Конструкция проводов АКБ
В целом, кабель для подключения к аккумулятору сконструирован простым образом. В его основе лежит многожильный медный кабель большого сечения (от 16 до 80 квадратных миллиметров и более), заключенный в однослойную или многослойную изоляцию из ПВХ, материалов на основе резины или других полимеров. На каждом конце кабеля установлены клеммы, одна для подключения к клемме аккумулятора, а другая для подключения к стартеру, «земле» или другим потребителям. В месте соединения кабеля с клеммой можно использовать дополнительную изоляцию.
Со стороны батареи клемма должна соответствовать одному из вышеуказанных стандартов. Наиболее часто используемыми клеммами являются обжимные клеммы, которые подходят для батарей с коническими клеммами. С обратной стороны обычно используются винтовые силовые клеммы в виде лопастей или сплющенных трубок. В перемычке обе клеммы соответствуют одному стандарту, но одна из них является плюсовой, а другая — минусовой. Конструкция, размеры и конфигурация клемм зависят от модели автомобиля, для которого предназначен кабель.
Клеммы можно защитить от грязи, воды и других негативных воздействий с помощью пластиковой крышки. На кабель может быть дополнительно нанесена гофрированная изоляция.
Типы проводов аккумуляторных батарей
Аккумуляторные кабели различаются по назначению, производительности и некоторым конструктивным особенностям.
Существует три основных типа кабелей в зависимости от их назначения:
- Кабели стартера/стартерной батареи;
- Прыгуны;
- Кабель заземления.
Первый тип — это основной кабель, который соединяет стартер и другие компоненты электрической системы с аккумулятором. Перемычки используются для последовательного соединения двух батарей в электрических системах 24 В. Провода заземления используются для подключения аккумулятора к заземлению (общему проводу) автомобиля.
Они также делятся на «плюсовые» и «минусовые» провода. — для подключения к положительной или отрицательной клемме аккумулятора соответственно. Эти кабели различаются по длине и конфигурации в зависимости от автомобиля.
Кабели и перемычки основной батареи всегда оснащены клеммами для подключения к батарее, которые различаются по размеру и материалу. Клеммы различаются по материалу:
- Латунь или медь без покрытия;
- Латунь или медь со свинцом, оловом-висмутом или другими сплавами;
- Свинец или свинцовые сплавы.
Клеммы из меди и медных сплавов на стороне подключения батареи используются реже, чем другие типы, поскольку они подвержены коррозии и разрушению в результате электрических реакций. Чаще всего используются клеммы из свинцового сплава и клеммы с твердым свинцовым покрытием, поскольку они наиболее устойчивы к контакту со свинцовыми клеммами аккумулятора. В некоторой степени используются алюминий и другие сплавы.
Провода делятся на несколько основных типов по размеру и типу клемм:
- Европейские конические (стандарт, Euro, тип 1, DIN/JIS) — внутренний диаметр 19,5 (‘+’) и 17,9 (‘-‘);
- Японские конусы (тип 2, JIS) — внутренний диаметр 14,7 («+») и 13,0 («-«);
- Азиатские шишки (тип 3) — внутренний диаметр 12,7 (‘+’) и 11,1 (‘-‘);
- Для затвора российского стандарта;
- Болты и винты американского стандарта;
- Другие стандарты Скрученные, болтовые и шарнирные соединения.
Наиболее распространены аккумуляторы с европейскими и азиатскими коническими клеммами, поэтому большинство аккумуляторных кабелей оснащены соответствующими типами клемм. Однако сегодня на рынке можно найти кабели для любых клемм и батарей.
Наконец, аккумуляторные кабели можно разделить на две группы по их функциональности:
- Стандартные кабели и перемычки без возможности дополнительных подключений;
- Кабели и перемычки с дополнительными клеммами, ответвлением (дополнительным выводом) или возможностью подключения одного или трех проводов.
Второй тип кабеля имеет выход с клеммного конца со стороны батареи, что позволяет некоторым потребителям подключаться непосредственно к батарее или делать дополнительное подключение к «земле». Перемычки могут включать клемму для подключения некоторого оборудования к средней точке.
Место провода АКБ в электросистеме автомобиля и его принцип работы
Как упоминалось ранее, кабели аккумулятора выполняют две основные задачи:
- Подача питания на стартер при запуске двигателя;
- Обеспечение энергией электрической системы автомобиля.
Наиболее распространенная схема подключения кабелей аккумулятора выглядит следующим образом:
- Один провод (обычно положительный) напрямую подключается к стартеру;
- Другой провод подключается к «земле» автомобиля (к кузову, есть также выход на блок двигателя).
При запуске двигателя по проводам аккумулятора протекают большие токи — от 200 до 1000 А — и они имеют определенное электрическое сопротивление, которое, в силу закона Ома, вызывает падение напряжения на проводах и их нагрев. Согласно отраслевому стандарту ОСТ 37.001.052-2000, падение напряжения в пусковых кабелях должно быть менее 2 В на 1 000 А, а это может быть обеспечено только при использовании кабелей большого сечения, изготовленных из металла с низким удельным сопротивлением. Поэтому кабели для аккумуляторов теперь изготавливаются из меди и имеют сечение не менее 16 квадратных миллиметров — только такие кабели могут обеспечить нормальную работу стартера без чрезмерного нагрева и каких-либо негативных последствий.
Кабели аккумулятора подвергаются значительным нагрузкам и со временем теряют свою прочность и свойства, поэтому время от времени их необходимо ремонтировать или заменять. В случае их замены новые кабели должны быть правильно подобраны и правильно установлены — только в этом случае электрическая система автомобиля будет работать надежно и безопасно.
- https://Acums.ru/akkumulyatory/avtomobilnye/kak-postavit-akkumulyator-v-mashinu
- https://www.zr.ru/content/articles/581542-kak_prikurit_akkumulator_pravilnyje_puskovyje_provoda/
- https://ProAkkym.ru/avto/kak-podkljuchit-akkumuljator-k-mashine
- https://batts.pro/kak-podklyuchat-akkumulyator-k-mashine/
- https://litezona.ru/provoda-dlja-soedinenija-akkumuljatorov/