Как правильно зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля: инструкция

Что представляет собой необслуживаемый аккумулятор

Как следует из названия, необслуживаемая батарея не требует контроля уровня электролита и периодической доливки. Проще говоря, водитель получает полностью автономный продукт, который не требует никаких работ для полного функционирования. Звучит неплохо, но давайте разберемся.


Необслуживаемые батареи полностью герметичны

Различают несколько типов батарей:

  • батареи, имеющие стандартный жидкий электролит, с запаянными или полностью отсутствующими пробками на корпусе для дистиллированной воды;
  • гелевый аккумулятор. Отличается содержанием порошка на основе оксида кремния. Сам электролит пропитывается до образования белого цвета и только после этого помещается внутрь;
  • полипропиленовые изделия, которые насыщены жидким электролитом.

Стоит сказать, что первыми представителями необслуживаемых батарей были свинцово-кальциевые модели. Они могут работать без воды до полутора-двух лет. Но батареи не были столь популярны, поскольку быстро устаревали.

Важная информация

Не рекомендуется заряжать необслуживаемую батарею обычным зарядным устройством, хотя это возможно.

Для этого желательно использовать автоматическое зарядное устройство. Почему бы и нет?

Это проще и безопаснее. Зарядное устройство установит правильные параметры зарядки.

Это не только значительно облегчит зарядку беспилотной батареи, но и увеличит скорость ее заряда.

Давайте рассмотрим пример.

Возьмем аккумулятор Bosch S4 026 70Ah 0092S40260, емкость которого составляет 72Ah, рабочее напряжение 12В и пусковой ток 680А.

Устройство имеет обратную полярность и европейский тип клемм.

Если напряжение зарядки установлено на 14,5 В, Bosch S4 026 зарядится примерно на 80% за один день.

Если клеммы зарядного устройства установлены на 15 В, наша модель будет заряжена примерно на 90% за то же время.

Если он составляет 16 — 16,4 В, то через 24 часа батарея будет заряжена на 97%.

В любом случае, значение тока не должно превышать 7,2, или 1/10 емкости.

Это означает, что при использовании современных зарядных устройств с максимальным напряжением заряда 14,5 В или менее необслуживаемая батарея может быть заряжена до 97% емкости более чем за один день.

Это при условии, что батарея частично разряжена. Если аккумулятор полностью разряжен, то для его перезарядки может потребоваться до 72 часов.

Следует также помнить, что на начальном этапе зарядки ток может достигать 50 А.

Поэтому рекомендуется использовать зарядные устройства, системы которых ограничивают зарядный ток двадцатью пятью амперами.

Как рассчитать время заряда

Чтобы рассчитать точное время зарядки необслуживаемой батареи, необходимо знать степень ее разряда.  Может оказаться полезным рассчитать мощность.

Например, общеизвестно, что напряжение полностью заряженной батареи составляет 12,6-12,7 вольт. Разряженный элемент будет иметь напряжение 11,6-11,7 вольт. Любой аккумулятор можно разрядить еще ниже, примерно до 10-11 В, но это будет глубокий разряд, что нежелательно для любого типа аккумулятора, но особенно для необслуживаемого.

Грубо говоря, разница между напряжением заряженного и разряженного аккумулятора составляет 1 В. Это будет общая величина разряда, или 100%. Соответственно, 0,1 В составляет 10% от общего разряда. 50% разряда составляет 12,1 — 12,2 В.

Теперь необходимо включить в расчет емкость. Именно его значение определяет время зарядки необслуживаемой батареи. Например, при емкости 60A*ч, разряд на 50% означает потерю 30A. Чтобы восполнить потраченную энергию, необходимо подать определенное количество тока для подзарядки аккумулятора. Важно понимать, что применение тока, равного полной потере емкости, может повредить или полностью разрушить батарею.

Рекомендуется заряжать необслуживаемую батарею током, равным 10% от ее емкости. Например, при емкости 60А*ч ток зарядки составит 6А. Чтобы восполнить потерянные 30 А, батарею необходимо заряжать не менее 5 часов.

Достаточно простые расчеты могут быть применены к любой батарее. Важно правильно рассчитать скорость разряда батареи, чтобы обеспечить правильную зарядку автомобильной батареи.

Как правильно заряжать

Нужна ли необслуживаемым батареям периодическая зарядка, если да, то можно ли это делать в домашних условиях? Как и обычная батарея, необслуживаемая батарея также требует зарядки и должна периодически подзаряжаться. Поскольку невозможно измерить плотность полностью герметичной батареи, необходимость зарядки определяется путем измерения напряжения на клеммах. Значение ниже 12,3-12,4 вольт на клеммах незаряженной батареи указывает на необходимость ее подзарядки.

Сделать это будет несложно, но есть некоторые особенности, на которые следует обратить внимание, поскольку в противном случае необслуживаемый источник питания будет быстро поврежден. Прежде всего, помните, что все необслуживаемые батареи боятся перезаряда, который вызывает кипение электролита с сильным газовыделением.

Образующиеся газы не успевают рекомбинировать и удаляются из банок с помощью выпускных клапанов. В результате снижается уровень электролита. Если не удается пополнить необслуживаемые банки потерянной водой, блок питания следует выбросить. То же самое происходит при зарядке слишком высоким током.

Аварийные вентиляционные клапаны этой батареи, очевидно, не справились с повышенным газовыделением.

Кроме того, чрезмерная зарядка разрушает пластины и приводит к тому, что они крошатся и рассыпаются. В гелевых аккумуляторах, кроме того, деградирует и сам гелевый электролит. Во время зарядки аккумулятор сильно нагревается и, как отмечалось выше, закипает. В результате кипения образуются газообразные кислород и водород в идеальной пропорции, которые могут взорваться. Малейшая искра может привести к беде. И, конечно, повышенное газовыделение может деформировать корпус и сами пластины — от внутренних трещин или короткого замыкания до разрыва корпуса.

Поэтому при зарядке обращайте внимание на зарядный ток, контролируйте напряжение на клеммах, которое не должно превышать значения, указанного производителем. Обычно этот показатель составляет от 14,5 до 14,9 В для гелевых батарей и от 14,2 до 14,9 В для AGM и мокрых батарей.  Измерения проводятся при подключенном зарядном устройстве — как только напряжение достигает заданного значения, зарядка прерывается.

Важно!!! Как видите, процесс зарядки не очень сложный, но достаточно трудоемкий. Малейшее нарушение этих правил приведет к выходу из строя источника питания.

Какое зарядное устройство можно использовать для зарядки необслуживаемых батарей? В сети циркулирует мнение, что для этих целей нужны только специальные зарядные устройства, но не зарядные устройства для необслуживаемых свинцово-кислотных батарей. Так ли это? Абсолютно нет.

Да, процесс зарядки от специальных зарядных устройств намного проще, с ним может справиться практически любой, без риска «убить» батарею. Подключил, подождал и готово. Именно этим гордятся производители зарядных устройств, распространяя слухи о том, что зарядить необслуживаемый аккумулятор невозможно без их продукции, которая, кстати, стоит немало.

Все возможно, потому что все, что вам нужно сделать, это контролировать ток и напряжение для правильной зарядки. Это можно сделать даже с помощью обычного зарядного устройства, которое позволяет регулировать ток и напряжение. Если устройство не оборудовано измерительными приборами, ничто не мешает вам использовать для этой цели внешние вольтметр и амперметр или универсальный мультиметр.

Однако прежде чем начать, давайте определим рекомендуемые производителем токи и напряжения для нашей батареи. Эти значения всегда включены в сопроводительную документацию и часто напечатаны непосредственно на батарее.

Нас интересуют значения «Потребление цикла» и «Начальный ток». Аккумулятор, изображенный на фото выше, может быть заряжен максимальным током 22,5 А до напряжения 14,5-14,9 В при подключенном зарядном устройстве. Обратите внимание, что значение «Начальный ток» — это максимально допустимое, а не оптимальное значение.

Важно: если мы не смогли определить эти значения, заряжаем током 0,1 C (C равен амперной емкости батареи) до напряжения 14,2 В.

Теперь давайте подробнее рассмотрим процесс зарядки с помощью обычных зарядных устройств с различными функциями.

Со стабилизацией напряжения

Измерьте напряжение на клеммах аккумулятора без нагрузки. Установите то же самое на зарядном устройстве. Если у вас нет под рукой вольтметра, мы рекомендуем обеспечить напряжение около 12 вольт на зарядном устройстве. Подключите зарядное устройство к аккумулятору, соблюдая полярность. Увеличивайте напряжение до тех пор, пока ток зарядки не достигнет половины значения «Начальный ток» или, если этот параметр неизвестен, значения 0,1С.

Во время зарядки ток будет уменьшаться. Постепенно увеличивайте напряжение до достижения значения «Использование цикла», следя за тем, чтобы ток не превышал первоначально установленного значения. После того, как напряжение стабилизации будет доведено до значения «Cycle use», просто подождите, пока ток зарядки не снизится до 200 мА, что свидетельствует об окончании зарядки.

Со стабилизацией тока

Установите регулятор тока стабилизации на ноль. Подключите зарядное устройство и постепенно увеличивайте зарядный ток до половины «Начального тока» или, если этот параметр неизвестен, до 0,1 C.

Постоянно проверяйте напряжение на клеммах. При достижении значения «Цикл использования» или 14,2 В, если этот параметр неизвестен, немедленно прекратите зарядку.

Экспертное мнениеАлекси БартошСпециалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники. Задать вопрос Особенность работы с таким зарядным устройством заключается в том, что если вы не прервете заряд, то гарантированно перезарядите и уничтожите аккумулятор. Поэтому необходимо очень внимательно и постоянно следить за уровнем напряжения.

Со стабилизацией тока и напряжения

Установите значение регулирования напряжения на «Циклическое использование» или 14,2 В, если этот параметр неизвестен. Установите стабилизацию тока на половину значения параметра «Начальный ток» или, если этот параметр неизвестен, на 0,1 C. Подождите, пока ток зарядки не снизится до 200 мА. Зарядка завершена.

Без стабилизации

Работа практически ничем не отличается от зарядки с помощью зарядного устройства с контролем напряжения. Единственное существенное отличие заключается в том, что после завершения зарядки (напряжение на клеммах равно ‘Cycle use’, или 14,2 В, если этот параметр неизвестен, ток равен 200 мА), батарею необходимо немедленно разрядить, чтобы избежать перезаряда.

Нюансы при зарядке необслуживаемого аккумулятора автомобиля

При восстановлении емкости источников питания Varta или любых других необслуживаемых батарей необходимо учитывать следующие моменты:

  1. Невозможно измерить плотность электролита в батарее.
  2. Герметичный корпус предотвращает зарядку аккумулятора высоким током.
  3. Зарядите аккумулятор, положив его на ровную поверхность. Это помогает предотвратить опрокидывание корпуса во время лечения.
  4. Измерьте остаточное напряжение перед подачей тока. Зарядите потерявшую заряд батарею стабильным напряжением. Отрегулируйте ток, подаваемый на зарядное устройство. Напряжение, подаваемое на клеммы, должно составлять от 14 до 14,5 вольт. Рекомендуемый пусковой ток составляет 2A.
  5. Если используются неавтоматические зарядные устройства, процесс зарядки должен контролироваться. Если мощность зарядки падает ниже 0,2A, отключите устройство.
  6. Не используйте ток более 15 A. Не допускайте повышения напряжения до 15,5 В.
  7. Заряжайте глубоко разряженный аккумулятор не менее 24 часов.
  8. Не допускайте длительного кипения электролита. Выброс большого количества газа может привести к взрыву или пожару. При возникновении кипения немедленно прекратите зарядку. Нельзя заливать необслуживаемые батареи водой.
  9. Перед зарядкой аккумулятор должен быть демонтирован. Пользователь должен иметь доступ к источнику питания. Это позволяет быстро отсоединить источник питания. Если необходимо зарядить аккумулятор без демонтажа, необходимо отсоединить бортовую сеть от аккумулятора.
  10. Зарядка должна производиться в отапливаемом помещении. Не рекомендуется подключать зарядное устройство на улице.

Правильная зарядка аккумулятора
Проверьте параметры в процессе зарядки.

Отличия

Необслуживаемую автомобильную батарею можно заряжать так же, как и рабочую, но в процессе зарядки есть различия:

Узнай время зарядки своего аккумулятора

Емкость аккумулятора мАч Ток зарядки мАч Время зарядки (часы)

  • В обслуживаемом есть возможность проверить, сколько он зарядил. В анализируемом варианте такой возможности нет. Необходимо очень внимательно следить за напряжением и током батареи, а также за индикатором на самой батарее.
  • Корпус герметичен, и зарядка при высоких токах не допускается — требуется постоянное напряжение.

Аккумулятор BOSCH

Аккумуляторы Bosch

Разницы в использовании нет — все аккумуляторы время от времени нуждаются в зарядке. Особенно вредны короткие поездки зимой — при отрицательных температурах аккумулятору трудно запустить стартер, поэтому расход энергии выше, а при коротких поездках генератор не успевает компенсировать потребление энергии.

Решение проблем с автомобильным аккумулятором зимой заключается в том, чтобы следить за состоянием заряда аккумулятора — он должен быть на уровне 90-100%.

Рекомендации по подбору зарядного устройства

Поскольку необслуживаемые батареи имеют определенные характеристики, заряжать их традиционным зарядным устройством не рекомендуется. Существуют автоматические зарядные устройства специально для этого типа батарей.

Читайте также: Антишутинг для авто: как краска защищает пороги и ходовую часть автомобиля
Современные зарядные устройства предотвращают перезарядку

Использование специального устройства поможет избежать форс-мажорных ситуаций. При выборе конкретного устройства в первую очередь следует обратить внимание на то, поддерживает ли оно автоматически заданное напряжение. Автоматический контроль текущего значения также является хорошей идеей.

Интеллектуальное зарядное устройство также оснащено функцией определения переполюсовки, о чем интеллектуальное устройство уведомляет пользователя специальным сигналом.

Когда батарея полностью заряжена, интеллектуальное зарядное устройство отключается, чтобы предотвратить перезарядку.

В каких случаях появляется необходимость для зарядки

Все сервисные и необслуживаемые батареи работают по одному принципу: при запуске устройство передает энергию в систему зажигания, и стартер приводит двигатель в действие. Затем включается генератор переменного тока, который начинает вырабатывать электроэнергию — эта энергия заряжает аккумулятор. Он восстанавливает то, что было потеряно в процессе запуска. Зарядка всегда должна выполняться в нормальной фазе, чтобы обеспечить долговечность батареи.

Внимание: если необслуживаемый автомобильный аккумулятор многократно разряжается почти до нуля, т.е. используется в режиме глубокого разряда, устройство выйдет из строя.

Фактическое использование автомобиля далеко от идеальных условий, поэтому часто аккумуляторы не заряжаются до необходимых 100%. Недозарядка может произойти в следующих ситуациях:

  • Нечастые поездки или короткие расстояния недостаточны для того, чтобы генератор полностью зарядил необслуживаемую батарею автомобиля.
  • Когда наступает холодное время года, заряд аккумулятора уменьшается, и его не хватает для запуска стартера.
  • Напряжение на клеммах не является номинальным напряжением. Для нормальной зарядки необходимо напряжение 12,7 вольт, но если оно упало ниже этого значения, необходимо срочно долить напряжение.

Во всех этих случаях необходима зарядка с помощью специального зарядного устройства.

Техника безопасности и меры предосторожности

Зарядка необслуживаемого аккумулятора не является сложной процедурой, но она должна выполняться безопасно. При переноске батареи всегда существует риск уронить ее на твердую поверхность. Падение батареи может не только повредить внутренние пластины, но и привести к разгерметизации пластикового корпуса.

Внутри каждой банки находится не менее полулитра едкого вещества, которое может вызвать сильные ожоги при контакте с кожей. Раствор серной кислоты также может повредить другие металлические и неметаллические предметы.

Помимо аккуратной переноски изделия к месту зарядки и обратно, нельзя ронять на аккумулятор тяжелые предметы всех видов и металлические предметы, независимо от их веса.

В первом случае также возможен разрыв корпуса и вытекание электролита; во втором случае короткое замыкание с проводником низкого сопротивления может привести к возгоранию или даже взрыву батареи.

Перед зарядкой следует вытереть влагу и грязь с корпуса во избежание короткого замыкания, при необходимости очистить клеммы.

Источники

  • https://mycary.ru/how/explotation/neobsluzhivaemyj-akkumulyator-kak-zaryadit.html
  • https://IstochnikiPitaniy.ru/stati/zaryazhaem-neobsluzhivaemyj-akkumulyator.html
  • https://akb-sales.ru/zaryadka/kak_zaryazhat_neobsluzhivaemyi_akkumulyator.html
  • https://LivePosts.ru/articles/avto-at/remont/kak-pravilno-zaryadit-na-avtomobile-neobsluzhivaemyj-akkumulyator
  • https://BatteryZone.ru/accumulator/kak-zarjazhat-neobsluzhivaemyj-akkumuljator
  • https://AutoTopik.ru/sovet/892-kak-zaryadit-neobsluzhivaemyy-akkumulyator.html
  • https://Acums.ru/akkumulyatory/avtomobilnye/kak-zaryazhat-neobsluzhivaemiy
  • https://onlineelektrik.ru/eoborudovanie/blokpitaniya/kak-zaryazhat-neobsluzhivaemyj-akkumulyator-obychnym-zaryadnym-ustrojstvom.html
  • https://DriverTip.ru/osnovy/kak-zaryazhat-neobsluzhivaemyy-akkumulyator-avtomobilya.html
  • https://autobann.su/zaryadka-akkumulyatora-avto.html
  • https://3batareiki.ru/akkumulyatory/avtomobilnye-akkumulyatory/zaryadka-neobsluzhivaemogo-akkumulyatora
  • http://akkuminfo.ru/zaryadki/neobsluzhivaemyj-akkumulyator
  • https://akbvavto.ru/maintenance/kak-zaryazhat-neobsluzhivaemyy-akkumulyator.html
  • https://a6s.info/ru/elektrooborudovanie/95-zaryadka-neobsluzhivayemogo-akb
  • https://store.fubag.ru/tips/kak-zaryadit-neobsluzhivaemyy-akkumulyator-avtomobilya-voprosy-i-otvety/
  • https://instanko.ru/elektroinstrument/zaryadnoe-ustrojstvo-dlya-neobsluzhivaemogo-avtomobilnogo-akkumulyatora.html
  • https://auto-pos.ru/176-kak-zaryadit-neobsluzhivaemyj-akkumulyator-avtomobilya.html

Читайте по теме:  Вес аккумулятора: сколько весит автомобильный аккумулятор, таблица веса для разных типов
Оцените статью
Добавить комментарий