Десульфатация автомобильной аккумуляторной батареи

Зарядное устройство с десульфатацией для автомобильного аккумулятора

Перед приобретением или изготовлением самодельной установки владелец должен понять, что такое десульфуризация и какие батареи поддерживают процедуру очистки пластин. Устройство обеспечивает разрушение пластины сульфата свинца путем попеременной зарядки и разрядки. Оборудование поддерживает регенерацию малосульфатных батарей, заполненных жидким электролитом.

Зарядное устройство AIDA-11
Зарядное устройство AIDA-11 выполняет десульфуризацию в дополнение к своим основным функциям.

Преимущества специального зарядного оборудования:

  • процесс восстановления не оказывает дополнительного негативного воздействия на текущий источник;
  • увеличение емкости и срока службы батареи;
  • высокая эффективность зарядных устройств ускоряет процесс и снижает потребление энергии;
  • процедура очистки происходит автоматически;
  • конструкция устройства включает в себя контрольное устройство, которое показывает степень восстановления батареи;
  • зарядное устройство оснащено переключателем, который позволяет использовать устройство для стандартной зарядки;
  • некоторые зарядные устройства могут заряжать щелочные или литиевые батареи.

Недостатки устройств:

  • более высокая стоимость;
  • длительное время восстановления батареи (до 3-5 дней);
  • отсутствие поддержки восстановления после глубокой разрядки и хранения как такового;
  • если устройство не оснащено выключателем, его не рекомендуется использовать для стандартной зарядки;
  • восстановление кальциевых батарей не поддерживается;
  • трудности при восстановлении рабочих параметров источников тока с концентрированным электролитом.

Десульфуризация свинцово-кислотных аккумуляторов
Десульфуризация свинцово-кислотного аккумулятора может занять несколько дней.

Вспомогательные методы выполнения десульфатации

Прежде чем рассматривать возможность проведения очистки пластин с помощью специальных выпрямителей, можно попробовать провести десульфуризацию «народными» методами. Однако они подходят не всем, поэтому пусть каждый владелец автомобиля сам решает, хочет ли он их использовать.

Физическая чистка

Можно даже провести десульфуризацию простой физической очисткой свинцовых пластин аккумулятора. В Интернете иногда можно найти рассказы «умельцев», которые вскрывают верхнюю часть корпуса аккумулятора, затем извлекают пластинчатые блоки, после чего последние разбираются и физически очищаются от отложений сульфата свинца. После очистки все снова собирается в корпус.

На самом деле это очень трудоемкий и рискованный процесс, поскольку всегда существует риск критического повреждения не только корпуса батареи, но и свинцовых пластин. Кроме того, электролит/кислота вредны для кожи и дыхательных путей человека, поэтому эта процедура также опасна.

Использование специального средства

Речь идет об известном продукте Trilon B. Это диатомовая соль этилендиаминтетрауксусной кислоты. Продается в виде белого порошка, его необходимо растворить при комнатной температуре из расчета 100 грамм продукта на литр воды. Его основная функция — растворять нерастворимые соли металлов, превращая их в жидкость. Растворенный Trilon B не следует хранить в металлических емкостях, так как он вступает с ними в химическую реакцию, вызывая их коррозию! Часто этот состав используется в качестве промывочной жидкости для системы охлаждения автомобиля.

На самом деле, отзывы, оставленные в Интернете различными автовладельцами, использовавшими Trilon B, весьма противоречивы. Некоторые из них определенно помогли с собственной десульфурацией, в то время как другие просто «закончили» батарею. Поэтому решение об использовании этого продукта полностью зависит от владельца автомобиля. Следует понимать, что такой очиститель поможет относительно молодой батарее, которая также имеет низкую степень сульфатации. Если аккумулятор старый и степень сульфатации значительна, лучше не рисковать и использовать специальные зарядные устройства для обновления аккумулятора.

Читайте по теме:  Аккумулятор на калину 55 или 60

Если вы решили использовать чистящее средство «Трилон Б», то алгоритм его применения будет следующим:

  • Заранее приготовьте раствор «Трилона В» в указанной выше пропорции.
  • Удалите весь старый электролит из всех банок аккумулятора.
  • Пока внутренняя поверхность банок не высохла, залейте во все банки вышеуказанный раствор. Закройте банки крышками.
  • Оставьте батарею на 45-60 минут. Это растворяет кристаллы сульфата свинца. Нередко этот процесс сопровождается кипением с выделением пара.
  • По истечении указанного времени слейте раствор из кувшинов аккумуляторов и промойте внутренние поверхности водой. Если возможно, несколько раз для закрепления результата.
  • Залейте электролит плотностью 1,27 г/см³ в банки аккумулятора.

После этих процедур (если вам повезет) работоспособность и емкость батареи будут восстановлены. Однако, если батарея сильно изношена, велика вероятность того, что под воздействием этого продукта разрушатся сами свинцовые пластины батареи. Если на дне банок имеются свободные частицы свинца, они могут вызвать короткое замыкание пластин аккумулятора во время процедуры промывки.

Десульфатация с помощью соды

Использование раствора пищевой соды также может избавить пластины от налета сульфата свинца, но эффективность этого метода, как известно, уступает Trilon. Перед десульфуризацией важно убедиться, что раствор приготовлен из «мягкой» воды, содержащей минимум солевых примесей, что очень важно. Сам алгоритм не отличается от описанного выше.

Десульфуризация

Распространенное мнение, что десульфуризацию можно проводить с помощью дистиллированной воды, не соответствует действительности — она химически инертна и может использоваться только для промывки батареи.

Процесс десульфатации аккумуляторной батареи зарядным устройством

Зарядное устройство с автоматическим устройством десульфурации подключается к клеммам аккумулятора. Затем владелец устанавливает необходимое напряжение и ток, а на корпусе имеется дополнительный переключатель режимов.

Процедура восстановления занимает от нескольких часов до 3-5 дней (в зависимости от мощности и состояния источника постоянного тока). При включении зарядного устройства активируется кратковременная зарядка аккумулятора. Затем включается блок разрядки, ток в цепи разрядки в 10 раз меньше, чем в цепи зарядки.

Эти действия повторяются последовательно до восстановления емкости батареи, в течение этого времени сульфат свинца разрушается, а поверхности пластин очищаются (при этом емкость восстанавливается). Десульфуризация аккумуляторных батарей разрешена в качестве профилактической меры.

Явные признаки, что батарее нужна помощь

Первым признаком образования зубного налета является снижение пропускной способности. Его нужно будет чаще подзаряжать, а процесс восполнения энергии будет занимать меньше времени. Если есть подозрение на сульфатацию, можно снять крышки с каждой банки и, светя фонариком, осмотреть бляшки. Визуально можно обнаружить беловатый нарост.

В случае необслуживаемых батарей (гелевых, кальциевых, AGM) этот метод неприменим — у них нет пробок и нет другого способа проверить пластины, не повредив структуру, поэтому эффект отложения кристаллов будет заметен только тогда, когда пластина начнет выходить на клеммах. Поэтому наличие сульфатного слоя можно оценить только косвенно по потере емкости.

Вопреки распространенному мифу, сульфатация происходит и в таких аккумуляторах, потому что по сути это обычные свинцово-кислотные батареи, только они имеют особую конструкцию, или электролит в них загущен специальными гелевыми добавками. Только в них этот процесс протекает медленнее (в том числе из-за меньшей склонности к саморазряду), но полностью не устраняется.

Заводские устройства для десульфатации АКБ

Auto Welle AW05-1208
Установка для десульфурации аккумуляторов Auto Welle AW05-1208.

На рынке представлены следующие зарядные устройства с функцией десульфуризации:

  1. Оборудование «Кедр Авто 10» российского производства, оснащено защитой от неправильного подключения. Устройство поддерживает режим начальной зарядки с током до 10 А, который затем автоматически снижается.
  2. Блок Auto Welle AW05-1208 (производство Китай), оснащенный 9-ступенчатым автоматическим регулятором тока. Устройство обеспечивает зарядку и десульфуризацию аккумуляторов емкостью до 160 А*ч. Он оснащен монохромным ЖК-дисплеем, на котором отображаются рабочие параметры.
  3. Battery Service Universal PL-C004P способен заряжать батареи 6 и 12 В. Имеется режим зарядки гелевым постоянным током.
  4. Hyundai HY 400, которое поддерживает зарядку аккумуляторов гелевого типа и источников тока AGM. Устройство имеет защиту от неправильного подключения, перегрева и короткого замыкания. Микропроцессор тестирует подключенный аккумулятор и автоматически устанавливает напряжение зарядки.
  5. Optimate 7 TM250 можно использовать в качестве временного источника питания при извлечении батареи (для поддержания настроек электронного блока). При установке источника питания анализируется состояние и результат отображается на цветном экране. Корпус устройства невосприимчив к влаге, что позволяет использовать оборудование на открытом воздухе.
  6. Компактный Deca STAR SM 150 оснащен набором индикаторных лампочек, которые показывают состояние заряда батареи. Предусмотрена защита от внешних перепадов напряжения переменного тока.
  7. Устройство T-1012AR для запуска привода автомобиля или мотоцикла. Устройство характеризуется использованием защитного металлического корпуса, трансформатор вентилируется. Режим сероочистки включается переключателем.
Читайте по теме:  Как зарядить мотоциклетный аккумулятор: правила и способы

Замена старого автомобильного аккумулятора
Для большинства водителей проще купить новый аккумулятор, чем проводить десульфурацию своими руками.

Десульфатация своими руками

Если образуется налет из сульфата свинца, у владельца есть 2 способа решения проблемы:

  • Приобретите новую батарею и утилизируйте старое изделие;
  • Очистите источник питания.

Удаление сульфата свинца происходит электрическим способом, аккумулятор подключается либо к специальному зарядному устройству, либо к источнику постоянного напряжения с более высокими рабочими параметрами.

Другой метод восстановления — использование реагентов, которые расщепляют чужеродные вещества посредством химических реакций. Химические методы обеспечивают временное восстановление работоспособности.

Как сделать мультизарядку

Многократный заряд относится к процессу многократного восстановления емкости с последующей разрядкой. Для генерации сигналов используются зарядные устройства с функцией десульфуризации (например, Vimpel 55) или стандартные устройства с дополнительной насадкой.

Зарядное устройство Вымпел-55
Вымпел-55 — это зарядное устройство для восстановления аккумуляторов.

Для повышения эффективности процедуры рекомендуется удалить из батареи старый электролит, промыть полости дистиллированной водой, а затем долить свежий раствор.

В основе домашнего блока лежат 2 реле (направленное и стандартное 5-контактное). Время переключения корректируется заменой конденсатора, установленного в реле индикатора.

Рекомендуется выбрать значение, обеспечивающее подачу тока и паузу в течение 14-16 секунд. Для разрядки используется электрическая лампа от задних габаритных огней. При этом чередуются зарядка и разрядка, что очищает пластины аккумулятора от сульфата свинца.

Обратная зарядка

Для обратной зарядки требуется источник постоянного тока, способный выдавать до 40-50 ампер при напряжении в диапазоне 15-20 В. В бытовых условиях используется сварочный трансформатор. Пробки вывинчиваются из корпуса батареи, и сборка устанавливается в вентилируемом помещении в защитном лотке. Предварительно батарея разряжается с помощью маломощной лампочки.

Источник питания подключен в обратной последовательности (положительный вывод подключен к отрицательной клемме, а кабель от отрицательного вывода подключен к положительной клемме аккумулятора). Источник питания включается (номинальная мощность 10-12%) на 35-40 минут.

При подаче тока электролит закипает, помогая очистить пластины от сульфата свинца. По мере нагрева корпуса ток должен уменьшаться до 2 А, и в цепи имеется дополнительный резистор, чтобы предотвратить перегрев батареи.

Одновременно с очисткой происходит переполяризация источника тока, что впоследствии затрудняет подключение изделия к автомобилю. После завершения подачи тока остатки электролита сливаются, а банки промываются горячей дистиллированной водой.

Читайте по теме:  Аккумуляторная батарея на Рено Сандеро

Затем заливается свежий электролит нормальной плотности, после чего устройство ставится на зарядку (с обратной полярностью). Восстановленная батарея имеет емкость до 85-90% от номинала.

Применение Трилона Б

Химический метод удаления сульфатов предполагает введение в электролит органического десульфатора Trilon B (аммиачный раствор двухатомной соли этилендиаминтетрауксусной кислоты). Вещество продается в магазинах, торгующих автомобильными аккумуляторами или поставляющих реактивы для химических лабораторий.

Перед введением раствора блок питания заряжается с помощью внешнего устройства. Если устройство не может быть заряжено, метод химического восстановления не восстановит емкость батареи.

Электролит сливается из банок через отверстия, закупоренные пробками. Не переворачивайте корпус изделия вверх дном и не кладите его на бок из-за опасности короткого замыкания пластин осыпавшимся шламом. Промойте полости банок 2-3 раза дистиллированной водой.

После заливки раствора Trilon B источник питания оставляют включенным на один час; в процессе разрушения сульфатов на поверхности десульфурированного раствора выделяется газ. По окончании процесса образование пузырьков газа прекращается.

Использование Trilon-B для восстановления аккумуляторов
Трилон-Б заливается в полость аккумулятора на 2-3 часа, после чего сливается, а полость промывается дистиллированной водой.

Повторная обработка допускается для очистки сильно сульфатированных пластин. После очистки устройство промывается 2-3 раза дистиллированной водой и заправляется электролитом стандартной плотности. Затем устройство подключается к нормально работающему зарядному устройству. Все манипуляции с Trilon B проводятся в вентилируемом помещении с использованием респиратора и средств защиты лица и глаз.

Дополнительным методом восстановления аккумуляторов является заливка в банки водного раствора сульфата магния. Затем источник питания заряжается и разряжается малыми токами 3-5 раз, при этом десульфуризатор вызывает отслаивание инородных соединений свинца от поверхности пластин.

Очищенный аккумулятор промывается дистиллированной водой и доливается свежим электролитом. Недостатком этого метода является возможность короткого замыкания электродов измельченным шламом, что приводит к необратимому повреждению батареи.

Возможные затруднения

Возможные проблемы при десульфуризации источников питания:

  1. Необслуживаемые батареи и устройства с концентрированным электролитом не могут быть восстановлены до первоначального состояния, так как не допускают замены вещества. Но конструкция источников питания обеспечивает уменьшение образования сульфата свинца, что продлевает срок службы изделий.
  2. Аккумулятор кальциевого типа собран на пластинчатом основании, изготовленном из сплава свинца и кальция. Использование дополнительного материала сплава позволило уменьшить испарение воды из электролита и снизить саморазряд источника питания. Во время работы на поверхности пластин одновременно с образованием сульфата свинца откладывается сульфат кальция, который не разлагается под воздействием обратного тока или введения химических веществ.

Советы по технике восстановления аккумуляторной батареи

Десульфуризацию не следует рассматривать как единственное лекарство для свинцового аккумулятора. Сульфат свинца — не единственная причина выхода из строя аккумулятора, но большие отложения сульфата свинца, которые невозможно растворить. Причинами также являются постоянная перезарядка, приводящая к коррозии токоприемников и разрушению пластин, неизбежная коррозия самих пластин и отслоение активных веществ от поверхности электродов под воздействием вибрации.
Промышленное зарядное устройство
Наш опыт проведения операций по десульфуризации позволяет выделить основные принципы, которые необходимо строго соблюдать:

  • Проводите процесс только в теплом и хорошо проветриваемом помещении (+20…+25 °C).
  • Не допускайте закипания электролита.
  • Проводите десульфуризацию не чаще одного раза в год.

Конечно, процесс необходимо время от времени проверять. Это может, например, использоваться для определения ситуации, в которой конкретный аккумулятор больше не может кипеть во время зарядки.

Источники

  • https://3batareiki.ru/akkumulyatory/desulfatatsiya-akkumulyatora-svoimi-rukami
  • https://morflot.su/desulfatacija-neobsluzhivaemogo-akkumuljatora/
  • https://auto-gl.ru/chto-takoe-desul-fataciya-akkumulyatora-i-kak-proizvesti-ee-v-domashnih-usloviyah/
  • https://DriverTip.ru/repair/kak-delaetsya-desulfatatsiya-akkumulyatora.html
  • https://avtoran.ru/desulfatacia-akkumulatora-zaradnym-ustrojstvom-instrukcia-rekomendacii/
  • https://remam.ru/elektrik/kak-delaetsya-desulfatatsiya-akkumulyatora.html
  • https://Zapitka.ru/akkumulyatory/desulfatatsiya
  • https://avto-idea.ru/sovety/desulfatatsiya-akkumulyatora-zaryadnym-ustroystvom-instruktsiya-rekomendatsii/
  • https://FokSevmash.ru/remont/zaryadnoe-ustrojstvo-s-desulfataciej-dlya-avtomobilnogo-akkumulyatora.html
  • https://batts.pro/desulfatatsiya-akkumulyatora/
  • https://autobann.su/desulfatatsiya-plastin-akkumulyatora.html
  • https://store.fubag.ru/tips/zaryadnoe-ustroystvo-s-desulfatatsiey-ili-bez-chto-luchshe-dlya-akkumulyatora/

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector