Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками: диагностика в домашних условиях, проверка уровня электролита

Проверка уровня заряда

Это, пожалуй, самая распространенная и обязательная проверка аккумулятора. Это быстрая проверка для определения текущего состояния батареи и правильности ее использования.

Важно: Эта проверка особенно важна при частых, коротких поездках или при длительной неподвижности аккумулятора. В этом случае аккумулятор может быть постоянно недозаряжен, что приведет к его быстрому выходу из строя.

Существует три способа оценки состояния заряда батареи:

  • измерение напряжения холостого хода;
  • измерение плотности электролита;
  • измерение напряжения под нагрузкой.

Рассмотрим алгоритм выполнения этих трех операций более подробно.

Измерение без нагрузки

Для этой операции нам понадобится вольтметр или мультиметр постоянного тока, способный измерять напряжение до 20 В. Перед началом измерений необходимо отсоединить аккумулятор от нагрузки. Самый простой способ — отсоединить любой из разъемов от клеммы аккумулятора. Отключите и подождите не менее 4 часов. Подключите вольтметр к клеммам аккумулятора и по таблице ниже определите уровень заряда аккумулятора. Обратите внимание на тип батареи.

Зависимость напряжения на клеммах от уровня заряда батареи

Напряжение на клеммах холостого хода, В Уровень заряда, %.
Кальциевые (Ca/Ca) и AGM/гель (Ca/Ca) Низкоантимониальные (Sb/Sb) и гибридные (Sb/Ca)
12.66-12.81 12.51-12.66 100
12.46-12.61 12.31-12.46 75
12.26-12.41 12.10-12.25 50
11.86-12.01 11.92-12.07 25
11.66-11.81 11.75-11.90 0

Измерение плотности

Этот метод является более точным, но подходит только для батарей с жидким электролитом. Если батарея необслуживаемая, потребуется модификация путем сверления отверстий в крышке для доступа к секции. Для измерения этого параметра необходим специальный прибор — ареометр. Его можно приобрести в любом подходящем магазине, и стоит он недорого.

Читайте по теме:  Как подключить автомагнитолу напрямую к аккумулятору

При покупке прибора выбирайте ареометр с одной жидкостью и фиксированным весом, как показано на рисунке выше. Многопустотные приборы — это скорее злая шутка изобретателя, чем измерительный инструмент. Практически невозможно измерить плотность электролита с достаточной точностью.

Ареометр с несколькими гнездами имеет очень низкую точность и не подходит для нас

Сначала открутите крышки (всего их 6) и измерьте плотность в каждой секции. По приведенной ниже таблице определите уровень заряда аккумулятора.

Зависимость плотности электролита от уровня заряда батареи

Плотность при 15 °C, г/см3 Уровень заряда, %. Температура замерзания электролита, °C
1.27 100 -60
1.26 94 -55
1.25 87 -50
1.24 81 -46
1.23 75 -42
1.22 69 -37
1.21 62 -32
1.20 56 -27
1.19 50 -24
1.18 44 -18
1.17 37 -16
1.16 31 -14
1.15 25 -13
1.14 19 -11
1.13 12.5 -9
1.12 6 -8
1.11 0 -7

Измерение под нагрузкой

Это наиболее точный метод, который дополнительно позволяет выяснить, способен ли аккумулятор выдержать пусковой ток. Для этого нам нужна зарядная вилка с напряжением, соответствующим напряжению нашей батареи (12В или 24В для грузовиков) и обеспечивающая ток нагрузки 100-150А (для батареи емкостью до 65 Ач).

Отсоедините нагрузочные резисторы на штекере и измерьте напряжение на клеммах аккумулятора. Показания должны быть записаны. Затем подключите нагрузочные резисторы и снова подсоедините вилку к батарее. Подождите 5 секунд, запишите показания вольтметра, а затем немедленно прекратите измерение, чтобы избежать перегрузки батареи, а также зарядного устройства.

Возьмите два полученных показания, одно без нагрузки, другое под нагрузкой, и сравните их с данными, приведенными в таблице ниже. Так определяется состояние заряда батареи.

Таблица для определения состояния заряда зарядной вилки

Напряжение без нагрузки, В Напряжение при нагрузке 100 А, В Уровень заряда, %. Напряжение холостого хода, В Напряжение нагрузки 100 A, В Уровень заряда, %.
12.7 10.8 100 12.12 9.46 44
12.6 10.66 94 12.06 9.3 37.5
12.54 10.5 87.5 12 9.14 31
12.48 10.34 81 11.94 9 25
12.42 10.2 75 11.88 8.84 19
12.36 10.06 69 11.82 8.68 12.5
12.3 9.9 62.5 11.76 8.54 6
12.24 9.74 56 11.7 8.4 0
12.18 9.6 50

Важно: Если наши результаты выходят за пределы диапазона, указанного в таблице, т.е. напряжение нагрузки значительно ниже указанного значения, это говорит о том, что батарея не способна выдерживать нагрузку и не может выполнять функции стартерной батареи. Батарею необходимо заменить.

Подробнее о конструкции зарядной вилки и о том, как ею пользоваться, читайте в статье «Как проверить аккумулятор с помощью зарядной вилки».

Меры безопасности

Меры предосторожности, которые необходимо учитывать при проведении технического обслуживания

  • перед выполнением задания пользователь должен подготовить защитные очки и перчатки;
  • все операции по техническому обслуживанию должны проводиться в хорошо проветриваемых помещениях;
  • Все операции с кислотами и щелочами должны выполняться в толстых перчатках;
  • Аккумулятор должен быть размещен на сухой, незагрязненной поверхности;
  • Не допускайте контакта раствора батареи с кожей пользователя.

Профилактика сульфатации

Это относится к покрытию пластин аккумулятора, изготовленному из сульфата свинца PbSO4. Развитие этого процесса приводит к снижению емкости батареи. В целом, сульфатация — это естественный и неизбежный ход событий. Однако правильный уход за автомобильным аккумулятором позволит значительно замедлить этот процесс и продлить срок службы изделия. Только специализированное оборудование может точно определить степень сульфатации. При обслуживании батареи вы можете заметить, что пластины повреждены: на них появился белый налет. Этот процесс вызывается:

  1. Длительное неиспользование аккумулятора (например, когда автомобиль долгое время простаивает).
  2. Хранение разряженной батареи.
  3. Короткие поездки, требующие частого запуска двигателя (например, постоянное использование автомобиля в городе).
  4. Чрезмерный разряд батареи.

Если сульфатация уже произошла, существует несколько способов остановить этот процесс. Один из них — сделать или купить электронное устройство, излучающее импульсные токи. Однако его трудно найти в продаже, и изготовить его может только человек с электротехническим образованием. По этой причине стоит рассмотреть более простой метод регенерации батареи. Как потом обслуживать батарею? Десульфатация включает в себя многократную зарядку. Действовать нужно следующим образом:

  1. Проверьте плотность электролита в каждой банке и запомните ее, чтобы потом можно было провести сравнение.
  2. Установите зарядный ток на зарядном устройстве на 0,04 от емкости батареи. То есть, если ваша батарея имеет емкость 55 Ач, то при напряжении 14 В она будет иметь силу тока 2,2 А. Время процесса составляет 8 часов.
  3. Оставьте аккумулятор в состоянии покоя на 12-14 часов для выравнивания потенциалов на свинцовых пластинах.
  4. Измерьте плотность: если она увеличилась, значит, процесс начался, и процедуру следует повторить.

Как откорректировать состояние электролита

Существует три возможности корректировки плотности электролита:

sovety-masterov-kak-pravil-no-obsluzhit-neobsluzhivaemyy-akkumulyator-6.jpg

  • Если он нормальный, то плотность низкая. Извлеките все содержимое банки с помощью ареометра и перелейте в стеклянную емкость. Добавьте концентрированную кислоту, доведите плотность до рекомендуемого значения. Налейте электролит в банку до уровня.
  • Когда уровень электролита низкий, плотность высокая. Добавьте дистиллированную воду, перемешивая электролит стеклянной палочкой. По окончании измеряется плотность.
  • Когда уровень нормальный, плотность высокая. Слейте электролит, добавьте дистиллированную воду, заполните до уровня.

Важно!!! Плотность электролита является его основной характеристикой. Вся работа батареи зависит от поддержания этого параметра в пределах нормы.

Для обслуживания батареи весь электролит можно перелить в стеклянную или эмалированную емкость, перемешать и проверить плотность. Залейте нормальный электролит обратно в банки, при недостатке долейте свежий электролит соответствующей плотности. Доливать следует равномерно во все банки, чтобы количество свежей серной кислоты было одинаковым во всех банках.

Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками

Чистая батарея служит дольше

Каждая батарея рассчитана в среднем на 4 года, при недостаточном обслуживании она разряжается в течение 3 лет. При надлежащем уходе и обслуживании можно продлить срок службы батареи до 6 лет. Учитывая стоимость узла в пределах 5 000 рублей, выгода немалая.

Меры, влияющие на исправность батарей, и интервалы технического обслуживания указаны в руководстве по эксплуатации оборудования.

  1. Уровень электролита в каждой ячейке измеряется с помощью стеклянной трубки, опущенной в полость. Уровень жидкости должен составлять 12-15 мм. При необходимости добавляется дистиллированная вода.
  2. Плотность электролита измеряется ареометром в соответствии с инструкцией. Показания сверяются с таблицей. Откорректируйте дистиллированной водой, а затем перезарядите.
  3. Проверьте уровень заряда батареи, он должен составлять 12,6 вольт.

Обращайтесь с батареей безопасно в проветриваемом помещении в резиновых перчатках. Необходимо нейтрализовать пролитый электролит раствором соды или аммиака.

Измерение электролита

Способы обслуживания и периодичность его проведения

Периодические проверки можно разделить на 2 группы процедур, которые выполняются на батарее

  • визуальный осмотр, оценка состояния по внешним признакам;
  • диагноз;
  • техническое обслуживание, сервисная деятельность.

В первом случае достаточно просто осмотреть аккумулятор, проверить целостность корпуса, убедиться в отсутствии трещин, признаков протечки, окисления контактов и т.д.

Затем проводится более серьезная работа.

Правильная диагностика автомобильного аккумулятора включает в себя следующие действия

  • проверка напряжения в условиях разомкнутой цепи, т.е. когда аккумулятор не подключен к автомобилю;
  • оценка рабочих параметров при запуске двигателя;
  • проверка уровня и состояния электролита.

Все эти процедуры, включая визуальную проверку, следует выполнять регулярно, не дожидаясь очевидных проблем с батареей.

Опытные автомобилисты советуют сочетать диагностику аккумулятора с проверкой уровня масла, омывающей жидкости, давления в шинах и т.д. То есть, это должно стать привычкой владельца автомобиля.

Установка аккумулятора в автомобиль

Что касается технического обслуживания или сервисной деятельности, то к ним относятся:

  • периодическая внеплановая зарядка от внешнего устройства;
  • проверка и замена плотности электролита;
  • тестирование с помощью нагрузочной вилки;
  • испытания на утечку тока;
  • предотвращение сульфатации.

Для самостоятельного проведения ремонтных работ вам необходим необходимый набор инструментов и материалов.

Основными компонентами являются:

  • мультиметр;
  • нагрузка на штекер;
  • гидрометр;
  • ОКРУГ КОЛУМБИЯ;
  • электролит;
  • дистиллированная вода.

Помимо ареометра, для проверки плотности необходимы колба и прозрачная стеклянная или пластиковая трубка. Такое оборудование можно приобрести в виде комплекта.

Источники

  • https://Acums.ru/akkumulyatory/avtomobilnye/kak-pravilno-obsluzhivat-svoimi-rukami
  • https://ProAkkym.ru/avto/obsluzhit-neobsluzhivaemyj-akkumuljator
  • https://akbzona.ru/stati/obsluzhivanie-akkumulyatora-avtomobilya-svoimi-rukami
  • https://akbinfo.ru/stati/obsluzhivanie-avtomobilnyh-akkumuljatorov.html
  • https://avtozam.com/elektronika/akb/obsluzhivanie-akkumulyatora-svoimi-rukami/
  • https://probatareiki.ru/akkumulyatory/obsluzhivanie-akkumulyatora-avtomobilya-svoimi-rukami
  • https://iga-motor.ru/nasha-mashina/kak-pravilno-obsluzhivat-avtomobilnyj-akkumulyator.html
  • https://HyperAuto.ru/articles/poleznaya-informaciya/kak-pravilno-obsluzhivat-akkumulyator-dlya-avtomobilya/
  • https://AutoTopik.ru/sovet/1679-obsluzhivanie-akkumuljatora.html
  • https://carbatt.ru/obsluzhivanie-sovremennogo-avtomobilnogo-akkumulyatora
  • https://gp-prsmah.ru/avtokopilka/kak-pravilno-obsluzhivat-akkumulyator-avtomobilya.html
  • https://auto-gl.ru/sovety-masterov-kak-pravil-no-obsluzhit-neobsluzhivaemyy-akkumulyator/
  • https://3batareiki.ru/akkumulyatory/avtomobilnye-akkumulyatory/kak-obsluzhivat-akkumulyator-avtomobilya-samostoyatelno
  • https://rulikoleso.ru/interesnoe-na-jrepair-ru/agregats/obsluzhivanie-akkumulyatora-avtomobilya-svoimi-rukami
  • https://akki-carsh.ru/dvigatel/kak-pravilno-obsluzhivat-akkumulyator.html
  • https://akbvavto.ru/maintenance/kak-obsluzhivat-avtomobilnye-akkumulyatory.html
  • https://ProAutoMarki.ru/kak-obsluzivat-akkumulator-avtomobila/

Оцените статью
Добавить комментарий