Полярность АКБ: что такое прямая и обратная, в чем разница и как определить отличия

Полярность аккумулятора

Полярность — это расположение проводящих элементов на верхней крышке или поверхности батареи. Другими словами, это положение плюсовой и минусовой клемм. Проводники тока также сделаны из свинца, как и пластины внутри.

Полярность батареи
Прямая и обратная полярность

Существуют две распространенные схемы:

  • Прямая полярность;
  • Обратная поляризация.

Прямая

В советский период все аккумуляторы отечественного производства имели прямую полярность. Полярные клеммы расположены так, что плюс (+) находится слева, а минус (-) — справа. Батареи этой конструкции до сих пор производятся в России и странах бывшего Советского Союза. Зарубежные батареи, которые производятся в России, также имеют такое расположение клемм.

Обратная

У этих батарей минусовая клемма находится на левой стороне, а плюсовая — на правой. Это характерно для батарей, произведенных в Европе, поэтому их часто называют «европоляризованными».

Полярность батареи
Аккумулятор

Другая планировка не дает особых преимуществ. Это не влияет на дизайн или производительность. При установке новой батареи могут возникнуть проблемы. При изменении полярности батарея будет находиться в другом положении, и длины кабеля может не хватить. Кроме того, водитель может просто перепутать клеммы, что приведет к короткому замыканию. Поэтому при покупке важно определить тип аккумулятора для вашего автомобиля.

Как определить полярность аккумулятора и чем грозит спутывание полярности

Рассмотрим, как определить, какой тип полярности имеет батарея. И здесь все просто, достаточно повернуть батарею «лицом» вверх. Вы можете ориентироваться по этикетке на боковой стороне, так как она приклеена спереди, или по самим клеммам. Батареи следует повернуть так, чтобы они располагались на ближней стороне, т.е. лицом к вам. После этого нужно посмотреть, с какой стороны находятся выводы. Если «плюс» находится слева, то это прямая полярность, если справа — обратная.

плюс и минус батареи

Теперь поговорим об опасностях, связанных с неправильным выбором полярности и проблемах, которые это может вызвать. Полярность указана не просто так. Проблема в том, что в каждом автомобиле есть специальное посадочное место для аккумулятора, куда он крепится. При этом к каждому участку подводятся провода от бортовой сети и задается их длина. Это делается для того, чтобы не перепутать их перед подключением. Но все же возможно неправильное подключение батареи из-за одинаковой полярности. Например, на ВАЗе установлен аккумулятор с прямой полярностью, но владелец, покупая новый, не обратил внимания и купил «европейский» аккумулятор. При попытке установить его в автомобиль, плюс оказывается на другой стороне, поэтому получается «обратная полярность», что может привести к значительным повреждениям.

Неправильное подключение приводит к перегоранию электроники бортовой сети автомобиля и может стать причиной пожара. Интересно, что не все устройства перегорают, поскольку ряд из них не особенно восприимчив к обратной полярности. Например, обычная лампочка не имеет значения, как она подключена — она будет гореть. Что касается электродвигателей, то при изменении направления вращения они начинают вращаться в другую сторону. Электронные устройства, с другой стороны, сгорят, поскольку «обратная полярность» для них недопустима.

Сразу скажем, что производители батарей также участвуют в предотвращении возможных ошибок при подключении. Для этого используются клеммы разного размера. Диаметр плюсового провода больше диаметра минусового провода. Клеммы, подключаемые к проводам, также имеют разные размеры отверстий. Поэтому невозможно установить и закрепить, например, клемму «минус» на клемме «плюс» (если не использовать молоток). Кроме того, производители наносят тиснение на корпус, чтобы указать, какой терминал в нем находится.

Читайте по теме:  Можно ли завести автомобиль, если сел аккумулятор

Чем отличаются аккумуляторы с разной полярностью

Самое главное различие между этими батареями заключается в расположении контрактов. Они противоположны друг другу.

Когда нужно определять полярность

При покупке новой батареи важно точно понимать, какая полярность указана на батарее. Вставить батарейку с другой полярностью иногда можно, повернув ее в гнезде на 180 градусов. Но такая манипуляция не позволит полностью затянуть крепления.

Кроме того, чтобы не перепутать плюс с минусом, у них разная длина проводов, и правильное подключение аккумулятора возможно, если вам удастся удлинить провод до нужных клемм.

Как отличить прямую полярность от обратной?

Определить разницу между прямой и обратной поляризацией несложно. Для этого:

  1. Расположите батарею так, чтобы были видны этикетка и клеммы.
  2. Определите положение плюсовой и минусовой клеммы.
  3. На европейских моделях плюс находится с правой стороны. Прямая полярность батарей отличается тем, что плюс находится слева.

При выборе батареи учитывается ее обратная и обратная полярность. Кроме того, учитывается место монтажа, где в будущем будет установлен источник питания. Также учитывается длина силовых кабелей, необходимых для подключения устройства.

Когда возникает необходимость в определении стандарта?

В таких случаях необходимо проанализировать расположение клемм:

  • При выборе и покупке нового автомобильного аккумулятора. Информация о стандарте, размерах и характеристиках блока питания предоставляется продавцом. Важно записать все это, так как это влияет на правильный выбор.
  • Выполняйте процесс установки силового блока самостоятельно.
  • Подключите зарядное устройство к автомобильным аккумуляторам. То, извлечена батарея или нет, влияет на способ подключения.
  • Аварийный запуск автомобиля.

Способы определения без маркировки

Как можно определить полярность батареи, если на ней нет маркировки? Эксперты выделяют следующие три метода:

  • 1.Размеры терминала

Отрицательные клеммы отличаются по диаметру от положительных. Размер положительной клеммы больше.

Читайте по теме:  Форд Фокус 2 горит лампа аккумулятора - что делать

Для более точного определения отрицательный полюс поочередно подключается к клеммам аккумулятора. Плюсовая клемма изолирована. Неправильное определение приведет к проблемам с подключением. Хотя с помощью этого метода трудно определить точную полярность.

  • 2.Использование мультиметра

Мультиметр — это прибор, который используется для определения положительных и отрицательных клемм. Перед измерением он устанавливается в режим постоянного напряжения. Щупы, подключенные к мультиметру, поочередно подключаются к клеммам. При правильном подключении на дисплее отображается ’12V’. При неправильном подключении результаты могут быть другими.

  • 3.Плата на проводах

При проверке работающих источников питания осматриваются положительные провода. На них обычно имеется белый или зеленый налет.

Прочие виды полярности

Существуют также редкие схемы расположения терминалов, которые могут затруднить идентификацию. Например, существуют модели с полярностью ‘6’, что визуально определяется наличием плюсовой клеммы с правой стороны, но сам корпус почти квадратный.

Полярность «9», также известная как «5», также не очень распространена. Вы можете определить, что батарея относится к этой категории, по расположению клемм точно посередине батареи.

Существует также полярность ‘2’, которая также встречается в грузовых и специальных автомобилях. В этом случае клеммы располагаются по диагонали.

Какие будут последствия, если перепутал клеммы?

Последствия могут быть разными в зависимости от конкретной ситуации, в которой были перепутаны терминалы.

При установке на автомобиль

Если при установке аккумулятора в автомобиль с работающим двигателем были перепутаны плюс «+» и минус «-» на аккумуляторе, то владельца автомобиля ожидают большие неприятности, начиная с того, что может выйти из строя диодный мост генератора, а также другая электроника автомобиля.

Такая ситуация наиболее распространена в старых автомобилях, в которых еще не были предусмотрены меры защиты от неправильного подключения аккумулятора.

Важно: Неправильно подключенный аккумулятор, оставленный в автомобиле на длительное время, может привести к короткому замыканию и возгоранию.

Если клеммы подключены неправильно и автомобиль не заводится в этот момент, у владельца будет гораздо меньше проблем.

Читайте по теме:  Параллельное и последовательное соединение аккумуляторов

В такой ситуации могут перестать работать только те устройства, которые были включены ранее, например, автомобильное радио, часы и т.д. Иногда перегоревшие предохранители, установленные в цепи, могут спасти ситуацию, если, конечно, они соответствуют требованиям к максимальному току в цепи.

Можно ли установить аккумулятор другой полярности?

Этот вопрос часто задают люди, которые по неосторожности приобрели аккумулятор другого типа. Теоретически это возможно, но установка потребует затрат и дополнительных хлопот. Дело в том, что если вы покупаете аккумулятор с обратной полярностью для отечественного автомобиля, то длина проводов может быть пустяковой. Вы не сможете удлинить кабель просто так. Необходимо учитывать сечение и диаметр клемм. Это также может повлиять на качество передачи тока от батареи.

Лучшее решение — заменить аккумулятор на другой с правильным расположением клемм. Вы можете попытаться продать купленный аккумулятор, чтобы не потерять деньги.

Можно ли устанавливать АКБ с противоположным размещением клемм?

Эта информация необходима для тех, кто впервые приобретает аккумулятор с инвертированным расположением клемм. Их последующая установка приводит к неприятным последствиям:

  • Повреждение электроники.
  • Перегорание предохранителей и защитных компонентов.
  • Перегорание блока управления.

Установка некачественных батарей недопустима. Это приводит к выходу из строя отдельных компонентов автомобиля или всего блока электроники и управления.

Полезные рекомендации

Чтобы избежать неправильного подключения токопроводящих клемм, необходимо соблюдать несколько правил:

  1. Перед подключением проводов питания внимательно проверьте маркировку. Опытные мастера рекомендуют выполнять эту проверку 2-3 раза.
  2. Если разметка износилась, следует нанести новую разметку. Обратите особое внимание на положительную клемму.
  3. Не рекомендуется устанавливать в автомобиль ранее использовавшиеся источники питания. Фактически, повышается вероятность выхода из строя генератора переменного тока, приводных агрегатов.
  4. Периодически проверяйте электрические кабели, узлы питания. Используйте для этого специализированное оборудование, агрегаты.
  5. При выборе нового источника питания учитывается не только расположение клемм, но и способ крепления, габариты, размеры клемм.

Для упрощения процесса используются каталоги, которые можно найти на сайтах компаний-производителей. Они оснащены поисковыми системами, которые облегчают выбор конкретной модели.

Эффективность работы автомобиля во многом зависит от правильного определения полярности аккумулятора. Для этого используются различные методы. При необходимости привлекайте мастеров, в распоряжении которых есть все необходимые инструменты и оборудование.

Источники

  • https://TechAutoPort.ru/elektrooborudovanie-i-elektronika/istochniki-pitaniya/polyarnost-akb.html
  • https://avtomotoprof.ru/obsluzhivanie-i-uhod-za-avtomobilem/polyarnost-akkumulyatora-chto-eto-i-kak-ee-opredelit/
  • https://warmsteel.ru/akb/akkumuljatory/poljarnost-akkumuljatora/
  • https://avtomobilprost.ru/polyarnost-akkumulyatora-pryamaya-i-obratnaya.html
  • https://akbzona.ru/ustrojstvo/pryamaya-i-obratnaya-polyarnost-akkumulyatora
  • https://nivovod.ru/ekspluatatsiya-i-obsluzhivanie/polyarnost-akb-pryamaya-i-obratnaya-ponyatie-i-otlichiya/
  • https://batts.pro/polyarnost-akkumulyatora/
  • https://IstochnikiPitaniy.ru/akkumulyatory/avtomobilnye/polyarnost-akkumulyatora.html
  • https://3batareiki.ru/akkumulyatory/pryamaya-i-obratnaya-polyarnost-akb-chto-znachit-i-v-chem-otlichie
  • https://Acums.ru/akkumulyatory/polyarnost

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector