Аккумулятор для мотоцикла: Как заряжать

Типы зарядных устройств

Зарядные устройства для мотоциклов делятся на 2 типа:

  1. Автоматическая. Для этих устройств не требуется контроль со стороны пользователя. Зарядное устройство регулирует зарядный ток и напряжение на протяжении всего цикла зарядки. Это полезно зимой, когда аккумулятор заряжается дома.
  2. Неавтоматическая. При использовании этих устройств пользователь должен полностью контролировать процесс. Для этого необходимо использовать мультиметр. При отсутствии тестера процесс зарядки контролируется визуально. Аккумулятор освобождается от пробок и оценивается плотность электролита. Основные характеристики бюджетных неавтоматических зарядных устройств не отличаются от характеристик более дорогих моделей.

Автомобильное зарядное устройство следует использовать с осторожностью. Автомобильные и мотоциклетные аккумуляторы различаются по емкости. Первые имеют большую емкость, поэтому зарядное устройство выдает больший ток. При частом использовании аккумулятор мотоцикла может выйти из строя. Исключение составляют зарядные устройства с регуляторами с токовыми характеристиками.

Правила и способы зарядки аккумулятора мотоцикла на 12 вольт

Общая схема зарядки

Если новый аккумулятор используется в мотоцикле с отрегулированной электрической системой, то, как правило, регулярная зарядка не требуется. В других случаях выполните следующую процедуру:

  1. Снимите аккумулятор с мотоцикла.
  2. Выньте пробки из обслуживаемых батарей и подготовьте ареометр (вольтметр — для необслуживаемых герметичных батарей) для проверки плотности электролита.
  3. Зачерпните необходимое количество электролита (ареометр — шпиндель должен плавать) и снимите следующие показания: 1,28 г/см3 — полный; 1,20 кг/л — 50 процентов; 1,12 г/см3 — аккумулятор разряжен.
  4. Подключите зарядное устройство (положительный кабель и плюсовую клемму аккумулятора).
  5. Установите ток зарядки (прочитайте параметры на упаковке или на самой батарее).
  6. Если маркировки нет, заряжайте током, равным 10% от емкости (при токе 10А в час, зарядный ток не должен превышать 1А в течение десяти часов). Заряжайте до тех пор, пока плотность электролита не достигнет 1,26-1,27 г/куб.см.

Необслуживаемые батареи, которые нельзя заливать водой, можно заряжать только с помощью зарядного устройства с автоматической регулировкой напряжения.

Зарядка кислотной батареи

Они заряжаются соответствующей силой тока в соотношении 1:10 в зависимости от их емкости. Правильное значение устанавливается с помощью регулятора.

Этот процесс продолжается до тех пор, пока напряжение не станет равным количеству элементов батареи, умноженному на 2,4 (среднее значение составляет 14,4 для типичной батареи). Визуальное наблюдение за электролитом укажет на начало этого момента по образованию пузырьков на поверхности кислоты. Необходимо будет уменьшить ток в 2 раза и продолжать зарядку в течение 2 часов.

Зарядка гелевого аккумулятора

Отношение тока к емкости такое же, как и для свинцовых аккумуляторов. Но в самом процессе есть особенность — напряжение, которое подается на батарею, не должно быть выше порогового. Для большинства таких батарей это значение составляет 14,2-14,4 вольт.

Еще одной особенностью является то, что нет необходимости снижать силу тока на втором этапе зарядки. Этот процесс будет происходить автоматически до полной зарядки аккумулятора. Обычно на это уходит около 10 часов.

Если аккумулятор чрезмерно разряжен (неважно, свинцовый или гелевый), его необходимо восстановить, используя половину нормальной силы тока. Это составит 5% от мощности. Время зарядки будет намного больше.

Зарядка током постоянной силы

Средняя скорость зарядки кислотных батарей, которые используются чаще, чем щелочные (хотя последние менее чувствительны в эксплуатации), получается путем деления емкости батареи (см. технические данные) на 10. Поэтому рекомендуется выбирать ток зарядки батареи из коэффициентов емкости. Например, при скорости 6 А/ч будет достаточно тока в 0,6 ампера. Это ток, обеспечиваемый портативным импульсным зарядным устройством #171; Aida UP-12#187.

Читайте по теме:  Как восстановить аккумулятор автомобиля: реанимация, промывка, своими руками

Этот метод потребует проверки температуры, плотности электролита и напряжения. Чтобы процесс работал правильно, проверку следует проводить периодически, по крайней мере, каждые 60 минут, регулируя при этом ток. Чтобы увеличить уровень заряда, ток следует уменьшить вдвое при повышении напряжения до 14,4 В.

Завершение зарядки можно оценить по постоянному напряжению, плотности и выходу газа.

Зарядка при стабильном напряжении

В этом варианте уровень зарядки находится в тесной зависимости от напряжения зарядного устройства. Это хорошо видно по максимальному выходному напряжению (вольт) устройства (первая линия) и уровню заряда батареи (%) при непрерывной 24-часовой зарядке (вторая линия):

  • 14,4 — 85;
  • 15 — до 90;
  • 16 — до 97.

100-процентная зарядка за 24 часа достигается только при выходном напряжении 16,4 В. Она автоматическая, поэтому нет необходимости контролировать процесс. О полном завершении работы можно судить по напряжению — оно будет одинаковым на клеммах аккумулятора и зарядного устройства. Если вы используете зарядное устройство с более низким напряжением 14,4 В, то для зарядки батареи, скажем, до 95% потребуется более 24 часов.

Ускоренная зарядка

Принцип заключается в использовании более высокого тока. Разряженную батарею можно вернуть к жизни за меньшее время.

Процедура несколько похожа на описанную выше, но разница в том, что для зарядки аккумулятора требуется несколько больший ток. Он должен быть установлен в соответствии с максимально возможной мощностью. Перед зарядкой прочитайте все параметры и изучите этикетки на аккумуляторе (чтобы узнать, есть ли у него поддержка быстрой зарядки).

В основном, компании-производители аккумуляторов не рекомендуют использовать метод быстрой зарядки, так как это сокращает срок службы аккумулятора и вызывает сульфатацию пластин. Причина этого заключается в том, что в процессе зарядки накапливается сила тока, и батарея уже не может на 100% заряжаться от генератора.

Срок службы аккумулятора значительно сокращается, если он постоянно перезаряжается. Превышение зарядного тока батареи может привести к взрыву!

Поскольку данный метод не позволяет абсолютно восстановить емкость, необходимо провести одну или несколько последующих зарядок, но не в ускоренном режиме, а в более щадящем.

Зарядка аккумулятора импульсным током

Это предполагает использование зарядного устройства с переменным током или напряжением, т.е. увеличение или уменьшение параметров через регулярные промежутки времени.

Импульсный ток может быть

  • асимметричный;
  • пульсирующий.

Зарядка батареи асимметричным током характеризуется изменением полярности в каждом цикле. Но электрический заряд больше в прямой полярности, чем в обратной (скорость заряда-разряда 10:1, длительность импульса 1:2). Это ритм, в котором заряжается аккумулятор.

Для импульсного тока характерно то, что батарея заряжается за счет изменения величины тока при постоянной полярности.

Зарядка с использованием стабилизатора тока

Это устройство позволяет избежать перенапряжения, которое может вызвать негативные последствия во время зарядки аккумулятора. Это происходит, когда сильно разряженная батарея подключается, например, к 10-амперному зарядному устройству. Напряжение батареи быстро возрастет с девяти до двенадцати вольт, а сила тока достигнет максимального значения, которое способно выдать зарядное устройство.

Такая ситуация может привести к изгибу пластин и короткому замыканию батареи. Во избежание таких повреждений рекомендуется использовать стабилизаторы. Во время зарядки ток должен быть установлен на уровне 5% от емкости батареи, а после достижения приемлемого напряжения ток следует увеличить до оптимального уровня в 10%. Во время этого процесса регулятор будет снижать силу тока, и когда батарея будет полностью заряжена, сила тока будет равна нулю.

Зарядка необслуживаемого аккумулятора

Рассмотрим ситуацию с неавтоматическим зарядным устройством. Подключив его к клеммам 12 В герметичной (необслуживаемой) батареи и соблюдая полярность на зарядном устройстве, можно установить минимальную силу тока. Затем зарядное устройство подключается к источнику питания.

Читайте по теме:  Замена электролита в аккумуляторе в домашних условиях

Для правильной зарядки батареи необходим ток, равный 1/10 емкости батареи. То есть, если производительность составляет 30 А/ч, сила тока должна быть 3 ампера. Показания амперметра следует проверять время от времени, так как сила тока изменяется естественным образом через регулярные промежутки времени, и ее необходимо привести к правильному значению.

Процесс зарядки следует проводить до достижения напряжения 13,8 вольт (измеряется вольтметром). При достижении этого значения ток зарядного устройства следует уменьшить (например, с 3 ампер до 2 ампер), а напряжение восстановить до прежнего значения 13,8 В. Ту же процедуру придется повторить, уменьшив ток еще в 2 раза (в нашей ситуации с 2 до 1 ампера). Теперь зарядное устройство готово к отсоединению. В большинстве случаев для полной зарядки аккумулятора 12 В для мотоцикла требуется около 12 часов.

АКБ Мото: ответы на часто задаваемые вопросы

1 Как обозначается ампер-час (Ah) в аккумуляторе?

Это ампер-час (Ah или Ач), а не ампер-час (А/ч)! Ампер-часы измеряют номинальную емкость батареи — это одна из основных характеристик. Например, если разряжать батарею током, равным 1/20 ее емкости (при емкости 12 Ач ток составит 0,6 А), батарея разрядится до 10,5 В за 20 часов. Это методология, которую понимают только специалисты.

Так, аккумулятор с емкостью 12 Ач и током разряда 1 А разрядится за 10 часов, а с током разряда 12 А — за 35 минут. Взаимосвязь нелинейная. Емкость батареи непостоянна и зависит от заряда, температуры и возраста батареи. Чем старше аккумулятор, тем ниже его емкость и эффективность стартера.

2 Что означает амперная характеристика (A) батареи?

Ампер (A) означает силу тока при включении (CCA) или ток при включении (пусковой ток), который является второй по значимости характеристикой. Обозначение указывает на 180A (EN).

EN является одним из ряда стандартов технических испытаний для батарей. EN — европейский, DIN — немецкий, SAE — американский, JIS — японский и IEC — международный. Проще говоря, чем выше пусковой ток, тем легче аккумулятор запустит двигатель мотоцикла.

3. можно ли использовать автомобильное зарядное устройство для зарядки аккумулятора мото?

Да, если зарядное устройство автоматическое или если зарядное устройство имеет регулируемый зарядный ток. Если заряжать аккумулятор слишком быстро, пластины аккумулятора перегреются, и срок службы аккумулятора значительно сократится. Обратите внимание, что максимальный зарядный ток не должен превышать 1/10 от емкости в Амперах! Например, для батареи емкостью 12 Ач зарядный ток не должен превышать 1,2 ампера.

4 Почему необходимо заботиться об уровне электролитов?

В законсервированных или малообслуживаемых свинцово-кислотных батареях в качестве электролита используется раствор серной кислоты и дистиллированной воды. Во время использования вода испаряется, а концентрация серной кислоты увеличивается.

Концентрированная кислота может вызвать ускоренную коррозию внутренних компонентов батареи, что приводит к образованию отложений, которые затем могут привести к короткому замыканию между пластинами.

5. что следует делать, если уровень электролита в батарее снизился?

Необходимо приобрести дистиллированную воду и добавить ее в аккумулятор. Электролитом является разбавленная серная кислота. Во время работы аккумулятора испаряется лишь небольшое количество воды, которое необходимо доливать.

Никогда не доливайте электролит новым электролитом, только дистиллированной водой! Плотность электролита следует периодически проверять ареометром и в соответствии с инструкциями, прилагаемыми к батарее!

6. шум во время зарядки аккумулятора?

При зарядке аккумулятора электролит вступает в химическую реакцию со свинцовыми пластинами, и аккумуляторная кислота выделяет газ (водород) в виде пузырьков. Другими словами, то, что вы слышите, — это небольшой процесс газообразования в батарее. Визуально это похоже на приготовление пищи.

Читайте по теме:  Восстановление аккумулятора: как реанимировать аккумулятор автомобиля

7 Можете ли вы объяснить разницу в обозначении батарей между CTX12-BS и YTX12-BS?

Первая буква в обозначении относится к идентификатору производителя. Разные производители используют разные буквы. Например, YX12-BS относится к заводу Sprint, CTX12-BS — к Exide, GTX12-BS — к Delco. Эти обозначения применимы к большинству свинцово-кислотных, AGM и гелевых аккумуляторов. Но есть и исключения.

8 Как проверить, полностью ли заряжен аккумулятор мото?

Напряжение полностью заряженного аккумулятора должно составлять не менее 12,8 вольт. 12,5 В соответствует полузаряженной батарее. Также следует проверить аккумулятор под нагрузкой с помощью нагрузочной скобы или специального тестера. Хорошая батарея не должна опускаться ниже определенного значения, зависящего от нагрузки.

9. На велосипеде установлен новый аккумулятор, но при каждой зарядке он быстро разряжается. Каковы причины этого?

Причин быстрой разрядки аккумулятора может быть несколько. Ниже мы перечислим наиболее распространенные из них:

  • Неисправная сигнализация или сигнализация, включенная в течение длительного периода времени. Любая утечка тока снижает заряд батареи.
  • Неисправное реле зарядки может привести к тому, что во время движения аккумулятор просто не будет подзаряжаться от генератора. Проверьте его работу, включив фару и увеличив обороты двигателя — яркость должна увеличиться. Если яркость уменьшится — скорее всего, регулятор следует заменить.
  • Неисправный генератор переменного тока. Чтобы проверить его работоспособность, просто измерьте напряжение аккумулятора, при исправном регуляторе напряжения и генераторе оно должно быть не менее 13,8 вольт при 2-3 об/мин и включенном ближнем свете фар.

10. что нужно знать о зарядке/разрядке аккумулятора?

Если напряжение батареи ниже 12,5 вольт, это нормально, но ее необходимо зарядить как можно скорее, иначе появится сульфатация. Важно то, что глубокая разрядка сокращает срок службы батареи. Однако если напряжение батареи ниже 12,5 вольт, что свидетельствует о недопустимо глубоком разряде, батарея действительно вскоре выйдет из строя, поскольку в ней начались необратимые процессы.

11.Как долго должен работать аккумулятор moto?

Срок службы большинства аккумуляторов для мототехники составляет три года. В значительной степени эта величина зависит от условий, в которых используется аккумулятор, состояния электрооборудования мотоцикла и правильного хранения аккумулятора в зимний период.

12 Когда я устанавливаю аккумулятор на велосипед, какую клемму нужно подключать первой?

Читайте также: Легкие деньги: тест-драйв спортивного мотоцикла Bimota Tesi 3D

Положительную (+) клемму следует сначала подключить к аккумулятору, закрепить и закрыть защитным колпачком. Затем отрицательную (-) клемму, убедившись, что рядом нет горючих жидкостей, так как соединение клемм может вызвать искрение при утечке электроэнергии в сети.

13. что произойдет, если поменять полярность?

В лучшем случае перегорит предохранитель, в худшем — вам придется покупать новую батарею.

14. Что представляет собой белый налет на клеммах аккумулятора?

Белый налет — это кристаллы соли. Не путать с сульфатацией! Процесс образования белого налета вызывается испарениями из вентиляционных отверстий и, в редких случаях, негерметичностью токоведущих проводов и крышки аккумуляторной батареи. Зона батареи должна быть вентилируемой; никогда не закрывайте батарею целиком.

Меры предосторожности при работе с аккумуляторными батареями

Батареи постоянно выделяют взрывоопасный водород, особенно во время зарядки. Чтобы избежать потенциального риска воспламенения при работе вблизи аккумулятора, необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

Не курите в непосредственной близости от батареи.

Избегайте искр, короткого замыкания или других источников воспламенения вблизи батареи.

При отсоединении/подсоединении силовых кабелей всегда предварительно отключайте потребителей, выключите зажигание, поверните ключ в положение «Выкл».

Обеспечьте достаточную вентиляцию в зоне зарядки аккумулятора.

Зарядное устройство должно быть выключено, когда a) подключено к батарее; b) отсоединено от батареи.

Всегда отсоединяйте провод заземления (-) от аккумулятора первым и подключайте его последним.

Источники

  • https://k-SportRacing.ru/motocikly/kak-zaryazhat-moto-akkumulyator.html
  • https://BestMoto.pro/novichkam/kak-pravilno-zaryadit-akkumulyator-motocikla-na-12-volt.html
  • https://avtograf70.ru/zapchasti/bystryj-otvet-mozhno-li-zaryazhat-moto-akkumulyator-avtomobilnoj-zaryadkoj.html
  • https://TrueScooters.ru/snegohod/kak-zaryadit-moto-akkumulyator.html

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector