Аккумулятор кипит при зарядке: должен ли кипеть АКБ и почему это происходит

Нормально ли кипение аккумулятора и почему оно возникает

Прежде чем рассматривать, что это может означать, важно понять, что происходит с батареей, когда она находится в заряженном состоянии.

При подаче зарядного тока на электроды батареи сульфат свинца, образовавшийся во время разряда, «превращается» в свинец и диоксид свинца. Это естественная реакция. Наряду с этим образуется серная кислота, что приводит к увеличению плотности электролита, заряда и напряжения батареи. Когда основная часть сульфата распадается на кислоту, свинец и диоксид и напряжение поднимается выше фиксированной точки, на электродах ячейки активно выделяются водород и кислород.

Этот процесс сопровождается выходом этих газов в виде пузырьков, и электролит как бы закипает. Но раствор кислоты даже не приближается к точке кипения, т.е. физически не кипит. Газообразование может означать электролиз воды.

Если электролит начинает кипеть во время зарядки через 5 — 8 часов, это нормально, процесс подходит к концу. Сильное газовыделение указывает на то, что уровень заряда батареи достиг 70-80%, а это значит, что через 2-3 часа батарею можно отсоединить от зарядного устройства. Если кипение начинается сразу после подключения, то батарея неисправна.

Кстати, в свинцово-кислотных батареях электролит «кипит». В гелевых сортах газы, образующиеся при зарядке, рекомбинируют в воду. А гелевые батареи в основном необслуживаемые, то есть визуально узнать состояние кислоты невозможно.

Если АКБ начинает кипеть сразу

Опасно продолжать зарядку батареи, которая начала кипеть. Эти признаки указывают на то, что нельзя продолжать зарядку аккумулятора самостоятельно и что аккумулятор вышел из строя.

Читайте по теме:  Аккумуляторы для мопедов и скутеров: какие есть разновидности, как выбрать

Продолжение зарядки в таких условиях приведет к тому, что батарея начнет выделять токсичный газ. Это может привести к взрыву внутри батареи. Возвращать такое устройство в ремонт не имеет смысла. Единственным решением является покупка новой батареи.

Если у вас нет зарядного устройства, вы можете обратиться на заправочную станцию. Почти каждая станция поможет вам зарядить неисправный аккумулятор.

Кроме того, многие станции оснащены устройствами, которые могут регулировать подачу тока в зависимости от состояния батареи.

Как это может повлиять на батарею

Непрерывное кипение электролита во время зарядки от зарядного устройства может вызвать следующие нежелательные процессы и условия для батареи:

  • Уничтожение свинцовых пластин.
  • Короткое замыкание пластин.
  • Взрыв аккумулятора.
  • Коррозия клемм и зажимов зарядного устройства.

Из всех перечисленных повреждений наиболее опасным является взрыв аккумулятора. В этом случае может возникнуть не только пожар, но и химические ожоги из-за разбрызгивания большого количества раствора серной кислоты.

Сколько должен кипеть аккумулятор при зарядке

Вопрос, который часто задают автовладельцы, заключается в том, должен ли аккумулятор кипеть во время зарядки и насколько сильно. Хорошая батарея начинает кипеть примерно в течение трех часов до полной зарядки. Это нормальное явление для всех батарей во время зарядки.

Это зависит от того, насколько батарея потеряла емкость из-за сульфатации. Известно, что необслуживаемые Ca/Ca батареи полностью разряжаются после 2-3 глубоких разрядов, восстановление практически невозможно.

Восстанавливаете ли вы емкость, заряжая батарею малым током в течение длительного времени? Если банки кипят слабо, это означает, что происходит электролиз. Постепенно оболочка на пластинах растрескивается, а плотность электролита увеличивается. При зарядке необходимо следить за тем, чтобы кипение не перешло в бурную фазу, увлекая за собой электролит. Для этого следует уменьшить зарядный ток.

Не рекомендуется перезаряжать при высоких токах, так как это приведет к быстрому закипанию батареи и сокращению срока ее службы. Что следует делать, если батарея закипела во время зарядки? Уменьшите зарядный ток.

Подготовительные работы перед подзарядкой

электролит закипает во время зарядки аккумулятора

Перед началом процесса извлеките аккумулятор и положите его на горизонтальную поверхность. Рекомендуется делать это в проветриваемом помещении, так как аккумулятор выделяет токсичный, а также взрывоопасный газ. Затем открутите все банки (это относится к сервисным батареям). Это можно сделать с помощью большой плоской отвертки, иногда даже вручную. Вы должны увидеть уровень электролитов: если он ниже нормы, долейте воду (дисодиевую). Как только нормальный уровень полностью установится, можно подключать зарядное устройство.

Самое главное здесь — не смешивать. Подключите плюс зарядного устройства к положительной клемме, а минус зарядного устройства — к положительной клемме. Зарядное устройство имеет два провода: красный и черный, «+» и «-«. Батарея заряжается, мы наблюдаем. Если емкость аккумулятора составляет 60 Ач, а сила тока — 6 ампер, то для полной зарядки устройства достаточно 10 часов. Но будьте внимательны, если аккумулятор кипит во время зарядки, и если вначале она была скачкообразной, это явный сигнал, что ток следует уменьшить. Таким образом, можно избежать повреждений. Тем не менее, вы должны понимать, что аккумулятор должен кипеть во время зарядки, но не слишком интенсивно.

аккумулятор должен закипеть во время зарядки

Кипение, как симптом выхода из строя

Батареи, которые перестали работать и нуждаются в ремонте, быстро закипают. Если срок службы батареи недостаточен, процесс газообразования может начаться практически сразу после подключения батареи к сети. В случае отказа аппарата газообразование может начаться не во всех банках, а только в определенных отделениях. Такая ситуация возникает, когда пластины внутри них разрушаются. Дальнейшая эксплуатация такой батареи невозможна, она не подлежит ремонту.

Основными причинами быстрого закипания являются:

  • разрушение пластин накопителя энергии вследствие образования на их поверхности сульфата свинца;
  • Недостаточный уровень электролитов;
  • Короткое замыкание внутри одной или нескольких банок.

Если в процессе зарядки закипает только 1 камера, это может быть связано с критически низким уровнем кислоты. Это также происходит, если пластины начали разлагаться.

Подключение зарядного устройства к аккумулятору
Если не кипит только 1 секция, рекомендуется проверить количество оставшегося внутри электролита. Если он опустился до минимально возможных значений, то при подключении аккумулятора кипение начнется практически сразу.

Основные причины закипания АКБ

Эксперты выделяют шесть основных причин закипания автомобильного аккумулятора: 

Перезаряд

Если вы заряжаете аккумулятор сверх его номинальной емкости или с помощью нерегулируемых устройств с большим током (более 14,5 В), реле генератора выйдет из строя, создавая большую разность потенциалов и падение напряжения. Если батарея определенной емкости долгое время заряжалась выпрямителем большей емкости, произойдет перезарядка, что приведет к закипанию электролита и увеличению зарядного тока. В этом случае находящиеся внутри батарейки просто разрушатся. Чтобы избежать этого, следует использовать только оригинальные промышленные зарядные устройства.

Замыкание

Если аккумулятор изношен и пластины внутри него уже наполовину разрушены, велика вероятность короткого замыкания во время движения, например, на ухабистой дороге. Во время короткого замыкания между пластинами возникают большие токи, способные разорвать саму батарею. Даже если этого не произойдет, устройство может начать выдавать пониженное напряжение (10,5 вместо 12,6 вольт). Ток генератора останется неизменным при напряжении 14,5 В, что приведет к закипанию электролита. 

Сульфатация

В использованном аккумуляторе сульфат свинца оседает на внутренних пластинах, аккумулятор теряет емкость, постоянно недозаряжается, саморазряжается и не развивает более 10 В. При зарядке от генератора (до 14,5 В) возникает большой ток, электролит закипает, что приводит к выходу из строя как батареи, так и генератора.

Перегруз электросистемы

Если автомобиль находится в движении и подключено несколько потребителей электроэнергии (кондиционер, радио, светофоры и т.д.), аккумулятор подвергается большой нагрузке и быстро разряжается. Генератор переменного тока не успевает компенсировать потерю электроэнергии, что приводит к нагреву аккумулятора и выкипанию электролита. 

Неисправности системы вентиляции

Если автомобиль эксплуатируется с большой нагрузкой, а система вентиляции не обеспечивает достаточный поток воздуха под капотом, аккумулятор сильно нагревается снаружи, что может привести к перегреву (выше 113C) и закипанию электролита. Аналогичная ситуация может возникнуть, если вы установили в автомобиле аккумулятор нестандартного размера — из-за плохой вентиляции он будет нагреваться даже при нормальной нагрузке.

Переполюсовка

Если батарея случайно поляризована или ее клеммы неправильно подключены к бортовой электросистеме, в системе будут развиваться чрезмерные токи, вскипая электролит в банках батареи и вызывая повреждение диодов генератора и предохранителей в системе питания.

Что делать, если аккумулятор закипел во время движения?

Особенно опасно закипание аккумулятора во время движения автомобиля. Перегрев кислородно-водородной смеси может в любой момент вызвать взрыв или пожар, а утечка электролита может привести к ржавчине.

Лучше всего обратиться в сервисный центр, но полезно знать порядок действий в такой ситуации.

  1. Остановите автомобиль и выключите двигатель. Прекратите подачу тока на пластины.
  2. Подождите, пока батарея остынет. Газы, выделяющиеся при кипении батареи, образуют легковоспламеняющуюся смесь, и перегрев может привести к взрыву или пожару. Поэтому не курите в непосредственной близости от него.
  3. После остывания попробуйте завести автомобиль. Если он не запускается, неисправна батарея.
  4. Если есть неисправность, проверьте напряжение. Если напряжение слишком высокое и сильно колеблется, замените регулятор напряжения и можете ехать дальше.
  5. Если скачков или пиков нет, генератор неисправен. Отсоедините клеммы и продолжайте движение. Но на некоторых современных моделях этого лучше не делать, так как датчики подключены к аккумулятору, который может перегореть. Если вы не знаете конструкцию автомобиля, лучше вызвать эвакуатор и провести его техническое обслуживание.
  6. Если у вас нет вольтметра, вы можете выкрутить пробки и понаблюдать. Если кипят только некоторые банки, то имеет место короткое замыкание, устройство следует заменить.

Что делать при закипании аккумулятора

Водителям также важно понимать, что делать, если аккумулятор закипел во время зарядки.

Пузырение, или выделение газов в батарее, является признаком того, что батарея больше не способна хранить энергию. Чаще всего это происходит после того, как батарея достигает примерно 80% от номинальной емкости.

Этот процент может незначительно отличаться, поскольку он также зависит от состояния батареи, используемого метода зарядки и т.д.

Нет необходимости сразу же бежать к зарядному устройству и отключать его от сети. Однако не оставляйте батарею с кипящим электролитом на длительное время. Если появляется легкое, умеренное бульканье, можно продолжать доливать воду в емкость в течение 2-3 часов.

Как только появятся признаки закипания, уменьшите зарядный ток в 2 раза.

Если вы используете обслуживаемый аккумулятор с пробками, слегка выкрутите их. Это создаст небольшой зазор, через который избыток газа может выйти, и не будет оказывать давления на внутренние стенки батареи.

Когда напряжение снижается, а процесс зарядки продолжается, через некоторое время батарея может снова закипеть. И здесь важно знать, что делать в такой ситуации с зарядкой, если аккумулятор снова закипит. Тактика одна и та же. Зарядный ток уменьшается в 2 раза. Этот процесс продолжается до тех пор, пока амперметр не покажет, что батарея больше не принимает ток.

Кипение аккумулятора автомобиля

Если вы используете зарядные устройства старого образца, то вам придется самостоятельно настроить все параметры. Гораздо проще и безопаснее использовать современное зарядное устройство. Они автоматически регулируют зарядный ток. Участие человека сведено к минимуму. Фактически, все, что вам нужно сделать, это подключить аккумулятор к зарядному устройству, а затем включить зарядное устройство в розетку. После этого произойдет автоматическое отключение. Это означает, что аккумулятор заряжен.

Перед использованием зарядного устройства внимательно ознакомьтесь с инструкцией производителя и рекомендациями по использованию. Это поможет избежать проблем при зарядке аккумулятора.

Можно самостоятельно восстановить аккумулятор, если он закипел в процессе зарядки. Но это можно сделать только в том случае, если четко диагностирован недостаток электролита внутри батареи. Причина этого довольно проста. Внутрь должна быть добавлена специальная жидкость в виде смеси дистиллированной воды и серной кислоты. На батарее есть отметки уровня электролита, которые следует использовать в качестве ориентира.

Чаще всего уровень электролита заметно снижается в сезон высоких температур. Если у вас недостаточно электролита и нет возможности его приобрести, вы можете заменить его таким же количеством дистиллированной воды. Каждый мотоциклист должен иметь в своем автомобиле контейнер с такой жидкостью.

Однако бывают случаи, когда вы не можете решить проблему самостоятельно. В таких случаях необходимо обратиться к профессиональному технику.

Меры профилактики для установленного в авто АКБ

Не допускайте кипения аккумулятора, пока он установлен в автомобиле. Для этого необходимо выполнять простые рекомендации, которые легко освоит любой автовладелец:

  • Проверьте уровень электролита. Это следует делать особенно летом, когда жидкость подвержена активному испарению. При необходимости долейте до нужного уровня.
  • При дозаправке убедитесь, что используете дистиллированную воду для оптимальной работы аккумулятора. Обычная водопроводная вода не подходит для этой процедуры.
  • Регулярно проверяйте чистоту всех панелей аккумулятора, особенно клемм. При необходимости тщательно очистите от пыли и отложений.
  • Поручите специалисту проверить зарядный ток генератора переменного тока во время планового технического обслуживания.

Все это позволит предотвратить неожиданное закипание аккумулятора и избежать неприятных последствий для автомобиля.

Что делать, если во время зарядки кипят не все банки

Секции в аккумуляторе соединены последовательно. Общее напряжение получается путем сложения значений отдельных банок, а мощность определяется по секции с наименьшим значением. Если не все банки реагируют, необходимо измерить плотность электролита и найти неисправную ячейку.

Измерение плотности выполняется следующим образом:

  •  осторожно выкрутите заглушки;
  •  убедитесь, что уровень жидкости не ниже отметки на внешней стороне батареи;
  •  если электролита недостаточно, долейте его дистиллированной водой;
  •  вставьте ареометр в отверстие;
  •  взять пробу с помощью вакуумной колбы;
  •  определить фактическую плотность по шкале прибора.

Основные причины, по которым не все секции «пузырятся», следующие:

  •  разрушение пластин в банке;
  •  Проникновение инородного предмета;
  •  Срок службы батареи подходит к концу, секция разрушилась и заполнена мутной жидкостью.

Если в разрез попал небольшой предмет, его следует аккуратно извлечь. В этом случае можно восстановить 80 — 90% функциональности. После очистки следует заряжать только банку.

Чаще всего причиной невосприимчивости является трещина или другой дефект. Ремонт такого дефекта не всегда целесообразен, поэтому не рискуйте и лучше установите новый аккумулятор, а старый утилизируйте и получите за него деньги.

Источники

  • https://probatareiki.ru/akkumulyatory/zakipel-akkumulyator-pri-zaryadke-pochemu-i-chto-delat
  • https://AutoVogdenie.ru/chto-delat-esli-pri-zaryadke-akkumulyator-nachinaet-kipet.html
  • https://IstochnikiPitaniy.ru/stati/akkumulyator-kipit-pri-zaryadke.html
  • https://akbzona.ru/zaryadka/kipit-akkumulyator-pri-zaryadke
  • https://vmeste-masterim.ru/akb-na-zarjadke-srazu-kipit.html
  • https://Acums.ru/akkumulyatory/avtomobilnye/kipit-pri-zaryadke-pochemu-shipit-i-bulkaet
  • https://avtobak24.ru/pri-zaryadke-akkumulyatora-kipit-elektrolit-pochemu-bul-kaet-akb
  • https://batts.pro/kipit-akkumulyator-pri-zaryadke/
  • https://FB.ru/article/139275/pri-zaryadke-akkumulyator-kipit—eto-normalno-ili-net-uznayte-pochemu-pri-zaryadke-akkumulyatora-kipit-elektrolit
  • https://3batareiki.ru/akkumulyatory/avtomobilnye-akkumulyatory/akkumulyator-kipit-pri-zaryadke-prichiny-i-sposoby-opredeleniya-zakipaniya-profilakticheskie-mery
  • https://autochainik.ru/kipenie-elektrolita-pri-zaryadke.html
  • https://www.driver-helper.ru/text/sovetiy/chto-delat-esli-zakipel-akkumulyator-na-avto
  • https://BatteryZone.ru/accumulator/dolzhen-li-kipet-akkumuljator-pri-zarjadke
  • https://remam.ru/elektrik/akkumulyator-kipit-pri-zaryadke.html
  • https://akb-util.ru/services/stati-i-dokumenty/pochemu-akkumulyator-kipit/
  • http://KrutiMotor.ru/kipit-akkumulyator-na-mashine-ili-na-zaryadke-prichiny/
  • https://akbinfo.ru/ustrojstvo/kipit-akkumuljator-na-mashine-prichiny-i-ustranenie.html
  • https://akbvavto.ru/maintenance/esli-akkumulyator-kipit-pri-zaryadke.html

Оцените статью
Добавить комментарий