Назначение и принцип работы датчика абсолютного давления
Датчик давления предназначен для измерения абсолютного давления, которое представляет собой давление воздуха относительно вакуума. Полученные данные используются системой управления двигателем для расчета плотности воздуха и его расхода за счет оптимизации подготовки топливовоздушной смеси. Устройство действует как альтернатива расходомеру, а в некоторых моделях автомобилей работает совместно с расходомером.
Современные датчики используют две технологии измерения: микромеханическую и тонкопленочную. Первый более прогрессивен, так как дает более точные измерения, и большинство датчиков сделано именно на его основе. При наличии турбонагнетателя в двигателе между компрессором и коллектором размещается дополнительный датчик, который регулирует давление наддува в соответствии с потребностями двигателя, конструктивно идентичный MAP.
В конструкции датчика давления воздуха 2 камеры: атмосферная, подключенная к впускному коллектору, и вакуумная. Также к диафрагме подключены 4 тензодатчика и электронный чип. Давление воздуха воздействует на диафрагму и смещает тензодатчики, которые в зависимости от положения изменяют сопротивление, что в конечном итоге влияет на ширину импульса от микросхемы к блоку управления.
Чувствительные полупроводники для увеличения импульса соединены мостом, а выходное напряжение варьируется от 1 до 5 В. Полученное напряжение позволяет ЭБУ определять давление во впускном коллекторе — чем оно выше, тем выше учитываемый показатель. В зависимости от типа датчика он выдает разный тип сигнала: цифровой или аналоговый. В аналоговом устройстве также установлен аналого-цифровой преобразователь.
Датчик получает следующие показания давления воздуха:
- Воздушный поток, попадающий в коллектор, давит на мембрану прибора и изгибается.
- При механическом растяжении диафрагмы на тензодатчиках изменяется сопротивление, то есть наблюдается пьезорезистивный эффект.
- Напряжение изменяется пропорционально сопротивлению тензодатчиков.
- Полупроводники в датчике имеют перемычку и очень чувствительны. Электрическая цепь, расположенная в устройстве, усиливает напряжение моста, в результате на выходе оно изменяется в пределах 1-5 В.
- На основе выходного напряжения, подаваемого на блок управления, рассчитывается уровень давления на впускном клапане. Более высокое напряжение соответствует более высокому давлению.
Признаки неисправности датчика абсолютного давления
На сбой в работе ДАД указывают следующие симптомы:
- Повышенный расход топлива. Устройство отправляет в блок управления данные о высоком давлении воздуха, которое на самом деле намного ниже. По этой причине BU впрыскивает в цилиндры богатую смесь.
- Уменьшается динамика двигателя, что не улучшается при прогреве.
- При работающем двигателе из выхлопной трубы пахнет горючим.
- При работающем двигателе даже в жаркую погоду выделяется белый выхлоп.
- Двигатель на холостом ходу долго не тормозит.
- При переключении передач заметны толчки автомобиля.
- Нестабильная работа двигателя на всех режимах работы, наличие посторонних шумов, часто переходящих в гудение.
Возможные причины неисправности
Датчик абсолютного давления — довольно надежное устройство, но иногда он выходит из строя, в результате чего двигатель переключается в аварийный режим и даже не запускается. Причин неисправности ДАД несколько:
- Плохое соединение между датчиком и впускным фитингом.
- Коксовый трубопровод, который достаточно гибкий.
- Выход из строя датчика температуры воздуха, который связан с МАР и иногда совмещен с ним в корпусе.
- Сброс давления в вакуумной трубке из-за повреждения или отсоединения датчика.
- Обрыв «массового» контакта».
- Неисправность внутри датчика.
Расположение прибора
Разобравшись, что такое ДАД, нужно определиться, где его искать в машине. Этот тип устройства используется только на автомобилях, оснащенных инжекторными двигателями, особенно если они также оснащены нагнетателем и системой наддува.
Часто устройство располагается на впускном коллекторе, кроме того, есть модели, в которых он крепится непосредственно к кузову в моторном отсеке, а впускной коллектор и штуцер соединяются шлангом.
Даже если в автомобиле нет расходомера воздуха, MAP можно установить и выполнять возложенные на него задачи.
Как почистить ДАД
В процессе эксплуатации устройство постепенно покрывается грязью, что снижает чувствительность диафрагмы. По этой причине могут наблюдаться симптомы, указывающие на сбой в работе ДАД. Чтобы очистить его от загрязнений, необходимо его разобрать.
В зависимости от модели автомобиля положение датчика меняется. Если двигатель с турбонаддувом, их может быть два, один из которых будет на турбине, а второй — на впускном коллекторе. Для крепления в любом случае будут использоваться болты — один или два, в зависимости от конструкции.
Для очистки датчика запаситесь активированным углем или аналогичными чистящими средствами. Сначала приводится в порядок корпус, затем тщательно очищаются контакты. Наибольшее внимание уделяется уплотнительному кольцу и диафрагме. С ними нужно быть осторожнее, главное не допустить порчи. Достаточно сбрызнуть определенным количеством чистящего состава, после чего залить его вместе с удаленными загрязнениями.
Очистка восстанавливает чувствительность датчиков, и если проблема заключалась только в загрязнении, диагностика покажет, что датчик в хорошем состоянии и двигатель будет работать в штатном режиме. Если манипуляции не помогли, следует приобрести новый прибор на замену.
- https://voditelauto.ru/kak-proverit-datchik-absolutnogo-davleniya/
- https://avtoehlektrika.ru/oborudovanie/datchik-dmrv-reno-daster-gde-nahoditsya.html
- https://osensorax.ru/davleniye/datchik-absolyutnogo-davleniya
- https://1gai.ru/publ/524101-priznaki-neispravnosti-vosmi-osnovnyh-datchikov-avtomobilja.html
- https://avtohelpeer.ru/datchiki-inzhektora-daster-opisanie-i-neispravnosti/
- https://MoyLacetti.ru/kak-proverit-dad/