Можно ли заряжать аккумулятор на машине не снимая клеммы?

Когда может понадобиться заряжать АКБ, не снимая клеммы

Необходимость подзарядки аккумулятора еще в автомобиле может возникнуть в автомобилях, оснащенных энергозависимыми электронными компонентами. Отключение питания приведет к сбросу или активации защитной блокировки.

После перезарядки с использованием стандартных методов пользователь должен заново настроить оборудование и снять защитную функцию, введя цифровые коды. Эта функция безопасности используется на автомобилях Renault или Nissan. Информация, хранящаяся в памяти бортового компьютера (расход топлива и суточный пробег), обнуляется.

Если автомобиль оборудован дополнительными динамиками, то после восстановления питания необходимо будет заново настроить параметры. Некоторые компоненты невозможно отрегулировать самостоятельно, владелец должен отвезти свой автомобиль в сервисный центр.

При неосторожном выключении или включении питания скачок напряжения может повредить программу управления в контроллере двигателя. Для ремонта требуется промывка устройства или замена защитных компонентов.

Что происходит при зарядке аккумулятора с присоединенными клеммами?

Давайте разделим автомобили на старый тип с карбюраторами и новый тип с инжекторами. Первый тип вообще не имеет электронного модуля управления, поэтому он не может перегореть на них. Зажигание регулируется механическими системами, которые невосприимчивы к изменениям напряжения и получают питание только при включенном зажигании. 

Генератор переменного тока в этих автомобилях подает напряжение через реле-регулятор, которое предотвращает перезарядку аккумулятора и регулирует напряжение и ток. Когда автомобиль выключен, регулятор и реле стартера включаются, когда клеммы вставлены в цепь, и подключение к зарядному устройству не влияет на это, поскольку оно выдает не более 15 В. На более поздних генераторах регулятор установлен непосредственно в корпусе, на задней крышке. Многие из них регулируют только напряжение.

Читайте по теме:  Зарядка гелевой батареи: как это сделать?

На автомобилях с системой впрыска к стандартной системе добавляется электронный блок управления (ЭБУ), но все принципы работы остаются прежними. Он контролирует процесс зарядки аккумулятора с помощью датчика, установленного в регуляторе генератора. Если напряжение падает ниже номинального, на приборной панели загорается предупреждающая лампочка. Когда автомобиль выключен, датчик неисправен, т.е. через него не течет ток, и ЭБУ отключается от цепи, по которой течет зарядный ток.

Поэтому если вы подключаете зарядное устройство к автомобилю с инжекторами при выключенном двигателе, нагрузка на компоненты его электрической системы отсутствует, поэтому они даже теоретически не могут перегореть. 

Многие современные марки автомобилей класса люкс имеют несколько ЭБУ, поэтому аккумулятор спрятан в них, чтобы при отсоединении он не вышел из строя, восстановить который может только дилер. Это еще одно доказательство того, что они предназначены для зарядки без снятия клемм.

Снимать или не снимать клеммы?

При подключении внешнего источника питания существует риск превышения напряжения бортовой сети. Но электронные контроллеры рассчитаны на скачки напряжения до 15,7 В, что ниже параметров внешнего зарядного устройства.

Скачки тока

Многие внешние устройства оснащены низкокачественными регуляторами напряжения, которые допускают пиковые скачки до 17,5-18 В. Перед переключением проверьте максимальное напряжение в зарядной цепи с помощью контрольно-измерительного инструмента.

Если в автомобиле используется кальциевая батарея ранней модели, для регенерации используются скачки напряжения до 16-17 В. При более высоких настройках есть риск повреждения электронных компонентов автомобиля, рассчитанных на напряжение 14,5 В.

Однако современные кальциевые блоки питания оснащены пластинами из свинцово-кальциевого сплава и дополнительными компонентами, которые позволяют снизить напряжение до стандартного значения.

Если вы используете внешнее устройство, обратите внимание, что некоторые изделия оснащены предохранителями, предотвращающими повышение выходного напряжения. Но некоторые модификации не имеют предохранителей; поведение такого оборудования в момент отказа непредсказуемо.

Поскольку регенерация аккумулятора происходит без присутствия владельца, рекомендуется отключить аккумулятор от бортовой сети.

Источник питания 12 В, временно подключенный к клеммам жгута проводов, используется для поддержания настроек электронных блоков. Блок подключается к кузову автомобиля и положительному полюсу с помощью проводов, снабженных зажимами.

12-вольтовый источник питания
К клеммам жгута проводов подключается 12-вольтовый источник питания для поддержания настроек электронных блоков

Затем основной аккумулятор отсоединяется и снимается с автомобиля. Резервная батарея должна иметь достаточную емкость для зарядки электронных систем автомобиля в течение 10-12 часов (это среднее время зарядки свинцово-кислотной батареи).

Если карбюратор

При использовании системы питания на базе карбюратора вопрос о том, нужно ли снимать клеммы аккумулятора с контактных штырей аккумулятора, не возникает.

В автомобилях российского производства используется единый электронный блок, регулирующий напряжение в цепи генератора переменного тока.

Подключение внешнего зарядного устройства не оказывает негативного влияния на устройство, которое реагирует только на исходящее напряжение питания. Электронный замок зажигания также не реагирует на подключение внешнего зарядного устройства.

В некоторых импортных автомобилях используются карбюраторы с электронным контроллером, который регулирует состав топливной смеси на основе сигналов от каталитического нейтрализатора.

Карбюратор с электронным блоком управления
Электронный карбюратор с электронным контроллером

Поскольку эти автомобили были выпущены во второй половине 1990-х годов, владельцы удалили электронику и установили механические карбюраторы отечественного производства. Если электроника сохранена, зарядку следует проводить аналогично автомобилям, оснащенным двигателями с впрыском топлива.

Если инжектор

Двигатели с распределенным впрыском оснащены микропроцессорным блоком, который регулирует состав топливной смеси в зависимости от условий движения и информации, полученной от различных датчиков.

В конструкции генератора сохранен выпрямительный блок с регулятором напряжения, который обладает высокой точностью регулирования бортового напряжения. Электронный контроллер предназначен для отключения питания в случае повышения напряжения, но полностью полагаться на предохранитель не следует.

При использовании зарядного устройства существует риск скачков напряжения в цепи, поэтому нелишним будет отключить аккумулятор от бортовой сети автомобиля.

Некоторые производители автомобилей не рекомендуют снимать аккумулятор с автомобиля — эта информация указана в заводской документации. В этом случае заряжайте его в автомобиле в соответствии с руководством пользователя.

Дизельный двигатель

Этот тип двигателя также позволяет заряжать аккумулятор автомобиля при выключенном двигателе. Стабильность его работы обеспечивается множеством систем блокировки, которые работают под управлением электронного блока. Поэтому существует вероятность возгорания оборудования в автомобиле. На практике, однако, о таких случаях не сообщалось.

На запущенном двигателе

Запуск трансмиссии

После запуска силового агрегата генератор начинает заряжать аккумулятор и подавать энергию в бортовую электросистему автомобиля. Подача дополнительного напряжения от зарядного устройства чревата повреждением регулятора на генераторе и регулятора, установленного в зарядном устройстве.

Электронный блок управления двигателем не будет поврежден, но зарядка аккумулятора от внешнего устройства при работающем двигателе не допускается.

Если грязные клеммы, и есть окислы

Перед зарядкой аккумулятора в автомобиле необходимо оценить состояние контактных элементов, которые покрыты оксидным слоем. Материал имеет пониженную электропроводность, и при установке клемм аккумулятор не заряжается должным образом.

Наличие отложений дорожной химии или электролита еще больше ухудшает условия регенерации батареи. Перед зарядкой аккумулятора удалите с поверхности клемм все посторонние отложения.

Загрязненные клеммы, окисление.
Сильное окисление клемм аккумулятора

Способы защиты свинцовых клемм и постов аккумулятора

  • очистка с помощью абразивных материалов;
  • с использованием средства для защиты поверхности;
  • протирание поверхности для удаления следов влаги и химических веществ.

Особенности зарядки без снятия клемм

Основные требования для зарядки аккумулятора без снятия его с автомобиля:

  1. Подключите зарядную станцию автомобиля к сети переменного тока после соединения клемм и контактов аккумулятора. После восстановления уровня заряда батареи отсоедините клеммы, а затем выньте зарядную вилку из розетки. Эта процедура снижает вероятность скачка напряжения в бортовой электросистеме, который может привести к повреждению электронных компонентов.
  2. При подключении аккумулятора, не снимая его с машины, сначала подключается положительный кабель, а затем отрицательный. Во время переключения не должно быть короткого замыкания, которое может повредить детали автомобиля и зарядной станции.
  3. Кабели, соединяющие зарядный блок с батареей, не должны иметь повреждений изоляционного слоя. Рекомендуется прокладывать кабели в отдельных прочных гофрированных шлангах. Кабели должны быть проложены вдали от частей выхлопной системы и вентилятора охлаждения двигателя (устройство может запуститься без ключа зажигания).
  4. Во время зарядки не рекомендуется подключать какие-либо энергопотребляющие устройства или поворачивать ключ зажигания.
  5. При зарядке свинцово-кислотных батарей образуются взрывоопасные газы. Батареи с концентрированным электролитом характеризуются пониженным газовыделением. Однако во время зарядки необходимо проветривать моторный отсек и помещение, в котором установлен автомобиль. Если блок питания имеет вентиляционные крышки, ячейки откручиваются. Одновременно проверяется уровень электролита в банках.
  6. При зарядке в зимнее время рекомендуется использовать отапливаемый гараж. Подключение зарядного устройства к аккумулятору с отрицательной температурой увеличит время регенерации.

Как правильно зарядить АКБ без снятия с машины

На практике многие начинающие водители не знают, как решить аварийную проблему. На самом деле, это не так сложно, главное — следовать конкретным инструкциям, не забывая об общих мерах предосторожности.

Фольксваген

В качестве яркого примера можно привести алгоритм действий для такого популярного автомобильного бренда, как Volkswagen. Он состоит из следующих этапов:

  1. Прежде всего, выполните парное соединение между проводами зарядного устройства и клеммами аккумулятора (плюс к плюсу, минус к минусу).
  2. При необходимости можно даже не снимать крышку аккумулятора, в этом случае вещества, выделяемые в процессе зарядки, будут выходить через вентиляционные отверстия в самой крышке.
  3. Если в течение двух часов плотность кислоты не увеличивается, аккумулятор полностью заряжен.

В дополнение к мерам предосторожности, на начальном этапе зарядный ток не должен превышать 10% от общей емкости батареи.

Затем он должен автоматически уменьшаться.

Рено

Практически идентичные действия рекомендуются для зарядки без снятия аккумулятора на моделях Renault, хотя опытные водители все же рекомендуют ограничиться одной плюсовой клеммой и снять минусовую клемму. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы зарядные клеммы не соприкасались с кузовом автомобиля.

Пежо 308

Этот малоемкий французский автомобиль можно легко зарядить, не снимая аккумулятор, что еще полезнее для самого автомобиля, если учесть испарение электролита при зарядке в снятом состоянии. Необходимо соблюдать порядок подключения, чтобы избежать перегорания предохранителей в используемом зарядном устройстве.

Напряжение в этом случае должно составлять 14-16 В при постоянном токе с начальным значением 25-30 А. По мере заряда батареи этот показатель будет постепенно уменьшаться, и если вам приходится работать с бустерами, все эти значения довольно легко контролировать.

Форд Куга

Аккумулятор американского кроссовера также заряжается двумя способами: с разборкой и без разборки. В этом случае максимальный уровень напряжения не превышает 15,5 В, так как все, что выше, уже опасно для автомобиля. Кроме того, существует ряд других условий, которые должны быть выполнены. Среди них:

  1. Подключение к электросети возможно только после подключения зарядного устройства к аккумулятору. Отключение происходит в том же порядке — сначала зарядка от сети, а затем от аккумулятора.
  2. Во время зарядки нельзя запускать двигатель и другие приводные устройства.
  3. Сначала подключается плюсовая сторона, а затем минусовая. Отсоединяйте в обратном порядке — сначала минус, а затем плюс.

Также не стоит забывать о специальных устройствах, позволяющих получать наиболее точную информацию об исправности и состоянии батареи, ведь не исключено, что устройство просто отжило свой срок и нуждается в замене.

Опасно ли заряжать АКБ, подключенный к автомобилю

Этот вопрос был риторическим для автомобилей с карбюраторами. Ведь они не были оснащены никакой электроникой, поэтому бортовая сеть оставалась без питания при выключении зажигания. Следовательно, не возникало вопроса о том, можно ли отсоединять аккумулятор автомобиля для зарядки или он может оставаться подключенным.

Современные «навороченные» автомобили имеют столько же электроники, сколько космический корабль. «Знатоки» утверждают, что существует риск повреждения сверхчувствительных схем при подключении зарядного устройства к бортовой сети, так как на них будет подаваться напряжение выше номинальных 12 вольт.

В этом утверждении есть доля правды — для полной зарядки аккумулятора действительно требуется напряжение около 14,5 В. Но в действительности зарядка происходит и во время работы систем автомобиля через генератор переменного тока, и ничего не выходит из строя.

Еще один нюанс заключается в том, что при правильном подключении электроника обесточивается при выключении зажигания. Это не относится к устройствам в режиме ожидания. И еще: по словам производителей электроники, последняя не выйдет из строя от воздействия напряжения выше оптимального значения — в разумных пределах, конечно.

Источники

  • https://3batareiki.ru/akkumulyatory/avtomobilnye-akkumulyatory/kogda-mozhno-zaryazhat-akb-ne-snimaya-klemm-s-avtomobilya
  • https://drajver.ru/dvigatelej/zaryadka-akb-na-avtomobile-ne-snimaya-klemmy.html
  • https://minitraktor34.ru/avto-lada-drugoe/kak-zaryadit-akkumulyator-ne-snimaya.html
  • https://avtoshark.com/article/repairs/engine-repairs/mozhno-li-zaryazhat-akkumulyator-ne-snimaya-s-mashiny/
  • https://akbinfo.ru/zaryadka/zarjadka-akkumuljatora-avtomobilja-ne-snimaja-s-mashiny.html
  • https://topmekhanik.ru/kak-zaryadit-akkumulyator-bez-snyatiya-s-mashiny/
  • https://FordProf.ru/poleznoe/zaryadka-akkumulyatora-ne-snimaya-s-avtomobilya.html
  • https://IstochnikiPitaniy.ru/stati/zaryazhat-akkumulyator-avtomobilya-ne-snimaya-klemmy.html
  • https://www.autosaratov.ru/zaryadka-akkumulyatora-ne-snimaya/
  • https://BatteryZone.ru/accumulator/mozhno-li-zarjazhat-akkumuljator-na-mashine-ne-snimaja-klemmy
  • https://AutoClub174.ru/lada-drugoe/kak-zaryadit-akkumulyator-ne-snimaya-klemmy-2.html
  • https://Acums.ru/akkumulyatory/avtomobilnye/mozhno-li-zaryazhat-ne-snimaya-klemmy-s-mashiny
  • https://ilifia-club.ru/sovety/zaryadit-akkumulyator-avtomobilya-ne-snimaya-s-mashiny.html
  • https://akb-sales.ru/zaryadka/zaryadka-akb-ne-snimaya-s-mashiny.html
  • https://carbatt.ru/mozhno-li-podzaryazhat-avtomobilnyy-akkumulyator-ne-snimaya-klemmy

Оцените статью
Добавить комментарий