист в первую очередь должен узнать емкость своей батареи. Это напрямую определяет, сколько жидкости в литрах должно быть внутри батареи.

Сейчас на российском рынке представлены батареи, начиная от 55 А*ч и до 190 А*ч. Наиболее распространенными были батареи с емкостью около 60а и до 70а.

Приблизим таблицу емкости АКБ от номинального уровня водного раствора серной кислоты:

Емкость аккумулятора, в А*ч

Количество раствора, в литрах

55

2,5

60

2,7 — 3

75

3,7 — 4

90

4,4 — 4,8

190

10 и более (в зависимости от конкретной модели аккумулятора — Beast, Mutlu, Exide и т.д.).

Как осуществить проверку уровня

Некоторые типы автомобильных аккумуляторов имеют на пластиковом корпусе отметки «Min» и «Max», с помощью которых водитель может контролировать уровень электролита. Жидкость должна находиться в пределах этих отметок.

Однако на практике измерить объем жидкости внутри батареи таким способом проблематично — из-за того, что корпус батареи непрозрачен. Кроме того, не очень удобно заглядывать внутрь банок через открытые крышки и соотносить фактический уровень с этими отметками.

Поэтому рекомендуется измерять по-разному — одним эффективным способом:

  • Возьмите любую стеклянную трубку с открытыми (не закрытыми) концами сверху или снизу — например, хорошо подходит прозрачная коробка из-под бирокса или трубка из-под фруктового сока;
  • откройте крышки (пробки) банок;
  • этот импровизированный измерительный прибор вставляется в каждую жестянку по очереди, пока не коснется свинцовых пластин;
  • верхний конец трубки для сока или корпуса ручки затягивается пальцами;
  • устройство было удалено;
  • На трубке остается немного жидкости — измерьте ее количество линейкой или строительной лентой.

Нормальное значение составляет от 1 до 1,2 см (т.е. 10-12 мм).

Дальнейшие действия автомобилиста зависят от того, меньше или больше количество жидкости:

  • если количество электролита в трубке уменьшилось, это означает, что внутри батареи также недостаточно электролита — необходимо долить дистиллированную воду или электролитическую жидкость (что именно, см. ниже);
  • Если, наоборот, в трубке находится более 1 — 1,2 см жидкости, то водного раствора серной кислоты в аккумуляторе больше нормы, а значит, его необходимо откачать (как это сделать, также см. ниже).

В необслуживаемых батареях нет доступа к банкам, поэтому невозможно проверить уровень раствора показанным здесь способом. Помимо прочего, можно проверить эффективность этих батарей.

  • по цветному индикатору заряда;
    Проверка уровня электролита с помощью цветного индикатора заряда
  • или по маркировке на корпусе батареи.
    Проверка уровня электролита в соответствии с маркировкой на корпусе

Для чего проверять содержание электролита

электролит-акб-3.jpg

Вода, содержащаяся в электролите, продолжает испаряться во время эксплуатации автомобиля при любых условиях. Это, помимо снижения уровня жидкости, увеличивает ее плотность, что негативно сказывается на производительности и сроке службы батареи.

Кроме того, проверяя уровень раствора, можно контролировать его чистоту. Наличие примесей в электролите влияет на производительность и срок службы батареи.

Как правильно проверить уровень

электролит-акб-2.jpg
Уровень электролита в батарее следует проверять при температуре 15-25°C. Измерение не проводится после зарядки, так как электролит нагревается и увеличивается в объеме.

Если корпус аккумулятора прозрачный и на нем имеется шкала с отметками MIN и MAX, то уровень жидкости во всех банках определяется по этим отметкам. На задней стороне батареи установлена мощная лампа, позволяющая проводить точные испытания.

Если корпус не прозрачный, вам потребуется

  • строительный угол;
  • Стеклянная трубка с внутренним диаметром 3-5 мм
  • карандаш;
  • отвертку.

Вместо отвертки можно использовать монету. Стеклянную трубку можно заменить прозрачным корпусом биро или соломинкой для коктейля.

Действуйте следующим образом:

  1. Открутите все крышки топливных баков.
  2. Приложите квадрат к стене так, чтобы метрическая точка была прижата к плоскости крышки сверху. С помощью карандаша отметьте метки на квадрате напротив уровней MIN и MAX.
  3. Стеклянную трубку опускают в заливное отверстие первой банки до упора в тарелки. На трубке ставится метка на уровне плоскости крышки.
  4. Держа палец на верхнем отверстии, вертикально выньте трубку с электролитом из банки.
  5. На трубке на уровне столба жидкости наносится метка. Затем электролит выливается обратно в банку.
  6. Прикладываем трубку с гребнем к «0» на угловом кронштейне. Отметка уровня жидкости на трубке должна находиться между отметками MIN и MAX на манометре.

Внимание! Измерение и восстановление уровня электролитов должно проводиться в хорошо проветриваемом помещении. Руки должны быть защищены толстыми резиновыми перчатками, глаза — очками.

Эта процедура выполняется в каждой банке.

Если на стенках смесителя нет отметок MIN и MAX, эксперты рекомендуют поддерживать уровень жидкости на 12-15 мм выше тарелок.

Если внутри банки есть контрольная «ножка», раствор должен находиться на 3-7 мм выше нее.

Опасность высокого и низкого уровня

Как высокие, так и низкие уровни в батареях разной емкости — 55а, 60, 65, 90 или 190 — по-своему опасны по разным причинам.

Опасность при высоких уровнях заключается в том, что электролит закипает и вытекает, высока вероятность скопления газа и взрыва батареи.

Опасность при низких уровнях:

  • сульфатация пластин;
  • потеря полезной мощности по отношению к номинальной мощности (указанной заводом-изготовителем).

Увеличение или уменьшение количества жидкости

Если в ходе проверки будет обнаружено, что уровень электролита слишком высок или слишком низок, снимите батарею и решите проблему. Если уровень слишком высок, его можно снизить следующим образом:

  1. Сначала вынимается аккумулятор и откручиваются пробки.
  2. Берется резиновая луковица. Обратите внимание, что электролит химически агрессивен и некоторые материалы корродируют при контакте.
  3. Откачка производится с осторожностью. Вещество не должно контактировать с открытыми участками кожи.

Гораздо больше проблем возникает при уменьшении количества жидкости, поскольку его трудно увеличить. Основные рекомендации включают следующие пункты:

  1. Не выливайте готовый раствор, так как его плотность изменится. Сложно проверить плотность, а изменения плотности негативно влияют на производительность.
  2. Во время использования испаряется только жидкость, кислота остается в виде осадка, поэтому рекомендуется добавлять воду комнатной температуры.
  3. Не рекомендуется использовать водопроводную воду, так как примеси в ее составе быстро разряжают аккумулятор.

Доливайте воду только в том случае, если уровень жидкости упал из-за утечки или пролива. Стоит помнить, что если пластины повреждены или разрушены, то даже восстановление уровня раствора не восстановит работу батареи. Поэтому, если блок питания используется в течение длительного времени, его следует заменить.

Почему важно отслеживать уровень электролита

Любое изменение уровня электролита в источнике питания может оказать значительное влияние на его работу. Отсутствие жидкости, например, свидетельствует об испарении воды и, следовательно, об увеличении концентрации кислоты. Это вызывает кристаллизацию и окисление пластин, что увеличивает сопротивление внутри батареи.

Если уровень раствора упал до такой степени, что видны верхние части пластин, это может привести к тому, что через 3-6 месяцев использования в процессе зарядки они станут очень горячими и хрупкими.

Если электролита в банке аккумулятора недостаточно для покрытия пластин, емкости аккумулятора может не хватить для работы.

Каким должен быть уровень электролита в аккумуляторе

Высокий уровень жидкости в аккумуляторе также может негативно сказаться на работе устройства. Обычно увеличение объема жидкости сопровождается уменьшением плотности. Это происходит, если пользователь не соблюдает водный баланс при заполнении батареи. Если плотность слишком низкая, температурный диапазон заметно сокращается, и электролит может замерзнуть при низких температурах ниже нуля. Если аккумулятор используется зимой и жидкость внутри него замерзает, корпус может быть поврежден, и аккумулятор потребуется заменить.

Проверка плотности

Плотность населения является важным показателем. Он не только определяет, что нужно залить, когда аккумулятор слабый, но и.

  • точка замерзания электролита — если плотность крайне низкая, например, 1,07 грамма на кубический сантиметр, то он замерзнет уже при минус 5 градусах Цельсия, а если не очень низкая (например, 1,30), то точка замерзания будет до минус 60 градусов;
  • срок службы батареи — чем выше концентрация серной кислоты, тем короче будет срок службы батареи.

Правильное обслуживание батареи включает в себя периодическую проверку плотности батареи. Это делается с помощью специального прибора, продающегося в любом автомобильном магазине — гидрометра. Стоимость этого устройства составляет от 150 до 200 рублей.

Его следует проверять, когда батарея полностью заряжена. Гидрометр должен показывать от 1,27 до 1,29 грамма на кубический сантиметр. Все, что ниже или выше этого значения, является неправильным.

Пошаговые инструкции по проверке плотности батарей с помощью ареометра:

  • возьмите счетчик;
  • опускайте по одному в каждую банку;
  • возьмите электролитический раствор, нажав на колбу в верхней части прибора;
  • соблюдайте значение, указанное на шкале;
  • определите среднее значение в мм после измерения всех 6 банок.

После правильного определения плотности решается вопрос о том, чем заполнять и нужно ли это делать вообще:

  • если вы обнаружите, что плотность высокая, прилейте дистиллированную воду, т.е. уменьшите концентрацию серной кислоты;
  • наоборот, если значения низкие, добавьте электролит, т.е. увеличьте концентрацию серной кислоты.

Причины изменения объема жидкости

Объем электролита батареи уменьшается во время ее работы. Интенсивность испарения воды зависит от условий, в которых используется прибор. Уменьшение объема аккумуляторной жидкости приведет к увеличению концентрации кислоты непосредственно на пластинах. Это коррозийное вещество вызывает коррозию свинца, а его соли образуют налет на решетках и дне. Возникают сульфатация, короткое замыкание и перебои в электроснабжении.

Снижение уровня жидкости в аккумуляторе происходит по следующим причинам:

  • летняя эксплуатация при высоких температурах окружающей среды приводит к интенсивному испарению воды на фоне увеличения плотности электролита;
  • механические повреждения корпуса аккумулятора приводят к утечке аккумуляторной жидкости;
  • агрессивная езда по бездорожью, опрокидывание аккумулятора приводит к потере электролита. Только в этих случаях разрешается долить его, но не водой;
  • Выход из строя генератора переменного тока или реле заряда автомобиля часто вызывает перезарядку, гидролиз, сопровождающийся кипением. Это испаряет воду и увеличивает плотность аккумуляторной жидкости.

Поэтому для продления срока службы стартерной батареи необходимо следить за ее плотностью, объемом электролита, а также за работой системы зарядки автомобиля.

Обратите внимание, что объем жидкости увеличивается по мере зарядки и нагрева батареи.

Разряженное устройство нельзя эксплуатировать в автомобиле, так как в этом случае ток, протекающий через пластины, значительно увеличится. Это приведет к падению активной массы с решеток батареи, короблению пластин, испарению воды и выходу из строя рабочего блока.

Какой уровень электролита должен быть в аккумуляторе

Работоспособность батареи зависит от уровня электролита в ней. Избыток или недостаток жидкости в аккумуляторе приводит к его повреждению. Чтобы узнать оптимальное значение, необходимо знать емкость батареи. Например, батарея емкостью 60 Ач составляет 2,7-3 литра, батарея емкостью 75 Ач — 3,7-4 литра.

Количество раствора можно проверить, посмотрев на отметки min и max на батарее, которые указывают на оптимальное значение между этими двумя пределами. Однако такой способ проверки неудобен, поскольку корпус не прозрачен и трудно что-либо увидеть, заглянув внутрь банки через открытую пробку.

Существует более простой метод измерения, который можно выполнить в домашних условиях. Чтобы воспроизвести его, вставьте прозрачную трубку с незапечатанными концами в банку до соприкосновения с пластинами. Затем, зажав свободный конец трубки, выньте прибор и, по-прежнему закрыв другой конец трубки, измерьте уровень втянутой жидкости линейкой. Нормальным считается значение между 10 и 15 мм. То есть, уровень электролита должен быть на 1-1,5 см выше пластин.

СОВЕТ: для измерения подходит корпус любой канцелярской ручки.

Помимо объема электролита, важно знать его плотность; ее значение также влияет на работу устройства. Значение этого параметра влияет на температуру замерзания электролита в батарее, а также на срок хранения самой батареи. Например, если концентрация серной кислоты высока (если речь идет о кислотных аккумуляторах), пружина прослужит меньше, чем предусмотрено производителем. При меньшем значении плотности жидкость будет слишком восприимчива к температуре и замерзнет при температуре до минус пяти градусов Цельсия.

ареометр

Плотность можно определить с помощью ареометра, нормальное значение должно быть между 1,27 и 1,29 г/см3, а уровень дистиллированной воды в батарее относительно кислоты должен быть примерно 2:1, т.е. 65% воды к 35% серной кислоты.

ИНФОРМАЦИЯ: Перед измерением плотности и уровня электролита аккумулятор должен быть заряжен.

Способы проверки уровня в обслуживаемом источнике питания

Обслуживаемый аккумулятор сконструирован таким образом, что все работы могут быть выполнены владельцем. Можно более тщательно проверить уровень в аккумуляторе и при необходимости добавить дистиллированной воды. Существует два способа контроля количества электролитической смеси в камерах. Давайте рассмотрим каждый метод.

С помощью мерной трубки

Сколько электролита осталось в аккумуляторе, можно проверить с помощью простого прибора, который представляет собой прозрачную трубку диаметром меньше пробки. В исключительных случаях можно использовать часть прозрачного бирокса, предварительно открутив с него колпачки. Выполняйте измерения в следующем порядке:

  1. удалите грязь и пыль вокруг штекеров;
  2. установите батарею на ровную поверхность;
  3. осторожно опустите трубку в камеру, не наклоняя ее;
  4. зажмите пальцем верхнее отверстие;
  5. выньте трубку, не вынимая пальца, и измерьте количество жидкости в ней.

Обычно раствор должен покрывать электроды на 1-1,5 см. Если у вас в тюбике столько жидкости, то беспокоиться не о чем. Если больше, то, вероятно, в прошлый раз вы налили больше, чем нужно.

Визуальное определение

Этот метод можно использовать, если корпус спроектирован с углублением в нижней части шеи. Верхний слой жидкости сгибается при соприкосновении с выемкой, образуя так называемый «мениск» или «глаз». По его положению можно понять, каков уровень электролита в любой момент времени. «Глаз» хорошо виден — уровень в норме, если он не виден — количество раствора уменьшилось.

Мы рекомендуем использовать ручной фонарик, чтобы четко видеть мениск. Некоторые производители делают горловину высокой, поэтому без дополнительного источника света ничего не будет видно.

Автомобилисты часто спрашивают, каким должен быть уровень кислоты в аккумуляторе. Формулировка этого вопроса неверна. В банки заливается электролит, состоящий из дистиллированной воды и кислоты. Поэтому с помощью описанных методов можно определить, сколько осталось электролитной смеси, а не ее компонентов.

Источники

  • https://3batareiki.ru/akkumulyatory/avtomobilnye-akkumulyatory/kakoj-dolzhen-byt-uroven-elektrolita-v-akb-na-50-60-75-190-a-ch-kak-proverit-i-zalit
  • https://carlasart.ru/tyuning/kak-proverit-uroven-elektrolita-v-akb.html
  • https://ProAkkym.ru/avto/kak-opredelit-uroven-jelektrolita-v-akkumuljatore-avtomobilja
  • http://KrutiMotor.ru/uroven-elektrolita-v-akkumulyatore/
  • https://akbinfo.ru/ustrojstvo/uroven-jelektrolita-v-avtomobilnom-akkumuljatore.html
  • https://probatareiki.ru/akkumulyatory/kakoj-uroven-elektrolita-dolzhen-byt-v-akkumulyatore
  • https://onlineelektrik.ru/eoborudovanie/blokpitaniya/kakoj-uroven-elektrolita-dolzhen-byt-v-akkumulyatore.html
  • https://lada-xray2.ru/sovet/uroven-elektrolita-v-akkumulyatore
  • https://DriverTip.ru/repair/proverit-uroven-elektrolita-v-avtomobilnom-akkumulyatore.html
  • https://avtozam.com/elektronika/akb/uroven-elektrolita-v-avtomobilnom-akkumulyatore/
  • https://autoluks71.ru/stati/proveryaem-uroven-elektrolita-v-akkumulyatore.html
  • https://proakkym.info/akkumulyatory/uroven-elektrolita
  • https://auto-gl.ru/proveryaem-uroven-elektrolita-v-akkumulyatore/
  • https://AvtoSotka.ru/motor/kak-opredelit-uroven-elektrolita-v-akkumulyatore.html

Читайте по теме:  Можно ли завести автомобиль, если сел аккумулятор
Оцените статью
Добавить комментарий