Сцепление шин с дорогой: как проверить, что на это влияет

Шины

Сцепление шин является ключевым фактором для безопасного и эффективного вождения. Это относится к взаимодействию между шиной и дорожным покрытием, которое определяет, насколько хорошо автомобиль может тормозить, разгоняться и проходить повороты. Сцепление шин зависит от нескольких факторов, часть из которых находится под контролем водителя, а часть — нет. В этой статье мы объясним, что такое сцепление шин, как его проверить и на что это влияет.

Что такое сцепление шин?

Сцепление шин — это результат сил трения, которые возникают в контактном участке между шиной и дорогой. Трение — это сила, противодействующая относительному движению двух поверхностей в контакте. Трение можно разделить на два типа: статическое и кинетическое. Статическое трение действует, когда две поверхности не движутся относительно друг друга, в то время как кинетическое трение действует, когда они движутся.

Когда автомобиль едет по сухой дороге, статическое трение является доминирующей силой, обеспечивающей сцепление шин. Это происходит потому, что элементы протектора шины постоянно находятся в контакте с дорожной поверхностью, и они деформируются и защёлкиваются с неровностями дороги. Статическое трение толкает шину вперед и предотвращает ее скольжение или занос.

Когда автомобиль движется по мокрой или скользкой дороге, кинетическое трение становится более важным для сцепления шин. Это происходит потому, что наличие воды, льда или других веществ уменьшает площадь контакта и защёлкивание между шиной и дорогой. Кинетическое трение помогает замедлить или остановить вращение шины, когда она теряет сцепление.

Как проверить сцепление шин?

Существует несколько способов проверки сцепления шин, в зависимости от ситуации на дороге и доступного оборудования. Некоторые из распространенных методов:

  • Использование манометра для измерения давления в шинах. Давление в шинах влияет на размер и форму контактного пятна, а также на жёсткость и гибкость шины. Недонакачанные шины имеют большие контактные пятна, но меньшую жёсткость, что уменьшает сцепление и увеличивает сопротивление качению. Переопасенные шины имеют меньшие контактные пятна, но большую жёсткость, что увеличивает сцепление, но снижает комфорт и сцепление на неровных поверхностях. Оптимальное давление в шинах зависит от типа автомобиля, нагрузки, скорости и температуры окружающей среды.
  • Использование измерителя глубины протектора для измерения остаточной глубины протектора. Глубина протектора влияет на способность шины удалять воду, грязь, снег или другие вещества с контактного пятна. Изношенные шины имеют меньше протектора и меньше протекторных канавок, что уменьшает сцепление и увеличивает риск аквапланирования. Законно установленная минимальная глубина протектора различается от страны к стране, но обычно составляет от 1,6 мм до 3 мм.
  • Измерителя угла скольжения для измерения угла скольжения шины. Угол скольжения — это угол между направлением движения шины и направлением ее продольной оси. Угол скольжения показывает, насколько шина скользит или заносится по отношению к дороге. Маленький угол скольжения означает, что шина катится с минимальным скольжением, в то время как большой угол скольжения означает, что шина скользит с минимальным катанием. Умеренный угол скольжения желателен для оптимального сцепления шин, так как он позволяет некоторую деформацию и защёлкивание протектора шины с дорожной поверхностью.
  • Использование измерителя коэффициента трения для измерения коэффициента трения между шиной и дорогой. Коэффициент трения — это безразмерное число, представляющее, насколько большое трение между двумя поверхностями в контакте. Он варьируется от 0 (отсутствие трения) до 1 (максимальное трение). Коэффициент трения зависит от многих факторов, таких как материалы, шероховатость, температура и чистота поверхностей, а также нормальная сила и скорость скольжения между ними.
Читайте по теме:  Как подобрать шины и диски для вашего автомобиля

Что влияет на сцепление шин?

Как упоминалось ранее, сцепление шин зависит от нескольких факторов, часть из которых находится под контролем водителя, а часть — нет. Вот некоторые из них:

Фактор Описание Под контролем водителя
Материал шины Резиновая смесь и добавки, используемые при изготовлении шины, влияют на ее твердость, упругость, долговечность, стойкость к износу и тепловые свойства. Нет
Конструкция шины Дизайн и расположение кордов, резиновой смеси, ободков, бортов и рисунка протектора влияют на прочность, устойчивость, гибкость и производительность шины. Нет
Давление в шинах Количество воздуха в шине влияет на ее размер, форму, жесткость и гибкость. Да
Износ шины Степень износа протектора шины влияет на его глубину и канавки, а также на способность удалять воду и другие вещества с контактного участка. Да
Дорожное покрытие Материал, шероховатость, температура, чистота и состояние дороги влияют на площадь контакта и защёлкивание между шиной и дорогой. Нет
Состояние дороги Наличие воды, льда, снега, грязи, масла или других веществ на дороге влияет на коэффициент трения и риск аквапланирования между шиной и дорогой. Нет
Нагрузка на автомобиль Вес и распределение нагрузки между пассажирами или грузом влияют на нормальную силу и контактное пятно между шиной и дорогой. Да
Скорость автомобиля Скорость и ускорение автомобиля влияют на скорость скольжения и угол скольжения между шиной и дорогой. Да
Подвеска автомобиля Система, соединяющая кузов автомобиля с колесами, влияет на стабильность, комфорт, управляемость автомобиля, а также на силу и выравнивание между шиной и дорогой. Да
Окружающая температура Температура воздуха вокруг автомобиля влияет на давление в шинах, свойства материала шины и свойства дорожного покрытия. Нет
Стиль вождения Способ, которым водитель управляет автомобилем, влияет на торможение, разгон и силы при прохождении поворотов между шиной и дорогой. Да
Читайте по теме:  Почему нужно избегать езды на зимних шинах летом

Вывод

Сцепление шин — это сложное явление, включающее множество физических и химических факторов. Оно является необходимым для безопасного и эффективного вождения, поскольку определяет, насколько хорошо автомобиль может тормозить, разгоняться и проходить повороты. Сцепление шин можно проверить различными методами, такими как измерение давления в шинах, глубины протектора, угла скольжения или коэффициента трения. На сцепление шин влияют различные факторы, часть из которых контролируется водителем, а часть — нет. Понимая, что такое сцепление шин, как его проверить и на что оно влияет, водители могут улучшить безопасность и производительность вождения.

Оцените статью
Добавить комментарий