Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром

Какой инструмент подготовить для проверки

Основным инструментом для поиска утечек является амперметр. Хорошо использовать мультиметр с зажимом постоянного тока, с помощью которого можно проводить измерения, не отсоединяя провода. Кроме того, они полагаются на эффект Холла, который позволяет видеть направление тока, что может быть очень важно при поиске утечек.

Если у вас нет такого тестера, вы также можете использовать традиционный тестер в режиме амперметра, но и здесь вам понадобится инструмент для отсоединения и соединения проводов, и вся процедура займет гораздо больше времени.

Как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром: поясняем вопрос

Для современного автомобиля потребление тока даже при выключенном зажигании является нормальным. Однако если владелец автомобиля обнаруживает, что новая батарея разряжается уже через несколько дней, а иногда уже на следующее утро, ему рекомендуется измерить утечку тока мультиметром. Это позволит определить наличие проблемы, выявить и устранить ее причину.

Устранение

Первое, с чего следует начать поиск утечек, — это устройства, которые были подключены к цепи в течение относительно короткого времени. Например, если подключена система сигнализации или стереосистема, полностью отключите их, выдернув шнуры питания из розетки. После их отсоединения снова проверьте их мультиметром. Если проблема не обнаружена, продолжите поиск.

Читайте по теме:  Как избежать частой замены аккумулятора в автомобиле

Генератор и стартер

Это основные источники потребления напряжения. Это устройства, которые могут потреблять ток при отключенном зажигании.

  1. Чтобы проверить стартер, запустите двигатель или просто поверните кривошип механизма, сделав замер.
  2. Если проблема сохраняется, полностью отключите электропитание механизма.

В стартерах часто заклинивает или забито медной стружкой втягивающее реле. Прикосновение к одному контакту может значительно увеличить утечку, так как износ приходится на всю обмотку устройства. На старых моделях «Жигулей» это особенно заметно, так как «+» от аккумулятора напрямую подключен к стартеру.

Генератор переменного тока также имеет обмотку в виде провода. Поэтому он является коллектором с большим током. Чтобы проверить это, отсоедините все провода, не подключенные к корпусу устройства. Затем выполните проверку на герметичность.

Датчики

Различные типы датчиков проверяются мультиметром на наличие короткого замыкания с шасси. Перед этим испытанием следует поочередно отсоединить все клеммы датчика и снова измерить утечку. Если проблема исчезнет, это означает, что один из отключенных компонентов «закорочен» на шасси. Для выполнения этого теста переключите мультиметр в режим проверки звука. Измерить короткое замыкание очень просто:

  1. Красный тестовый щуп последовательно подключается к каждому контакту разъема.
  2. Черный щуп постоянно подключен к заземлению автомобиля.

О неисправности датчиков тестер сигнализирует отсутствием звукового сигнала. Если один из компонентов не прошел тест, его можно считать неисправным и заменить.

Утечки электроэнергии в старых или «аварийных» автомобилях можно обнаружить путем поиска обрыва в проводке. Эти зоны должны быть хорошо изолированы. Отсутствие изоляции приведет к короткому замыканию на раму. Также стоит проверить общую изоляцию жгута проводов. Трещины, следы ожогов и нагара должны быть устранены. Повреждения такого типа приводят к утечкам напряжения во влажную погоду. Их очень трудно обнаружить, если двигатель был предварительно прогрет.

Пошаговая инструкция по проверке и измерению тока утечки

Итак, давайте попробуем измерить ток утечки на вашем автомобиле. Для этого нам понадобится мультиметр (тестер), который может измерять постоянные токи до 2-3 А. Подойдет самая распространенная и недорогая китайская модель за 300 рублей.

Конечно, мы будем проводить измерения при выключенном зажигании и вынутом из замка ключе. Отсоединяем одну из клемм от клеммы на аккумуляторе. В Интернете идет бесконечная битва специалистов по программному обеспечению: одни говорят, что нужно отсоединять кабель только от отрицательной клеммы, другие — что только от положительной. Иначе «все пропало, гувернантка, клиент уходит, гипс отваливается». В действительности, любой человек, хоть немного знакомый с электротехникой, скажет вам, что нет абсолютно никакой разницы. Удобнее всего отщипывать кончик от терминала.

Установите мультиметр в режим измерения постоянного тока на максимальном пределе. В нашем случае (фото выше) это 10 А, но все зависит от типа устройства. Самое главное, чтобы он был не ниже 1-2 А. В противном случае велика вероятность повреждения мультиметра. Подключите один щуп измерительного прибора к клемме аккумулятора, а другой — к снятой клемме.

По мере подключения ток возрастает — бортовой компьютер инициализирует, подключая то или иное оборудование. В течение 10-20 секунд все успокоится, машина «заснет», и вы сможете определить ток утечки по показаниям амперметра.

Важно: На некоторых марках автомобилей при подключении аккумулятора ток может кратковременно превысить предел измерения мультиметра. Поэтому целесообразно снять клемму, поставить временную перемычку между клеммой и клеммой, подключить прибор и снять перемычку. Это защитит прибор от перегрузки.

Ток покоя слишком высок? Давайте попробуем найти проблему. Откройте блок предохранителей. Не отсоединяя амперметр, вытаскивайте предохранители по одному и проверяйте изменение тока. Нашли ли вы текущую линию потерь? Сначала проверьте предохранители и гнезда для ламп на линии повреждения.

Экспертное мнениеАлексей БартошРемонтный техник по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники. Задать вопрос Реальный случай из жизни: выход из строя штекера лампы багажника. В результате свет горел даже при закрытой крышке багажника. Визуально он не заметен (багажник закрыт), а потребление энергии происходит круглосуточно. Проверьте и проверьте потребителей, обслуживаемых этим предохранителем, отремонтируйте его.

Затем посмотрите на нестандартное оборудование. Его можно подключить любым способом, даже напрямую. Физически отключите все вспомогательные навигаторы, регистраторы, проигрыватели, внешние устройства питания гаджетов. Если ток утечки все еще слишком высок, стоит обратить внимание на проводку.

Допустимые нормы

Мы измерили утечку, но какой ток утечки в автомобиле можно считать нормальным? Потому что, как мы выяснили, он все еще присутствует. Многие узлы современного автомобиля потребляют энергию круглосуточно. Сколько должно быть? В зависимости от марки и модификации автомобиля допустимый ток утечки может значительно отличаться, но он не должен превышать 80 мА. Если ток, каким бы он ни был, не превышает этого значения, можно с уверенностью сказать, что ток утечки в норме и автомобиль не поврежден.

Проверка некоторых элементов сети

Если удаление предохранителей не выявило причину тока утечки, возможно, что потери находятся в компонентах, не соединенных предохранителями.

К таким компонентам относятся:

  1. Стартер;
  2. Альтернатор;
  3. Компоненты системы зажигания.

Чтобы выяснить, какой из них неисправен и является причиной потребления тока от батареи, необходимо внимательно осмотреть проводку к этим компонентам, а затем поочередно отсоединять от них провода, пока это действие не даст результат — потребление тока уменьшится до необходимых пределов.

Используя тот же мультиметр, можно сразу же проверить один из ключевых компонентов бортовой сети — генератор переменного тока.

Если он неисправен, он будет не только недозаряжать аккумулятор, но и потреблять ток во время стоянки.

Но проверка генератора потребует от вас использования мультиметра в режиме вольтметра с диапазоном измерения до 20 В.

Приложите щупы мультиметра к клеммам кабеля аккумулятора, чтобы проверить генератор.

После подключения на дисплее отобразится значение заряда батареи.

Затем запустите трансмиссию, установите среднюю скорость и включите ближний свет фар.

Затем проверьте показания вольтметра. Если генератор исправен, мультиметр должен показывать 13,5-14,5 вольт при данных условиях.

Если это значение меньше, необходимо более тщательно проверить генератор.

Также следует проверить потребляемый ток системы сигнализации.

Для этого необходимо поставить автомобиль на сигнализацию, затем сразу же проверить текущее потребление и записать значение.

Затем измерьте еще раз, но не раньше, чем через 5 минут. Это время, по истечении которого сигнализация переходит в режим ожидания.

В этом режиме он потребляет меньше тока, поэтому при измерении после 5 минут ожидания потребление тока должно уменьшиться.

Если утечка тока не уменьшилась, проверьте правильность подключения сигнализации.

Проверка утечки тока в авто амперметром

Проверка тока утечки автомобиля с помощью амперметра

При нормальной работе автомобиля бортовой источник питания потребляет не более 70 мА. Но эта цифра достигается не сразу. В начале (при подключении цепи, состоящей из амперметра и бортового источника питания) потребляемый ток составит 120-130 мА. Однако если показания мультиметра выше, значит, неисправность есть. В первую очередь следует проверить блок предохранителей. При проверке утечки тока в автомобиле с помощью мультиметра вынимайте предохранители по одному.

Отсоедините кабель от минусовой клеммы аккумулятора и подключите мультиметр. Не забывайте, что автомобиль должен быть выключен. На этом этапе мультиметр определит величину электрического тока, потребляемого автомобилем в выключенном состоянии.

При проверке тока утечки в автомобиле с помощью мультиметра выньте предохранитель и используйте контрольную лампу, чтобы определить, потребляет ли предохранитель ток, когда автомобиль не работает.

Когда автомобиль не оборудован сигнализацией, поворотниками и т.д., величина потребляемого тока не превысит 70-80 мА.

Симптомы неисправности

Потребляемый автомобилем ток можно определить в основном по состоянию заряда аккумулятора. При таком типе неисправности аккумулятор быстро разряжается, и стартер очень медленно запускает двигатель после ночи простоя. Это особенно заметно зимой, так как батарея теряет часть заряда из-за охлаждения и дополнительно из-за утечки напряжения.

Другими симптомами могут быть плохое освещение приборной панели, кнопки стереосистемы, неплотное запирание дверей, привязка сигнализации к другому устройству, которое ранее было отключено путем открытия зажигания.

При возникновении неисправности и появлении симптомов своевременно проверьте электрическую цепь на утечку тока.

Норма утечки тока в аккумуляторе автомобиля в режиме покоя

Прежде всего, утечка тока в батарее в состоянии покоя происходит внутри батареи. Это явление называется саморазряд, и нормальным считается ток, составляющий около 1% от емкости батареи — если батарея отключена. Другие нагрузки также будут потреблять энергию во время работы двигателя на холостом ходу, поэтому допустимо использовать от 4% до 5% емкости аккумулятора. Например, для батареи емкостью 55 Ач нормальным считается ток 0,270 А (270 мА). Нетрудно подсчитать, что при такой утечке аккумулятор будет полностью разряжен в течение 40-50 дней стоянки (если клемма аккумулятора не снята, в этом случае произойдет только саморазряд).

Утечка может увеличиться, если пространство под капотом загрязнено — грязь между клеммами может иметь низкую электропроводность и давать на несколько процентов больше паразитного тока. Следует понимать, что понятие нормальной утечки не прописано в технической документации и может быть различным для разных конфигураций электрических цепей. Главным критерием является то, что автомобиль должен быть способен завестись после нормальной продолжительности стоянки. Если автомобиль не будет использоваться в течение длительного времени, лучше снять аккумулятор или отсоединить одну из клемм.

Если автомобиль будет находиться на стоянке в течение длительного времени, лучше всего снять клемму аккумулятора.

Как еще найти утечку тока в автомобиле мультиметром: проверяем аккумулятор

Все, что вам нужно иметь под рукой, — это работающий мультиметр и гаечный ключ. Тестер должен быть способен тестировать токи не менее 3-5 А. Большинство современных цифровых мультиметров измеряют постоянный ток до 10 А, аналоговые — до 3 А.

Мультиметр прост в использовании, но рекомендуется обратиться к инструкции по эксплуатации вашей модели, так как показания и другие моменты могут отличаться.

Измеряем общий ток

Зажигание должно быть выключено. Прежде чем искать утечку, сделайте все так, как будто вы паркуете автомобиль:

  1. Выключите потребители: кондиционер, лампочки и т.д.
  2. Выключите зажигание.
  3. Активируйте систему безопасности, если таковая имеется.
  4. Хорошо закройте все двери, но оставьте открытой батарею. Рекомендуется оставить одно окно опущенным, на случай, если дверные замки случайно сработают из-за проверки батареи.

Как померить ток утечки мультиметром в автомобиле

  1. Настройте мультиметр: выберите функцию проверки постоянного тока и самый высокий предел измерения. Например, если ваш тестер имеет ток 10 А, это, скорее всего, будет максимальным значением, поэтому выберите это значение.
  2. Отсоедините клемму со знаком ‘-‘ от аккумулятора.
  3. Подключите плюсовой щуп тестера к снятой клемме.
  4. Подключите минусовой щуп (черный) к минусовой клемме батареи. Эффект такой, как показано на рисунке:

Если вы видите число со знаком минус, то у вас неправильная полярность, но само значение истинно. Вы можете просто поменять местами провода.

После подключения посмотрите на экран и обратите внимание на цифры.

Не подключайте тестер к ‘-‘ и ‘+’ на батарее, иначе произойдет короткое замыкание батареи. Ничего плохого для автомобиля, но мультиметр перестанет работать из-за перегоревшего предохранителя.

Используйте зажимы типа «крокодил», чтобы не держать клеммы тестера руками.

Помните, что после подключения измерителя не включайте бортовые устройства: потребляемый ими ток может превышать максимальный диапазон измерения мультиметра, он сгорит из-за такой нагрузки.

Вы можете проверить и снять плюсовую клемму аккумулятора автомобиля. Для измерения нет никакой разницы. Однако если проверка проводится через положительную клемму и во время измерения она оторвется и коснется корпуса, это будет очень плохо!

Предположим, что на дисплее мультиметра мы видим число 0,44A. Пересчитав это в миллиамперы, получим 440 мА. Это значение намного выше нормы, что плохо для аккумулятора, который будет быстро разряжаться, если автомобиль работает на холостом ходу.

Но измерение тока утечки с помощью мультиметра еще не завершено. Не удаляя ничего, не переключаясь, нужно подождать 5-10 минут. Это связано с тем, что не все интеллектуальные блоки оборудования автомобиля снижают потребление электроэнергии сразу после выключения зажигания. Если прошло около десяти минут, но утечка энергии не изменилась, проблема определенно существует, ищите причину.

Поэтапно отключаем потребители

Теперь пришло время узнать, как измерить утечку тока в автомобиле с помощью мультиметра, чтобы найти опасного потребителя или убедиться, что все в полном порядке?

Процесс в основном такой же. Режим измерения и диапазон на мультиметре остаются прежними, ничего менять не нужно! Подключение производится аналогичным образом, но теперь источник потребления должен быть отключен от бортовой сети. Другими словами, вы по очереди отсоединяете аномальное оборудование и смотрите на показания тестера: вынимаете все предохранители из генератора; если после удаления любого предохранителя цифра на дисплее мультиметра возвращается к норме, значит, вы нашли утечку. Теперь остается отремонтировать его, тщательно проверив каждый участок цепи: проводку, клеммы и т.д.

Если вы вынули все предохранители, а значение тестера не изменилось, необходимо проверить всю электропроводку: изоляцию, контакты и т.д. Проверьте генератор переменного тока и вспомогательные потребители, такие как сигнализация, музыкальные системы и т.д. Они часто являются причиной утечек.

Самое главное, не забывайте, что измерения необходимо проводить при выключенном двигателе!

Мы рекомендуем начинать поиск утечек с нестандартного оборудования. Это объясняется тем, что в автомобиле часто нет штатных мест для этого, в результате чего коллеги-самоучки прикручивают устройства в местах, которые им кажутся подходящими. И это имеет право на существование, потому что вы — начальник. Но иногда некоторые действия вызывают проблемы, в частности, утечки электроэнергии.

Дополнительные признаки

Если у вас нет под рукой мультиметра, вы можете визуально оценить наличие утечки электроэнергии в ночное время. Для этого выключите зажигание, выключите все электроприборы, откройте капот, закройте автомобиль, не ставя автосигнализацию на охрану.

Затем отсоедините положительную клемму аккумулятора и подождите пять минут. Затем подключите клемму аккумулятора. Если при подключении клеммы появляется большая искра, скорее всего, имеется утечка.

Примечание: всегда будет искра, так как при подключении клеммы может временно включаться дежурное освещение, сигнализация.

Этот тест может быть выполнен при наличии серьезных признаков утечки тока: разряд батареи после короткой стоянки. Считается критическим, если относительно свежий аккумулятор разряжается после недельной стоянки. Проверить это не всегда возможно, так как автомобиль находится в постоянной эксплуатации.

Другим признаком является наличие необычных шумов, потрескивания, жужжания, искрения в автомобиле после отключения электрической системы.

Наличие странного запаха с заметным дымом при посадке в автомобиль утром после стоянки является серьезным признаком неисправности. Если в автомобиле имеется большая утечка тока, согласно закону сохранения энергии, она может проявляться в виде механической, тепловой или световой энергии.

К сожалению, найти истинную причину с помощью этих методов практически невозможно. Помощь мультиметра необходима. Автомобильные электрики классифицируют определение причины и устранение утечки тока в автомобиле как комплексный ремонт.

Источники

  • https://TrueScooters.ru/tehservis/proverka-utechki-toka-v-avtomobile-multimetrom.html
  • https://osensorax.ru/remont/kak-proverit-utechku-toka-na-avtomobile-multimetrom
  • https://Zapitka.ru/pitanie/avtomobilya/kak-proverit-utechku-toka-multimetrom
  • https://Acums.ru/akkumulyatory/kak-proverit-utechku-toka-na-avtomobile-multimetrom
  • https://AutoTopik.ru/remont/971-utechka-toka-v-avtomobilyah.html
  • https://rad-star.ru/pressroom/articles/proverka-utechki-toka-v-avto/
  • https://warmsteel.ru/akb/akkumuljatory/avtomobilnye/kak-najti-utechku-toka-v-avtomobile/
  • https://www.zr.ru/content/articles/905818-kak-samomu-vyyavit-utechku-toka/
  • https://priorik.ru/lajfhak-kak-proverit-multimetrom-utechku-toka-v-avtomobile/
  • https://kvazar-ufa.com/articles/kak-naiti-utechku-toka-v-avtomobile/
  • http://KrutiMotor.ru/utechka-toka-v-avtomobile-kak-proverit-utechku-toka-multimetrom-svoimi-rukami/

Оцените статью
Добавить комментарий